ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-4070/16 от 04.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5900/17

Екатеринбург

10 октября 2017 г.

Дело № А07-4070/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

судей Кравцовой Е.А., Токмаковой А.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс – Лайн» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2017 по делу № А07-4070/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества - ФИО1 (доверенность от 18.02.2017).

От Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – Администрация) - поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просило признать недействительным решение о невключении в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан тринадцати маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены обществом в Администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) и обязать Администрацию внести в муниципальный реестр городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан тринадцать маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены обществом в Администрацию в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ.

Решением суда первой инстанции от 17.02.2017 (судья Сакаева Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что Администрация произвела действия по организации проверки, представленных обществом сведений о маршрутах регулярных перевозок и по принятию соответствующего решения по результатам этой проверки с полным соблюдением порядка, установленного ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220?ФЗ.

Кроме того, общество полагает, что Федеральный закон № 220-ФЗ не устанавливает ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в соответствии с выданными им разрешениями и в соответствии с паспортами маршрутов, на направление уполномоченному органу сведений о маршрутах регулярных перевозок.

В связи с этим общество считает, что Федеральный закон № 220-ФЗ не предоставляет Администрации полномочий по установлению ограничений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по направлению сведений о маршрутах регулярных перевозок, по которым ими осуществлялись перевозки пассажиров после дня официального опубликования Федерального закона № 220?ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, общество письмом от 10.08.2015 № 15/08 представило в Администрацию сведения о 13 маршрутах регулярных перевозок, по которым общество осуществляло перевозки на территории г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

Постановлением от 11.01.2016 № 3 Администрация утвердила прилагаемый реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, а также на официальном сайте Администрации был размещен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, в котором отсутствуют представленные обществом сведения о тринадцати маршрутах регулярных перевозок.

Письмом от 14.01.2016 № 15/28, направленным в Администрацию, общество просило сообщить данные о включенных в реестр маршрутах регулярных перевозок.

Письмом от 01.02.2016 № 16-660 Администрация сообщила, что в муниципальный реестр городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан были включены маршруты регулярных перевозок тех перевозчиков, которые осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с Администрацией договорами. Общество не имеет заключенных с Администрацией договоров, что явилось основанием для принятия решения органом местного самоуправления городского округа г. Стерлитамак о невключении в муниципальный реестр сведений о маршрутах регулярных перевозок, представленных обществом.

Общество, полагая, что решение о невключении в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан тринадцати маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены обществом в Администрацию, не соответствует требованиям Федерального закона № 220-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Суды, сделав вывод о том, что у Администрации не возникла обязанность по включению сведений общества в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан и размещении в сети «Интернет» представленных обществом сведений о тринадцати маршрутах перевозки, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Федеральный закон № 220-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2015, содержит переходные положения, в частности ст. 39, из которой следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220?ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 220-ФЗ.

По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в ч. 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ).

Таким образом, как верно указано судами, в переходный период возможность включения уполномоченным органом без проведения конкурса в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Федерального закона № 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).

Отношения в области организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан урегулированы, в том числе: Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан; Положением об организации остановок общественного транспорта на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан; Порядком открытия новых, изменения и прекращения деятельности существующих регулярных муниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан; Положением о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярным муниципальным маршрутам на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Судами указано, что названными нормативными правовыми актами предусмотрено право на осуществление деятельности по оказанию услуг перевозки общественным транспортом на основании договора, заключенного по итогам проведения конкурса, осуществление перевозок по установленному маршруту и графику движения.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение действующих правил установления и согласования муниципальных регулярных маршрутов, в отсутствие законных оснований обществом вышеназванные требования не соблюдены, а именно: договоры на перевозку по итогам конкурса не заключены, маршруты и графики движения по ним не утверждены, что, как верно определено судами, исключает возможность применения к обществу переходных положений, установленных Федеральным законом № 220-ФЗ.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Администрации не возникла обязанность по включению сведений общества в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан и размещении в сети «Интернет» представленных обществом сведений о тринадцати маршрутах перевозки.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2017 по делу № А07-4070/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Транс-Лайн» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи Е.А. Кравцова

А.Н. Токмакова