АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5237/18
Екатеринбург
09 октября 2018 г.
Дело № А07-38532/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – Управление Росимущества в Республике Башкортостан, Управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2018 по делу № А07-38532/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Международный аэропорт «Уфа» (далее – общество «Международный аэропорт «Уфа») – ФИО1 (доверенность от 21.09.2017 № 172/145/2017).
Общество с ограниченной ответственностью «Транстерминал-Аэро» (далее – общество «Транстерминал-Аэро») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Росимущества в Республике Башкортостан о признании расчета арендной платы, рассчитанного на основании рыночной стоимости за период с 10.10.2016 по 31.12.2016 в размере 912 768 руб. 81 коп. и за период с 31.12.2017 в размере 4 241 571 руб. 40 коп., по договору аренды от 30.05.2016 № 10-2016-А недействительным; об обязании ответчика произвести расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером № 02:47:000000:10789 с учетом произведенных платежей по договору аренды от 30.05.2016 № 10-2016-А в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – правила № 582) и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 № 597 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов» (далее – приказ № 597) с учетом произведенных платежей (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество «Международный аэропорт «Уфа».
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.04.2018 (судья Насыров М.М.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (судьи Пивоварова Л.В., Пирская О.Н., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок предназначен для размещения аэропорта и, соответственно, доказательства наличия оснований для применения ставок при определении размера арендной платы. В частности, отсутствуют доказательства, позволяющие отнести объекты незавершенного строительства, принадлежащие истцу, к аэропортовой деятельности. В случае ввода этих объектов в эксплуатацию в будущем истец и ответчик смогут пересмотреть методику определения размера арендной платы. При таких обстоятельствах, по мнению кассатора, сам по себе вид разрешенного использования земельного участка «под объекты техобслуживания воздушных судов, административно-бытовые здания, производственные сооружения, жилые дома, объекты социального назначения» не свидетельствует о том, что земельный участок используется для аэропортовой деятельности. Факт нахождения земельного участка в контролируемой зоне аэропорта, в пределах периметрового ограждения зоны авиационной безопасности, на приаэродромной территории, которая является зоной с особыми условиями использования, сам по себе также не свидетельствует о том, что именно спорный земельный участок используется для аэропортовой деятельности. Материалы дела не содержат доказательства того, что в настоящее время спорный земельный участок относится к какой-либо подзоне приаэродромной территории. Также податель жалобы указывает, что ранее спорный земельный участок предоставлялся в аренду обществу «Международный аэропорт «Уфа» и использовался для деятельности, связанной с аэропортом города Уфы, в связи с чем данный земельный участок относился к аэропорту и являлся его принадлежностью, следовательно, применение при расчете арендной платы ставок, установленных Приказом № 597, являлось обоснованным. Впоследствии права арендатора перешли к истцу. Кассатор отмечает, что согласно данным реестра аэродромов истец не является лицом, эксплуатирующим аэродром города Уфа, соответственно, после перехода прав арендатора спорный земельный участок не является принадлежностью аэропорта и не предназначен для размещения аэропорта, в связи с чем при определении размера арендной платы необходимо руководствоваться рыночной стоимостью земельного участка, а не ставкой.
В отзывах на кассационную жалобу общество «Транстерминал-Аэро» и общество «Международный аэропорт «Уфа» просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером № 02:47:000000:10789, общей площадью 82 042 кв. м, с местоположением: Российская Федерация, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Булгаковский, Аэропорт, с разрешенным использованием – под объекты техобслуживания воздушных судов, административно-бытовые здания, производственные сооружения, жилые дома, объекты социального назначения, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается кадастровым паспортом участка.
Между Управлением (арендодатель) и обществом «Международный аэропорт «Уфа» (арендатор) 30.05.2016 заключен договор № 10-2016-А аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером № 02:47:000000:10789, общей площадью 82 042 кв. м, с местоположением: Российская Федерация, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Булгаковский, Аэропорт.
Согласно пункту 1.4 договора разрешенное использование земельного участка: под объекты техобслуживания воздушных судов, административно- бытовые здания, производственные сооружения, жилые дома, объекты социального назначения.
В соответствии с пунктом 3.1 договор заключен сроком на три года: с 18.05.2016 по 18.05.2019.
Расчет арендной платы определен в приложении № 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 5.1 договора).
В силу пункта 5.4 договора размер арендной платы пересматривается: при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); при изменении рыночной стоимости земельных участков или рыночной арендной платы за земельные участки, но не чаще одного раза в год (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельных участков). В случаях, указанном в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 5.6 договора арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в срок до 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Согласно расчету арендной платы (приложение № 2 к договору аренды) расчет арендной платы произведен согласно пункту 5 правил № 582 и в соответствии с приказом 597, согласно которым ставка арендной платы равна 2,1 руб./кв. м. Размер арендной платы равен 172 288 руб. 20 коп.
Между обществом «Международный аэропорт «Уфа» (арендатор) и обществом «Транстерминал Аэро» (новый арендатор) 10.10.2016 заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендатор обязался передать новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от 30.05.2016 № 10-2016-А, а новый арендатор обязался принять переданные ему права и обязанности.
Согласно пункту 1.9 договора переуступки на участке имеются объект незавершенного строительства, общей площадью застройки 1287,9 кв. м, степенью готовности объекта 40 %, имеющий месторасположение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с. Булгаково, микр-н Аэропорт, кадастровый номер 02:47:000000:6573, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права общества «Терминал-Аэро» от 07.09.2016 № 02-04/101-04/301/006/2016-8548/2 и объект незавершенного строительства, назначение не определено, площадью застройки 138 кв. м, степенью готовности 55 %, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с. Булгаково, микр-н Аэропорт, кадастровый номер 02:47:000000:6584, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права общества «ТерминалАэро» от 07.09.2016 № 02-04/101-04/301/006/2016-8549/2.
В соответствии с пунктом 2.3 договора переуступки после переуступки прав и обязанностей по настоящему договору от арендатора к новому арендатору порядок оплаты новым арендатором и размер арендной платы определяются в соответствии с договором аренды.
По акту приема-передачи от 10.10.2016 земельный участок передан новому арендатору - обществу «Транстерминал Аэро».
Управлением в адрес истца направлен расчет арендной платы за исх. № 05/7387, произведенный исходя из рыночной стоимости земельного участка с применением ставки 51,7 руб./кв. м согласно пункту 6 Правил № 582.
Полагая, что указанный расчет является неправомерным, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования полностью, суды исходили из доказанности материалами дела факта использования истцом спорного земельного участка для деятельности, связанной с воздушным и космическим транспортом, а также деятельности, связанной с обслуживанием аэропорта, то есть деятельности, соответствующей виду разрешенного использования указанного участка, в связи с чем пришли к выводу об отсутствия у арендодателя оснований для неприменения пункта Правил № 582 при расчете арендной платы за спорный земельный участок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из пункта 1 статьи 607 названного Кодекса следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
В силу пункта 1 статьи 614 названного Кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 309 и 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 названного Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что размер арендной платы в настоящем случае является регулируемым, соответственно, подлежит определению на основании норм законодательства, а не по усмотрению сторон договора, в связи с чем определение условий приложения к договору аренды необходимо производить на основании Правил № 582. По указанному обстоятельству между сторонами отсутствуют разногласия. Спор между истцом и ответчиком заключается в том, какую методику следует использовать для определения размера арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в федеральной собственности, а именно: о наличии оснований для применения пункта 5 Правил № 582 при исчислении размера арендной платы за указанный земельный участок.
Согласно пункту 2 Правил № 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, в силу пункта 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, среди прочего, эродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения. Согласно пункту 6 названных правил ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 5.4 договора аренды от 30.05.2016 № 10- 2016-А размер арендной платы пересматривается: при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); при изменении рыночной стоимости земельных участков или рыночной арендной платы за земельные участки, но не чаще одного раза в год (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельных участков). В случаях, указанном в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного судами установлено, что условиями договора аренды стороны не предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка для целей исчисления арендной платы.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка разрешенное использование участка - под объекты техобслуживания воздушных судов, административно-бытовые здания, производственные сооружения, жилые дома, объекты социального назначения.
Из материалов дела не следует, что истец фактически использует земельный участок для иных целей, не связанных с размещением аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения (пункт 5 Правил № 582). Напротив, как видно из материалов дела, между истцом и третьим лицом заключен инвестиционный договор от 06.12.2017 на строительство на территории Международного аэропорта «Уфа» авиационного грузового комплекса, а также истцом на спорном земельном участке проводятся работы по реконструкции котельной под размещение ремонтно-механических мастерских для обслуживания аэропортовой техники, что подтверждается разрешением на реконструкцию от 03.07.2017. Также истцом подана заявка в Торгово-промышленную палату Республики Башкортостан на участие в акции «100 инвестиционных проектов - к 100-летию образования Республики Башкортостан» с подробным описанием строительства предоставляемого объекта «Авиационного грузового комплекса» для обработки авиационных грузов в Международном аэропорту «Уфа», расположенного в юго-восточной части Аэропорта от 03.05.2017 № 188.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что одним из видов деятельности общества, согласно кодам ОКВЭД является, в том числе, деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом, что подтверждено сертификатом соответствия № ФАВТ А.02.03448 от 14.05.15, в приложении к которому указано «Аэропортовая деятельность», а также принимая во внимание, что факт ведения истцом на спорном земельном участке деятельности, связанной с обслуживанием аэропорта, подтвержден третьим лицом, при этом Управлением иных доказательств в материалы дела не представлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у арендодателя оснований для неприменения пункта Правил № 582 при расчете арендной платы за спорный земельный участок.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2018 по делу № А07-38532/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Столяров
Судьи С.В. Лазарев
И.А. Татаринова