ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-36813/2022 от 03.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5198/23

Екатеринбург

03 августа 2023 г.

Дело № А07-36813/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 по делу № А07- 36813/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу по заявлению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Контрольно-счетной палате городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительными акта и представления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представительКонтрольно-счетной палаты городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Туктарова Н.М. (доверенность от 20.04.2023).

Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, содержащим требование признать недействительными:

акт по результатам контрольного мероприятия «Проверка эффект бюджетных средств, выделенных Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках муниципальной программы «Развитие земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в 2021 году и отдельных вопросов по иным периодам» от 14.10.2022;

представление Контрольно-счетной палаты городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, КСП Уфы) № 27 от 07.11.2022.

Решением суда первой инстанции от 16.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель указывает на возможность применения мер ответственности в случае неисполнения предписания. Проанализировав выявленные нарушения, указанные в пунктах 1 - 9, 13 Представления КСП, Управление приходит к выводу о том, что КСП Уфы вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования. Требования пунктов 1 - 9 представления выходят за рамки бюджетных правоотношений. Ни в акте проверки, ни в самом оспариваемом представлении не приведено обстоятельств нарушения Управлением именно бюджетного законодательства, в частности несоблюдения принципов адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 БК РФ, эффективности использования бюджетных средств, иных принципов либо нарушений иных норм бюджетного законодательства. КСП не отмечено, какие нормы бюджетного законодательства нарушены Управлением. В то же время, контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства в силу положений ст. 268.1 БК РФ и Федерального Закона № 6 не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Компетенция органа государственного финансового контроля по выдаче представлений является ограниченной и обусловлена фактом совершения соответствующим хозяйствующим субъектом бюджетных нарушений, а не любых установленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства.

Также, Управление считает, что нарушения КСП Уфы, изложенные в пунктах 10, 12 - 22 Представления, необоснованные:

пункты 1, 2 Представления: в приложениях № 1 и № 3 к отчету о достигнутых значениях целевых индикаторов и показателей эффективности реализации муниципальной программы «Развитие земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» отчетные показатели по мероприятиям 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.4, 3.4, 3.5, 4.1-4.3, 5.7 (показатели 1.1.1.1 - 1.1.1.3, 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.2.1, 3.1.1.1 - 3.1.1.4, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.1.2.1, 4.1.2.2, 5.1.1.2) внесены с нарастающим итогом с момента начала исполнения муниципальной программы в соответствии с п. п. 4.1. п. 4 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.06.2015 № 2435.

Нарушение, указанное в пункте 3 Представления было устранено в ходе проверки, однако КСП Уфы необоснованно включило его в настоящее Представление. В течение 2021 года в программу изменения вносились только в целях приведения в соответствие с бюджетом на текущий год.

Относительно нарушения, указанного в пункте 5 Представления, отмечает, что проект постановления по внесению изменений в действующую муниципальную программу находится на стадии согласования с 14.09.2022.

По пункту 16 Представления отмечает, что экспертиза была проведена в целях определения соответствия части выполненных отчетов федеральному законодательству об оценочной деятельности для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и не могла быть размещена в реестре в качестве информации и документов об исполнении контракта, поскольку оказанные услуги не были приняты Управлением.

В пункте 17 Представления, указывает, что оплата по контракту не произведена, поскольку субсидии из бюджета Республики Башкортостан не поступили. В платежном поручении № 215286 от 30.08.2021 в назначении платежа ошибочно указан номер муниципального контракта № 030130024762001970 от 26.01.2021, при этом акт № 2 от 30.07.2021 указан верно. В платежном поручении № 215297 от 31.08.2021 в назначении платежа ошибочно указан номер муниципального контракта № 030130024762001970 от 26.01.2021, при этом акт № 1 от 17.08.2021 указан верно. Данные платежные поручения размещены в ЕИС 02.09.2021 (платежное поручение № 215286 от 30.08.2021) и 06.09.2021 (платежное поручение № 215297 от 31.08.2021) соответственно.

По пункту 18 время сдача и приемка работ произведена с отклонением в 1 рабочий день в связи с технической ошибкой.

Касательно пункта 20 указывает также на то, что оплата произведена после поступления бюджетных средств.

По пункту 21 указывает, что экспертиза проведена заказчиком своими силами, документом, подтверждающим проведение экспертизы, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги).

По пункту 22 указывает, что приемка работ с нарушением срока на 1 день произведена в связи с технической ошибкой, по договору, заключенному с ООО «Аналитик Центр» ссылается на наличие обстоятельств, препятствующих своевременной приемки работ.

По своей сути, доводы аналогичны доводам, указанным в апелляционной жалобе Управления.

Заинтересованное лицо с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами КСП Уфы от 05.08.2022 № 79 от 29.09.2022 № 104 проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках муниципальной программы «Развитие земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Республики Башкортостан» в 2021 году и отдельных вопросов по иным периодам» в Управлении.

По итогам проведенного контрольного мероприятия составлен акт проверки 14.10.2022, в котором отражен перечень выявленных нарушений, а в последующем, 07.11.2022 КСИ Уфы вынесено в адрес Управления представление № 27 с возложением обязанности незамедлительно устранить выявленные нарушения, возместить нанесенный муниципальному образованию ущерб и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.

Не согласившись с нарушениями, отраженными в акте контрольного мероприятия, а также в представлении № 27, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых акта и представления недействительными с учетом следующего.

Судами установлено, что в рамках полномочий КСП Уфы, установленных ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), статьей 20 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.02.2022 № 9/6 на имя начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было направлено представление от 07.11.2022 № 27, в котором предлагалось:

1. Привести муниципальную Программу в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 15.06.2015 № 2435 с учетом указанных в представлении замечаний.

2. Представить в КСП Уфы измененное штатное расписание, структуру, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, исключающие дублирующие функции структурных подразделений УЗИО.

3. Принять меры и представить в КСП Уфы должностную инструкцию начальника УЗИО - Кирилловой И.В. с актуальными функциональными обязанностями, полномочиями и мерами ответственности.

4. Разработать и представить в КСП Уфы дорожную карту по сокращению и недопущению впредь неэффективных расходов на оплату субсидии управляющим и ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с отоплением, оказанием услуг по содержанию и ремонту незанятых помещений муниципального фонда.

5. Определить конкретное структурное подразделение по ведению реестра заключенных с управляющими и ресурсоснабжающими организациями соглашений о предоставлении субсидии и представить указанный реестр за 2021-2022 годы в КСП Уфы.

6. Разработать проект правового акта городского округа город Уфа Республики Башкортостан и представить в КСП Уфы принятый документ, определяющий порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в отношении муниципальной собственности и взаимодействие соответствующих служб и подразделений.

7. При проведении закупок обеспечить исполнение положений Закона № 44-ФЗ в том числе:

доначислить подрядчику неустойку (пени) в сумме на 895,36 руб. по контракту № 0301300247620000463 от 03.06.2021;

начислить неустойку (пени) по договорам, заключенным с единственным подрядчиком (№ 74.90 от 04.08.2021, номер закупки КМЗ-2021-002255; № 74.90 от 30.03.2021, номер закупки КМЗ-2021-001950; № ИМЗ-2021-046688);

исполнить обязательства по контракту № 0301300247621000230 от 11.05.2021 на сумму 229 000,00 руб.

8. Принять исчерпывающие меры по возмещению средств на сумму 15 940 006,90 руб., оплаченных ИП Ковалевская Светлана Ефимовна на основании договора уступки права требования от 30.03.2021 б/н.

9. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, ответственных за допущенные нарушения, в том числе повлекшие неэффективные расходы, нецелевое использование средств, нарушение Закона № 44-ФЗ, внесение недостоверной отчетности к дисциплинарной ответственности.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансирование деятельности УЗИО в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется программным методом.

Правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан урегулированы постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.06.2015 № 2435 (далее - Правила разработки муниципальных программ).

Муниципальная программа городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - муниципальная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Во исполнение ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.07.2016 № 1146 была утверждена муниципальная программа «Развитие земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

При проведении контрольного мероприятия в УЗИО были проверены эффективность использования бюджетных средств городского округа городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации и оценки эффективности муниципальной программы УЗИО. Тем самым, КСП Уфы осуществляла деятельность в рамках действующих нормативно-правовых актов.

В пределах полномочий, определенных нормами действующего законодательства, а также Положением о КСП Уфы, в рамках исполнения годового плана в УЗИО было проведено контрольное мероприятие, по итогам которого КСП Уфы принят акт контрольного мероприятия от 14.10.2022, а также в адрес УЗИО было направлено представление № 27 от 07.11.2022 об устранении выявленных нарушении, срок исполнения нарушений определен до 23.12.2022.

На основании обращения заместителя начальника УЗИО Р.А. Валеева (исх. № 32293 от 28.12.2022) срок исполнения представления продлен до 01.03.2023. Уведомление КСП Уфы (исх. № 678 от 29.12.2022) о продлении срока рассмотрения представления получено УЗИО 30.12.2022.

Кроме того, в адрес КСП Уфы поступил ответ УЗИО (исх. № 32293 от 23.12.2022) на представление (исх. № 27 от 07.11.2022) о частичном исполнении представления - УЗИО был подготовлен проект постановления о внесении изменений в муниципальную программу, который был представлен для экспертизы в КСП Уфы. КСП Уфы направило в УЗИО положительное заключение указанный проект постановления (исх. № 673 от 27.12.2022).

Пункты 1 резолютивной части представления КСП Уфы от 07.11.2022 № 27 исполнен УЗИО.

В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета городского округа, составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

Согласно п. 10 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.09.2022 № 18/4 проект бюджета городского округа составляется и утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период).

Правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан урегулированы постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 июня 2015 года № 2435 (далее - Правила разработки муниципальных программ).

Во исполнение ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.07.2016 № 1146 была утверждена муниципальная программа «Развитие земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее - муниципальная программа УЗИО).

Пунктом 5.2. Правил разработки муниципальных программ установлено, что ответственный исполнитель своевременно готовит полугодовой и годовой отчеты о реализации муниципальной программы и представляет их в установленные Порядком сроки в Управление экономики и инвестиций, а также по запросу Финансового управления и Контрольно-счетной палаты городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Отчетным периодом для сдачи отчетов по муниципальной программе установлены - полгода и год.

Согласно п. 6.6 Правил разработки муниципальных программ, подготовка полугодовых и годовых отчетов производится по форме согласно приложению № 7 к Порядку в соответствии с Методическими рекомендациями, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы САПФИР.

Отчет о реализации муниципальной программы содержит информацию о:

а) достигнутых значениях целевых индикаторов и показателей муниципальной программы;

б) расходах на реализацию муниципальной программы за счет всех источников ее финансового обеспечения;

в) выполнении мероприятий муниципальной программы;

г) достижении плановых значений сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках муниципальной программы (информация приводится по итогам года).

Дополнительно к полугодовому и годовому отчетам прилагается пояснительная записка к отчету о ходе и об оценке эффективности реализации муниципальной программы по форме согласно приложению Е к Методическим рекомендациям.

Согласно п. 4.1. Требований к заполнению отчетов о ходе и об оценке эффективности реализации муниципальной программы указывается следующая информация:

В разделе 1 приложения № 7 к Порядку «Отчет о достигнутых значениях целевых индикаторов и показателей муниципальной программы» наименования и плановые значения целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (далее - ЦИиП) приводятся строго в соответствии с утвержденной версией муниципальной программы на конец отчетного периода с разбивкой на показатели муниципальной программы и подпрограмм. По каждому ЦИиП указывается статус его выполнения (выполнено/не выполнено). ЦИиП считаются выполненными при 100-процентном достижении их плановых значений. Информация об уровне достижения ЦИиП приводится нарастающим итогом к предыдущему отчетному периоду. В случае отсутствия на отчетную дату фактического значения ЦИиП указывается его оценочное значение.

В разделе 2 приложения № 7 к Порядку «Отчет о расходах на реализацию муниципальной программы за счет всех источников ее финансового обеспечения» указываются:

а) в графе «Предусмотрено на реализацию муниципальной программы в текущем году» - показатели уточненного плана текущего финансового года по состоянию на отчетную дату по всем источникам финансирования, предусмотренным в муниципальной программе. При этом сумма предусмотренного объема финансового обеспечения по источникам финансирования не может быть ниже суммы объема освоенных средств;

б) в графе «Освоено за отчетный период» - суммы по данным месячного отчета об исполнении бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на отчетную дату.

В разделе 3 приложения № 7 к Порядку «Отчет о выполнении мероприятий муниципальной программы» наименования и плановые значения показателей непосредственных результатов мероприятий приводятся строго в соответствии с утвержденной версией муниципальной программы на конец отчетного периода. Значение результата в графе «Достигнутый непосредственный результат» указывается по состоянию на отчетную дату. Информация об уровне выполнения мероприятий приводится нарастающим итогом с начала года. В случае отсутствия фактического значения непосредственного результата на отчетную дату указывается оценочное значение непосредственного результата.

Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

мероприятие, реализуемое единожды за период реализации муниципальной программы, считается выполненным в полном объеме при достижении планового значения его непосредственного результата реализации;

мероприятие, непосредственный результат реализации которого имеет ежегодное конечное значение, считается выполненным в полном объеме, если значение непосредственного результата достигнуто в 100% случаев реализации муниципальной программы;

мероприятие, реализация которого осуществляется более 1 года, считается выполненным в полном объеме при достижении конечного планового значения его непосредственного результата.

Учитывая изложенное, отчетным периодом для сдачи отчетов по муниципальной программе установлены - полгода и год, а не период с начала реализации программы.

В нарушение вышеуказанных требований при сдаче отчета УЗИО было выявлено искажение отчетных данных:

По данным отчета об исполнении муниципальной программы в 2021 году мероприятия муниципальной программы были направлены на достижение 10 целевых индикаторов и показателей, уровень которых варьировался от 83,3% до 130%. Согласно отчетным данным УЗИО, которые были представлены в управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, из 10 целевых индикаторов и показателей достигнуты плановые значения по 7 индикаторам и показателям, по 3 индикаторам и показателям плановые значения не достигнуты.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что фактически ЦИиП за 2021 год не достигнуты по 7 индикаторам и показателям из 10 и не соответствуют фактическому исполнению муниципальной программы.

Таким образом, в нарушение пп. м) п. 5.2, пп. а), пп. в) п. 6.6 Правилами разработки муниципальных программ, допущено искажение отчетной информации за 2021 год.

По вопросам закупок (пункты 15 - 22 Представления).

На КСП Уфы в рамках полномочий возложен контроль в сфере закупок. Данные органы в порядке, урегулированном главой 26 БК РФ, полномочны проверять соблюдение заказчиком (главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств) предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдение условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта (ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

В ходе контрольного мероприятия в УЗИО была проведена выборочная проверка процедур в рамках реализации муниципальной программы (заключения и исполнения договоров, закупок товаров, работ и услуг, соглашений о субсидировании и пр.). Информация проверялась с сайта «Единая информационная система (ЕИС)» на сайте zakupki.gov.ru. установлено следующее:

1) При исполнении контракта № 0301300247621000534 от 21.07.2021 (регистрационный № 3027613008521000031) Заказчик (УЗИО) провел экспертизу отдельных этапов выполненных работ с привлечения экспертной организации (Ассоциация «Русское общество оценщиков», договор № 813/2021 от 08.09.2021). По результатам проведенной внешней экспертизы установлено несоответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки, СПОД. Выводы, сделанные поставщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны необоснованными, а величина итоговой рыночной стоимости объекта оценки на дату оценки - недостоверной.

Заказчик в своем решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0301300247621000534 от 21.07.2021, размещенного в реестре контрактов 21.10.2021, ссылается на заключение экспертной организации по результатам экспертизы отдельных этапов исполнения Контракта поставщиком.

Однако в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ по указанному контракту Заказчик не включил в реестр контрактов и не направил в орган, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информацию о проведении экспертизы (результат), что является основанием для привлечения к административной ответственности.

Доводы заявления в указанной части являются необоснованными, в силу императивности применения ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, в обоснование заявления по указанному пункту заявитель ссылается на постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», которое вступило в законную силу 03.02.2022 (за исключением отдельных положений). Проверка осуществлялась в отношении муниципального контракта, исполненного в 2021 году. В отношении исполнения контракта действовала ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

2) По муниципальному контракту № 0301300247621000230 (открытый конкурс в электронной форме) извещение № 0301300247621000230 от 04.06.2021 (размещено по редакции Закона ФЗ-44 от 30.04.2021). Контракт заключен 11.05.2021.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения информации о конкурентной закупке) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, если в извещении об осуществлении закупки установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

В нарушении п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик не исполнил обязательства по контракту в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в срок, предусмотренный в контракте. Причиной, по которой заказчик не оплатил выполненные работы, является отсутствие софинансирования с республиканского бюджета.

Срок выполнения работ по контракту 0301300247621000230 от 29.03.2021 (регистрационный № 3027613008521000021) - с момента заключения контракта по 30.11.2021 года. В контракт внесены изменения от 06.08.2021 в части источника финансирования (конкретно расписано с какого уровня бюджета какая сумма выделяется по данному контракту):

- бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2021 год в сумме 2 290,00 руб.;

- субсидии из бюджета Республики Башкортостан в сумме 226 710 руб.

Акт сдачи - приема выполненных работ принят заказчиком 27.08.2022.

Однако на момент внесения представления, информация об оплате по контракту в КСП Уфы не была представлена.

Управление ссылается на отсутствие бюджетных средств для оплаты по контракту.

Вместе с тем, то обстоятельство, что в рассматриваемом случае финансирование ответчика происходит за счет лимитов бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые в соответствии со статьей 124 ГК РФ строятся на основе принципа равноправия сторон.

3) Муниципальный контракт № 0301300247621000170 был заключен 12.04.2021 по итогам электронного аукциона. Извещение 0301300247621000170 от 16.03.2021 (размещено по редакции Закона ФЗ-44 от 24.02.2021).

По указанному контракту акты выполненных работ № 1 от 17.08.2021 и № 2 от 30.07.2021 на общую сумму 6 056,57 рублей приняты заказчиком 28.08.2021 и 20.08.2021 соответственно.

В реестре контрактов размещены платежные поручения № 215286 от 30.08.2021 и № 215297 от 31.08.2021 на суммы, соответствующие актам № 1 и № 2, но указанная в платежных поручениях информация о номере контракта (0301300247620001970) не соответствует информации из реестра контрактов по контракту № 0301300247621000170.

Правилами осуществления перевода денежных средств, утвержденных положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П установлены обязательные требования по содержанию реквизитов в платежных поручениях, согласно которым ссылка на договор (контракт) является обязательной.

Согласно платежным поручениям № 215286 от 30.08.2021 и № 215297 от 31.08.2021, содержащихся в реестре контрактов разделе «Информации об исполнении по контрактам», заказчик осуществил оплату по другому муниципальному контракту, что не допустимо в рамках исполнения обязательств по заключенному муниципальному контракту № 0301300247621000170 от 12.04.2021.

Управление ссылается, что в платежных поручениях ошибочно было указано наименование муниципальных контрактов.

4) По договору № 74.90 от 08.04.2021, заключенного с ООО «Консалт», срок исполнения договора был определен до 22.04.2021. Согласно п. 4.3 раздела 4 договора срок приемки по договору № 74.90 установлен в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 4.2 договора (отчета об оценке, акта сдачи-приема оказанных услуг, счет-фактуры или счета).

На основании ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. С учетом праздничных и нерабочих дней в мае 2021, крайней датой принятия заказчиком данного акта является 18.05.2021. Заказчиком акт № 064 подписан 20.05.2021, позже срока, установленного договором.

Таким образом, в нарушение условий исполнения контракта № 74.90 от 04.08.2021 (номер закупки КМЗ-2021-002254) заказчик подписал, представленный поставщиком акт № 064 от 23.04.2021 позже срока, установленного в п. 4.3 раздела 4 договора.

В нарушение ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик не начислил неустойку (пени) исполнителю за 1 день просрочки.

Аналогичные нарушения были допущены по заключенным договорам с ООО «Аналитик Центр», ООО «Строй Дом Проект», ООО «Экспертно-оценочному центру «Догма».

В рамках исполнения представления от УЗИО в адрес ООО «Консалт», ООО «Аналитик Центр», ООО «Строй Дом Проект», ООО «Экспертно-оценочному центру «Догма» направлены требования (претензии) (исх. № УЗ-9838 от 22.12.2022, № УЗ-9840 от 22.12.2022, № УЗ-9841 от 22.12.2022, № УЗ-9842 от 22.12.2022) об оплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств по заключенным договорам (копии писем прилагаются). Информацию об оплате начисленных пени УЗИО не представило.

Управление ссылается на то, что нарушение срока произошло из-за технической ошибки.

5) В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент исполнении контракта) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. В случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

В нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик осуществил оплату выполненных работ с нарушением сроков:

а) по контракту № 0301300247620000464 от 04.06.2020 (регистрационный № 3027613008520000025): акт № 9 от 17.05.2021 подписан заказчиком 28.05.2021, платежное поручение № 215650 от 15.11.2021;

б) по контракту № 0301300247620000463 от 03.06.2020 (регистрационный № 3027613008520000024): акт сдачи - приема выполненных работ по муниципальному контракту № 0301300247621000463 подписан заказчиком 07.06.2021, платежное поручение № 215652 от 15.11.2021;

в) по контракту № 0301300247620000462 от 03.06.2020 (регистрационный № 3027613008520000023): акт сдачи - приема выполненных работ по муниципальному контракту № 0301300247621000462 подписан заказчиком 10.06.2021, платежное поручение № 215651 от 15.11.2021;

Отсутствие финансирования не освобождает заказчика от его ответственности согласно условиям контракта.

6) Законом № 44-ФЗ в комплекс мер по исполнению контракта включает в себя в том числе проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Частью 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ закреплена обязанность заказчика по проведению экспертизы. При этом законодательством допускается проведение экспертизы заказчиком своими силами, либо к проведению такой экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

К проведению экспертизы силами заказчика привлекаются работники заказчика в соответствии с требованиями законодательства о труде. Результаты проведения экспертизы силами заказчика оформляются в порядке, установленном локальными правовыми актами заказчика. Решение о порядке проведения экспертизы силами заказчика принимается заказчиком самостоятельно с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что закупки осуществлялись в рамках исполнения муниципальной программы, результатам которой является ее исполнение путем проведения мероприятий и достижения целевых показателей, порядок проведения экспертизы силами заказчика должен быть определен локальным актом УЗИО.

На момент окончания проверки локально правового акта по вопросу внутренней экспертизы заказчиком предоставлено не было. В связи с чем, подлежат отклонению соответствующие доводы апелляционной жалобы.

С учетом вышеизложенного, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых акта и представления незаконными, в связи с чем, заявленные требования Управления удовлетворению не подлежат.

Доводы о том, что КСП г. Уфы вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования, судами обоснованно отклонены.

Как указанно в части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ представления выносятся по результатам проведения контрольных мероприятий.

При этом контрольные мероприятия контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации проводят в рамках полномочий, определенных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ определено, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации.

Данное полномочие контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации исполняет, преимущественно, в рамках проведения контрольных мероприятий.

Одними из основных полномочий КСП Уфы является контроль за исполнением бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также эффективностью формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью.

На КСП Уфы в рамках полномочий также возложен контроль в сфере закупок. Данные органы в порядке, урегулированном главой 26 БК РФ, полномочны проверять соблюдение заказчиком (главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств) предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдение условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта (ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

УЗИО осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.03.2020 № 54/7.

УЗИО является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах полномочий, определенных положением об УЗИО.

Учредителем Управления является муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя осуществляются Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Управление имеет статус муниципального казенного учреждения, является юридическим лицом и главным распорядителем средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Таким образом, являясь функциональным структурным подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также главным распорядителем средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УЗИО в соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ, части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ является объектом муниципального финансового контроля. Полномочия КСП Уфы осуществлялись в рамках действующего законодательства.

При проведении контрольного мероприятия в УЗИО были проверены эффективность использования бюджетных средств городского округа городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации и оценки эффективности муниципальной программы УЗИО. Тем самым, КСП Уфы осуществляла деятельность в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Оснований для выводов о том, при выдаче заявителю оспариваемого представления контрольно-счетный орган вышел за пределы полномочий, предоставленных ему Законом № 6-ФЗ не установлено.

Таким образом, отсутствует совокупность условий для удовлетворения заявленных требований, предусмотренная частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены первой и апелляционной инстанциями в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2023 по делу № А07-36813/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи Н.Н. Суханова

Е.А. Кравцова