ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-38710/2022 от 30.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4891/23

Екатеринбург

01 сентября 2023 г.

Дело № А07-38710/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Сухановой Н. Н., Поротниковой Е. А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее – министерство, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А07-38710/2022 арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель министерства – Бейда З.Р. (паспорт, доверенность от 12.10.2022, диплом).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 30.09.2022 № 28 (далее – представление).

Впоследствии заявитель отказался от заявленных требований в части признания недействительными пунктов 1, 4 и 6 оспариваемого представления.

Решением суда от 03.03.2023 (судья Азаматов А.Д.) производство по делу в указанной части прекращено, требования заявителя о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Калашник С.Е.) решение суда частично отменено, в удовлетворения требований о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления отказано.

Обращаясь с кассационной жалобой, министерство выражает несогласие с постановлением апелляционного суда, просит указанный судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Ссылается на надлежащее исполнение принятых расходных обязательств и достижение показателей результативности использования субсидии по доле населения, обеспеченного качественной питьевой водой в 2021 году, и фактический ввод в эксплуатацию четырех объектов водоснабжения, профинансированных за счет выделенной субсидии, и еще шести объектов, финансовое обеспечение которых осуществлялось без привлечения федеральных средств.

Полагает, что несоблюдение графика выполнения работ на указанных объектах не отразилось на достижении показателей в итоге и не повлекло нецелевого расходования бюджетных средств.

Выражает несогласие с произведенным управлением расчетом субсидии, подлежащей возврату министерством в соответствии пунктом 3 оспариваемого представления, считая, что при определении её размера управление нарушило пункт 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила № 999), поскольку не учел, что лишь один из пяти объектов, определенных Соглашением, был введен в эксплуатацию с нарушением срока.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.

Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2019 по 01.07.2022 управлением проведена внеплановая выездная проверка осуществления министерством расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0004-0100.004).

По результатам проверки управлением составлен акт от 08.08.2022, и вынесено оспариваемое представление, в соответствии с пунктами 2 и 3 которого на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в представлении недостоверной информации в Отчете о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 января 2022 года, принять меры по устранению причин и условий данных нарушений (пункт 2 представления), а также возвратить в федеральный бюджет из бюджета Республики Башкортостан средства в размере 67 127 075,29 руб. в связи с недостижением плановых значений результатов использования субсидии (пункт 3 представления).

Не согласившись с представлением управления, министерство обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Поскольку в отношении пунктов 1, 4-6 представления, министерством заявлен отказ от заявленных требований и производство по делу в данной части прекращено, при отсутствии соответствующих возражений сторон, судебные акты подлежат проверке исключительно в части выводов, касающихся пунктов 2 и 3 оспариваемого представления.

Суд первой инстанции, разрешая спор, поддержал позицию заявителя и признал недействительными указанные пункты представления, исходя из того, что показатели результативности использования субсидии по доле населения, обеспеченного качественной питьевой водой в 2021 году и количеству введенных в эксплуатацию объектов водоснабжения министерством все же достигнуты.

Суд апелляционной инстанции решение суда в названной части отменил и отказал в удовлетворении требований заявителя, указав, что по условиям Соглашений о выделении субсидии плановые показатели по доле населения, обеспеченного качественной питьевой водой в 2021 году, надлежало достигнуть за счет введения в эксплуатацию тех объектов, которые были поименованы в данных Соглашениях и финансирование которых осуществлялось за счет федеральных средств. Установив, что данные объекты не были введены в эксплуатацию в сроки, установленные Соглашением, суд апелляционной инстанции признал данный факт свидетельствующим о недостижении показателей результативности использования субсидии и недостоверности сведений, представленных заявителем, тем самым придя к выводу о правомерности требований заинтересованного лица.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).

Под представлением с точки зрения норм бюджетного законодательства понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 подпункт «а» пункт 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68).

Таким образом, оспоренное представление выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, подразумевает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу статьи 306.7 БК РФ нарушение условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе использование соответствующих средств бюджета на цели, не предусмотренные правовым актом (договором), являющимся основанием для предоставления указанных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий (статья 129 БК РФ).

Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 утверждены Правила № 999, в соответствии с которыми (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), соглашение, заключаемое в соответствии с указанными Правилами, должно содержать в том числе: обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий (пункт «б(1)»); перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества с указанием наименований, адресов (при наличии), мощности объектов, сроков ввода в эксплуатацию (приобретения) объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества), стоимости (предельной стоимости) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества (пункт 10).

В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б(1)» пункта 10 настоящих Правил, в отношении единой субсидии - соглашением, предусмотренным абзацем третьим пункта 28 Положения о системе управления государственными программами и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по соответствующей формуле (пункт 16).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Постановление № 1710).

С 2019 года на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «Чистая вода» (далее – федеральный проект). С 01.01.2021 мероприятия этого федерального проекта осуществляются в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

В целях реализации федерального проекта на территории Республики Башкортостан 05.02.2019 между его руководителем - заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и руководителем одноименного регионального проекта в Республике Башкортостан - заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан подписано соглашение № 069-2019-G50048-1 о реализации регионального проекта «Чистая вода (Республика Башкортостан)» на территории Республики Башкортостан.

02.12.2020 между теми же должностными лицами заключено новое соглашение № 069-2020-G5001-3.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 62 Постановление № 1710 дополнено новым приложением № 15.1 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения» (далее – Правила № 1710), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением города Москвы и города Санкт-Петербурга, на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации, по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках мероприятий федерального проекта «Чистая вода» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Во исполнение условий федерального проекта Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 № 450 утверждена Региональная программа по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки на 2019-2024 годы (с последующими изменениями) (далее - Региональная программа).

Согласно Региональной программе финансирование предусмотренных ею мероприятий осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Целями Региональной программы обозначены: обеспечение к 2024 году достижение значения показателя «доля населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» - 92,5%; обеспечение к 2024 году достижения значения показателя «доля городского населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» - 100%.

Ресурсное обеспечение Региональной программы (в ред. от 30.12.2021) составляют средства федерального бюджета в размере 4 149 467,70 тыс. руб., средства бюджета Республики Башкортостан в размере 788 261,95 тыс. руб., средства местных бюджетов в размере 59 536,00 тыс. руб., и внебюджетные источники – 431 648,61 тыс. руб.

Мероприятия и характеристики объектов, финансирование которых предусмотрено Региональной программой, представлены в Приложениях № 1 и № 2.

В целях реализации Региональной программы 12.02.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 069-09-2019-272 (в редакции дополнительных соглашений от 30.10.2019, 18.12.2019, 24.12.2019, 18.09.2020, 25.02.2021) (далее - Соглашение-272), предметом которого (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019) является предоставление из федерального бюджета в 2019-2022 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением № 1710.

Пунктами 4.3.5, 4.3.8.2 и 4.3.8.3 Соглашения-272 на министерство возложена обязанность представлять квартальные отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, отчеты об исполнении графика выполнения мероприятий, отчеты о достижении значений показателей результативности, а также годовые отчеты о достижении значений результатов регионального проекта. Кроме того, Министерство обязалось обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии.

Согласно Приложению № 1 «Перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» к Соглашению-272 (в редакции дополнительного соглашения от 18.09.2020), за счет субсидии из бюджета Российской Федерации предусмотрено строительство (модернизация) трех объектов.

Приложением № 4 «График выполнения мероприятий по проектированию и (или строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства» к Соглашению-272 (в редакции дополнительного соглашения от 25.02.2021) установлены следующие сроки ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом по объектам:

март 2020 - «Строительство системы очистки питьевой воды в ГП г. Давлеканово»;

декабрь 2021 - «Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника «Берхомут» для г. Стерлитамак мощностью 60 тыс. куб. м в сутки)», «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство МР Уфимский район Республики Башкортостан».

Во исполнение пункта 4.3.5 Соглашения-272 заявитель представил Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, по состоянию на 01.01.2020 и отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 31.12.2019.

Согласно последнему из указанных отчетов, по состоянию на 31.12.2019 достигнуто плановое значение «Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %» на 2019 год - в размере 87,6; по состоянию на 01.01.2021 - достигнуто плановое значение «Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %» на 2020 год - в размере 87,8.

Вместе с тем, по результатам изучения указанных отчетов управлением установлено и судами подтверждено, что предусмотренные Соглашением-272 объекты (приложение № 1), согласно графику (приложение № 4) строительством мне завершены, фактически данные объекты введены в эксплуатацию только в конце 2022 года. С учетом выявленных обстоятельств, суды поддержали выводы, сделанные управлением, признав плановые значения и показатели результативности не достигнутыми, а представленную министерством отчетность – недостоверной.

Аналогичные нарушения были установлены управлением и подтверждены апелляционным судом в отношении Соглашения № 069-09-2021-408, заключенного 20.12.2020 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и заявителем о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее – Соглашение-408).

Приложением № 2 к указанному Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) предусматривалось строительство (модернизация) девяти объектов капитального строительства, в том числе за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с приложением № 4 к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) показателем результативности реализации проекта являлось завершение строительства и реконструкция (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами, в количестве «5» на 31.12.2021, из которых «3» софинансировались за счет федеральных средств.

Указанные три объекта согласно Приложению № 3 «График выполнения мероприятий по проектированию и (или строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства» к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) должны были быть введены в эксплуатацию в следующие сроки:

«Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника «Берхомут» для г. Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)» - в срок до 31.12.2021;

«Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения р.п. Чишмы МР Чишминский район Республики Башкортостан» - в срок до 31.12.2021;

«Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство МР Уфимский район Республики Башкортостан « - в срок до 31.12.2021.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.04.2022 № 302/пр финансирование строительства объекта «Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения р.п. Чишмы МР Чишминский район Республики Башкортостан» за счет средств федерального бюджета перенесено на 2023 год.

Согласно отчетам, представленным заявителем, о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и(или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2022, последний сообщил о достижении им плановых показателей, определенных Соглашением-408.

Вместе с тем, как установил суд, в действительности данные показатели не были достигнуты, поскольку объекты капитального строительства, предусмотренные названным Соглашением и софинансируемые из федерального бюджета, не были введены в эксплуатацию к 31.12.2021. их ввод в эксплуатацию состоялся только в конце 2022 года.

В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции повторно пришел к выводу о недостижении министерством плановых показателей и недостоверности представленных им отчетов.

Исходя из доказанности наличия выявленных нарушений и неустранения таковых в течение года, следующего за годом выделения субсидии, апелляционный суд признал требования управления, изожженные в оспариваемом представлении, обоснованными и законными.

Отклоняя доводы заявителя, ссылающегося на достижение им плановых значений по доле населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой, и достижение суммарных показателей по количеству введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства, суд апелляционной инстанции отметил, что достижение этих показателей было обеспечено за счет ввода в эксплуатацию объектов, финансирование которых осуществлялось без участия федеральных средств в рамках реализации Региональной программы, что исключает возможность участия таких объектов в оценке эффективности и целевого использования спорных субсидий, выделенных из федерального бюджета в соответствии с Соглашением-272 и Соглашением-408.

Следуя буквальному содержанию условий Соглашений, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что установленные ими плановые значения по доле населения субъекта, обеспеченного качественной питьевой водой, должны были быть достигнуты в связи с введением в эксплуатацию тех объектов водоснабжения, которые были предусмотрены не в целом Региональной программой, а указанными Соглашениями и финансировались за счет субсидии. Недостижение любого из данных показателей свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств и согласно Правилам № 999 является основанием для их возврата.

Поскольку министерство не заявляло возражений относительно размера подлежащей возврату субсидии, суд апелляционной инстанции правомерно поддержал законность оспариваемого представления в части пунктов 2 и 3.

Доводы о нарушении управлением методики расчета подлежащих возвращению бюджетных средств, предусмотренной пунктом 16 Правил № 999, впервые заявлены министерством только в суде кассационной инстанции, в связи с чем во внимание не принимаются, поскольку направлены на установление новых фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд округа не находит.

Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А07-38710/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Н.Н. Суханова

Е.А. Поротникова