ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-40332/17 от 11.10.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

    ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13441/2018

г. Челябинск

18 октября 2018 года

Дело № А07-40332/2017

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 17 августа 2018г. по делу № А07-40332/2017 (судья Чернышова С.Л.).

В заседании приняли участие представители:

индивидуального предпринимателя ФИО1 –  ФИО2 (доверенность № б/н от 22.12.2017).

от муниципального казенного учреждения «Управление транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» – ФИО3 (доверенность № 94-04-972 от 26.09.2018).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Башкорт3стан  с заявлением к Управлению транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными решение и действия (бездействие) должностных лиц Управления транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по факту невыдачи предпринимателю ФИО1 маршрутных карт и свидетельств по маршрутам № 219, 219а, 240, 261 сроком на 5 лет и об обязании Управление транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан выдать ИП ФИО1 маршрутные карты и свидетельства на маршруты № 219, 219а, 240, 261 сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.07.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИП ФИО1 не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В частности апеллянт полагает, что вывод суда о том, что ИП ФИО1 не вправе осуществлять перевозки пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам общего пользования на основании ранее выданных карточек является необоснованным. Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.03.2013 №1077 «Об утверждении протокола №1 заседании городской конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на городских автобусных регулярных маршрутах общего пользования от 15.03.2013 года» утвержден перечень существовавших на территории городского округа муниципальных маршрутов, согласно которому администрацией выданы ИП ФИО1 правоустанавливающие документы, а именно удостоверения допуска и маршрутные карты со сроком действия до 16.03.2016. Оспоренные действия (бездействия) допущены Управлением при исполнении функций уполномоченного органа местного самоуправления, к компетенции которого в соответствии с Федеральным законом №230-ФЗ отнесено, в том числе ведение реестров маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети городского округа город Уфа. Согласно положениям статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ, а также того обстоятельства, что на момент вступления указанного закона в силу ИП ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам №№219, 219а, 240, 261, и на основании его обращения предпринимателю подлежали выдаче карты маршрутов и свидетельства в отношении этих маршрутов. Исходя из буквального толкования статьи 39 указанного закона необходимым условием для внесения в реестр сведений о маршрутах в указанном порядке является наличие документального подтверждения правомерности осуществления перевозки по маршрутам на момент официального опубликования Федерального закона №220-ФЗ. Тот факт, что уполномоченными органами не в полной мере соблюден установленный порядок закрепления маршрута за предпринимателем и тот факт, что торги в виде конкурса были проведены с нарушениями не может негативно отражаться на заявителе, которые добросовестно на протяжении нескольких лет, на основании надлежащим образом оформленных и выданных ему уполномоченными органами местного самоуправления удостоверительных документов осуществлял перевозку пассажиров по указанным маршрутам. Кроме того, довод о пропуске на обращение с заявлением в суд является необоснованным.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, по мотивам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании удостоверений допуска от 15.03.2013 №№ 067, 065, 058, 062, 066, 070, 069, 063, 064, 068, 061, 060, 059, 071, 072 ИП ФИО1 осуществлял организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе:

№219 (Кадетский корпус-Нижегородка),

№219а (Кадетский корпус-БГУ),

№240 (МкрБелореченский-Ж\д вокзал-ул.Дзержинского),

№261 (ТЦ «Башкортостан»-Кадетский корпус).

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.03.2013 был утвержден перечень существовавших на территории городского округа муниципальных маршрутов.

Согласно решению конкурсной комиссии от 15.03.2013 ИП ФИО1 признан победителем на маршрутах № 219 (Кадетский корпус-Нижегородка), №219а (Кадетский корпус-БГУ), №240 (Мкр. Белореченский-Ж\д вокзал-ул.Дзержинского), №261 (ГЦ «Башкортостан»-Кадетский корпус).

Указанные маршруты включены в Реестр регулярных городских маршрутов пассажирских перевозок на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 22.04.2013, перевозчиком по данным маршрутам, указан ИП ФИО1

По результатам конкурса между муниципальным унитарным предприятием «Уфагортранс» и ИП ФИО1 был заключен договор на возмездное оказание услуг от 01.04.2013 по указанным выше маршрутам, с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2013.

ИП ФИО1 письмом от 04.04.2013 исх. № 19 обратился в МУП «Уфагортранс», полагая, что именно на это лицо возложена обязанность по ведению реестров маршрутов регулярных перевозок в г. Уфе, с просьбой составить паспорта маршрутов, схемы движения и расписания движений на маршруты №№ 73с, 206, 208, 215, 219, 219а, 240, 242, 248, 256, 261, 280, 281, 284, 286 закрепленных за предпринимателем на основании протокола № 1 заседания городской конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на городских автобусных регулярных маршрутах общего пользования от 15.03.2013.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014  по делу № А07-10877/2013 признаны недействительными результаты торгов в форме конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, согласно протоколу заседания городской конкурсной комиссии от 15.03.2013 в части определения победителя конкурса на заявленные маршруты: № 219 Кадетский корпус - Нижегородка (по ул. Карла Маркса) № 219а (Кадетский корпус - БГУ (по ул.Ленина)), № 240 (мкр.Белореченский - железнодорожный вокзал - ул.Дзержинского), № 261 (ТЦ «Башкортостан» - Кадетский корпус), № 280 (Суровка - мкр. Белореченский -Суровка (через Центральный рынок)), №281 (Дема (Дом Быта) - Миловка-Затон - фирма «Мир»), № 284 (Суровка - мкр.Белореченский - Суровка (через ул.СагитаАгиша)), № 286 (СТО (Затон) - ДК УМПО).

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2014 № Ф09-2131/14 по делу № А07-10877/2013 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставлено без изменения.

В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу № А07-4614/2014 также установлено, что поскольку результаты конкурса согласно протоколу № 1 от 15.03.2013 (оформленные протоколом) в отношении ИП ФИО1 как победителя конкурса признаны недействительными, то и, все последующие распорядительные действия в отношении ИП ФИО1 как победителя, также являются недействительными.

Далее, постановлением Администрации городского округа город Уфа № 3605 от 11.08.2014 утвержден протокол заседания городской конкурсной комиссии от 31.07.2014, которым принято решение о не применении протокола № 1 от 15.03.2013 в части определение победителем конкурса ИП ФИО1 (т. 2, л.д. 17-18); комиссия приняла решение о проведении нового конкурса в отношении спорных маршрутов. Производство по делу в части требования о признании недействительными удостоверений допуска к организации и осуществлению перевозки пассажиров по регулярным маршрутам общего пользования и карточек допуска (маршрутные карты), выданных индивидуальному предпринимателю МиназовуКонофиЗулкофиевичу на маршруты: № 219 Кадетский корпус - Нижегородка (по ул. Карла Маркса) № 219А Кадетский корпус - БГУ (по ул. Ленина) № 240 Мкр.Белореченский - Железнодорожный вокзал - ул. Дзержинского № 261 ТЦ «Башкортостан» - Кадетский корпус №280 Суровка - мкр.Белореченский - Суровка (через Центральный рынок) №281 Дема (Дом быта) - Миловка-Затон_- фирма «Мир»№ 284 Суровка - мкр.Белореченский - Суровка (через ул. СагитаАгиша) № 286 СТО (Затон) - ДК УМПО, прекращено. Основанием для прекращения производства по делу явилось то, что удостоверения допуска сами по себе не являются правоустанавливающими актами, оценка которых возможна путем предъявления требований об их недействительности.

Обращениями от 30.06.2014 и от 27.02.2015, адресованными, в числе прочих, в Администрацию городского округа г. Уфа, ИП ФИО1 указывал на необходимость проведения конкурса.

На официальном сайте Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 11.01.2016 размещен Реестр маршрутов регулярных перевозок на территории городского округа г. Уфа по результатам конкурса 2013 года (конкурс проведен администрацией городского округа г. Уфа 15.03.2013, что подтверждено протоколом заседания конкурсной комиссии от 15.03.2013 № 1, утвержденным постановлением администрации городского округа г. Уфа от 25.03.2013 №1077).

В указанном Реестре содержатся, в числе прочих, муниципальные маршруты: №206 «Паромная переправа – Базилевские сады», перевозчик ИП ФИО1, №208 «Уфимский ДОК – ТЭЦ-1», перевозчик ИП ФИО1, №215 «Уфимский ДОК – Северный автовокзал», перевозчик ИП ФИО1, №219а «Кадетский корпус – БГУ (по ул. Ленина)», перевозчик не указан, № 240 «Мкр. Белореченский – Железнодорожный вокзал – ул. Дзержинского», перевозчик не указан, №261 «ТЦ «Башкортостан» – Кадетский корпус», перевозчик не указан.

  В отношении маршрута № 219 решение о его открытии не принято.

  В Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа РБ (в редакции приказа Управления от 11.07.2016 № 26) содержатся, в числе прочих, муниципальные маршруты: № 206 «Паромная переправа – Базилевские сады», перевозчик ИП ФИО1, № 208 «Уфимский ДОК ТЭЦ-1», перевозчик ИП ФИО1, № 215 «Уфимский ДОК – Северный автовокзал», перевозчик ИП ФИО1, №248 «ОК«Сипайловский» – Уфимский ДОК», перевозчик ИП ФИО1 № 219а «Кадетский корпус – БГУ (по ул. Ленина)», перевозчик не указан, №240 «Мкр. Белореченский» – Железнодорожный вокзал – ул. Дзержинского», перевозчик не указан, № 261 «ТЦ «Башкортостан» – Кадетский корпус», перевозчик не указан. Администрацией городского округа г. Уфа РБ дважды (04.05.2016 года и 28.09.2016), в соответствии с требованиями статей 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ объявлялся конкурс, в том числе, на маршруты 219а, 240, 261, однако, оба конкурса не состоялись и были аннулированы по предписаниям антимонопольного органа.

Согласно приказу Управления от 24.08.2016 № 32 «О выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок» ИП ФИО1 были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов, включенных в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в ред. от 11.07.2016), сроком на 5 лет на следующие маршруты: № № 248, 215, 208, 206, что подтверждается выпиской из журнала выдачи свидетельств и карт маршрутов на осуществление регулярных перевозок от 26.08.2016.

Карты маршрутов и свидетельства в отношении маршрутов № 219, 219а, 240, 261 ИП ФИО1 не были выданы.

Письмом от 14.07.2016 исх. № 94-04-567 Управление уведомило, в числе прочих, ИП ФИО1, что срок действия карт маршрутов регулярных перевозок на транспортные средства по маршрутам, включенным в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, согласно приказам Управления от 07.07.2016 № 25, от 11.07.2016 № 26 продлен приказом Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2016 № 28, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заявлениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказом Управления от 10.11.2017 № 31 внесены изменения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г.Уфа РБ. Как усматривается из указанного Реестра, ИП ФИО1 значится перевозчиком по маршрутам: №№ 206, 208, 215, 248.

В реестр включены маршруты №№ 219а, 240, 261, перевозчик по данным маршрутам, не указан.

В отношении маршрута №219 в Реестре содержится информации об отсутствии решения о начале открытия маршрута.

Письмом от 20.12.2017 исх. № 135 ИП ФИО1 обратился в Управление с просьбой заменить ранее выданные карты маршрутов регулярных перевозок на маршруты №№ 219, 219а, 240, 261 в связи с окончанием срока действия карты, указав, что обслуживание указанных маршрутов осуществляется им с марта 2013 года, однако удовлетворительного ответа не получил.

ИП ФИО1, полагая, что решения и действия (бездействие) должностных лиц Управления транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по факту невыдачи предпринимателю маршрутных карт и свидетельств по маршрутам №№ 219, 219а, 240, 261, незаконны, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения требований, заявленных ИП ФИО1

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 и статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.04.2006 № 10/24 утверждено Положение об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, в соответствии с пунктом 1.6.1 которого администрацияутверждает рациональные маршрутные схемы, организует и проводит конкурсный отбор по допуску юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к организации и осуществлению перевозок пассажиров по регулярным маршрутам, выдает разрешительные документы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подтверждающие их право на осуществление перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Сведения о городском автобусном регулярном маршруте общего пользования содержатся в реестре маршрутов муниципальных перевозок, утверждаемом Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, опубликованном в официальных средствах массовой информации и на официальной сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет (3.2.1 Положения 10/24).

Согласно пункту 3.2.3. Положения № 10/24 решение об организации автобусного маршрута общего пользования принимается созданной постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан межведомственной городской комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МВК) при наличии: обоснования целесообразности организации автобусного регулярного маршрута общего пользования, проекта схемы движения по маршруту, акта комиссионного обследования дорожных условий на всемпротяжении автобусного регулярного маршрута общего пользования с участием представителей Администрации городского округа г. Уфа РБ, УГАДН по РБ, ОГИБДД УМВД РФ по городу Уфе. Решение МВК об организации автобусного регулярного маршрута утверждается постановлением Администрации с внесением изменений (дополнений) в реестр маршрутов муниципальных перевозок.

Закрепление регулярных маршрутов за операторами, выигравшими конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на городских автобусных регулярных маршрутах общего пользования (далее - конкурс) утверждается постановлением Администрации с выдачей удостоверений допуска к организации и осуществлению перевозки пассажиров по регулярным маршрутам с условием выполнения перевозок по конкретному автобусному регулярному маршруту (пункт 3.2.10Положения №10/24).

С 14.07.2015 вступил в силу Федерального закона№220-ФЗ, которым урегулированы отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона№220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 этого Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

Статьей 19 Федерального закона №220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1).

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 2).

Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (часть 3).

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 220-ФЗ, ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования этого Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (часть 1).

По истечении тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования этого Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (часть 2).

До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной этим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования этого Федерального закона (часть 3).

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 № 58/2 признано утратившим силу решение от 27.04.2006 № 10/24 «О порядке организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями». Этим же решением установлено, что уполномоченным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан на осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения является отраслевое (функциональное) подразделение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Управление транспорта и связи (далее - уполномоченный орган). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Ссылаясь на статью 39 Федерального закона№220-ФЗ, а также на то обстоятельство, что на момент вступления этого закона в силу предпринимателем осуществлялась перевозка пассажиров по спорным 4-м  маршрутам, поименованным в представленном в Администрацию заявлении, заявитель полагает, что на основании его обращения на Управлении лежит обязанность по выдаче удостоверительных документов на перевозку пассажиров.

Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в силу нормативных требований выдача удостоверительных документов на перевозку пассажиров подлежит лицу, которое в установленном порядке осуществляло регулярные перевозки по маршруту на основании соответствующих разрешений или в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими до дня официального опубликования Федерального закона  № 220-ФЗ.

В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как ранее было отмечено, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу № А07-10877/2013, признаны недействительными результаты торгов в форме конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, согласно протоколу заседания городской конкурсной комиссии от 15.03.2013 в части определения победителя конкурса на заявленные маршруты № 219 № 240, № 261, № 280, №281, № 284, № 286.

Письмом от 30.03.2015 исх. № 87-14-00136 Управление уведомило ИП ФИО1 со ссылкой на судебные акты по делам № А07-4614/2014, А07-10877/2013, А07-13999/2013 о том, что Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.08.2014 №3605, утвердившим протокол № 1 заседания городской конкурсной комиссии от 31.07.2014, признан не подлежащим применению пункт 8 Приложения № 5 к протоколу № 1 заседания городской конкурсной комиссии от 15.03.2013, которым ИП ФИО1 признан победителем конкурса на право обслуживания городских автобусных регулярных маршрутов общего пользования за номерами 219, 219а, 240, 261, 280, 281, 284, 286.

В соответствии с вышеназванными актами, Управление уведомило предпринимателя о том, что удостоверения допуска на указанные маршруты, а также выданные на их основе карточки допуска (маршрутные карты) установленного образца не могут рассматриваться в качестве правоустанавливающих документов, дающих право, по результатам городского конкурса, на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам за номерами 219, 219а, 240, 261, 280, 281, 284, 286.

Кроме того, 04.05.2016, 28.09.2016 на официальном сайте Администрации городского округа г. Уфа Управлением размещались извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления автомобильных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа г. Уфа, в том числе, на маршруты №№ 219а, 240, 261.

ИП ФИО1 принимал участие в конкурсах в качестве претендента. Однако, конкурсы не состоялись и были аннулированы по предписаниям антимонопольного органа.

Таким образом, доказательств того, что предприниматель в установленном порядке, то есть с соблюдением конкурентных процедур, признан победителем открытого конкурса, на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, не представлено.

Включению в реестр в порядке пункта 1 части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

В указанном порядке не могут быть включены в реестр маршруты регулярных перевозок, установленные произвольно, без соблюдения предусмотренной процедуры согласования.

Между тем, к дате официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 перевозчик на маршрутах №№219а, 240, 261 отсутствовал.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.

По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республик Башкортостан  от 17 августа 2018г. по делу № А07-40332/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 31 июля 2018г. №6.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Н.Г. Плаксина

Судьи                                                                                    В.Ю. Костин

                                                                                              А.П. Скобелкин