Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-133/17
Екатеринбург
27 февраля 2017 г. | Дело № А07-4200/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее – общество «БашРТС») на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2016 по делу № А07-4200/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 07.11.2016 по тому же делу .
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества «БашРТС» – ФИО1 (доверенность от 31.12.2016 № 119/1-42).
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Стерлитамаку (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу «БашРТС» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 417 416 руб. 85 коп.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом изменением размера неосновательного обогащения в порядке
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 25.08.2016 (судья Бобылёв М.П.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Румянцева А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «БашРТС» просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на их незаконность, необоснованность, а также противоречие нормам материального права. Заявитель полагает, что в период со 2 квартала 2013 по 2 квартал 2016 спорные земельные участки не являлись собственностью Республики Башкортостан, поскольку право собственности на земельные участки, на которых они расположены были зарегистрированы за Республикой Башкортостан в ЕГРП только 15.09.2015, (право собственности на земельный участок 02:56:060506:475 зарегистрировано в мае 2016). Общество «БашРТС» также считает необоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» в качестве доказательства того, что истец является собственником объектов недвижимости. Заявитель поясняет, что в данном постановлении определен порядок передачи объектов в государственную собственности субъектов Российской Федерации, а не устанавливается право собственности за истцом.
Заявитель также считает, что Комитет не является надлежащим истцом, в силу чего, суды незаконно взыскали с общества «БашРТС» сумму неосновательного обогащения в пользу лица, не являющегося собственником спорных земельных участков. Общество «БашРТС» отмечает, что доказательств того, что собственник земельных участков Республика Башкортостан предоставила Комитету право представлять интересы в суде и взыскивать в свою пользу денежные средства за пользование земельным участком , который Комитету не принадлежит, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что в собственности Республики Башкортостан находятся следующие объекты недвижимости: склад, кадастровый номер 02:56:060501:578; здание химводооценки, кадастровый номер 02:56:060501:552; склад, кадастровый номер 02:56:060501:540; котельная с дымовой трубой, кадастровый номер 02:56:060501:553; пункт газораспределительный, кадастровый номер 02:56:060501:569; дымовая труба, кадастровый номер 02:56:060501:535; проходная, кадастровый номер 02:56:060501:548 (свидетельства о праве собственности).
Указанные объекты недвижимости образуют объекты котельного цеха
№ 7, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак,
ул. Гоголя, 134, расположены на земельных участках с кадастровым номером 02:56:060506:475 площадью 35 751 кв. м, и кадастровым номером 02:56:060506:476 площадью 24 319 кв. м.
Государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан произведена 23.05.2016 (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
На основании постановления Кабинета министров Республики Башкортостан от 26.09.1995 № 358 «О передаче энергетических объектов Стерлитамакского машиностроительного завода" в хозяйственное ведение акционерного общества «Башкирэнерго» из ведения (с баланса) государственного предприятия Стерлитамакский машиностроительный завод переданы энергетические объекты, в числе которых являющиеся предметом настоящего спора котельная с оборудованием и дымовой трубой, здание химводоочистки с оборудованием, газораспределительный пункт.
Указанное имущество впоследствии было передано обществом «Башкирэнерго» обществу «БашРТС» в качестве вклада в уставный капитал по акту приема-передачи недвижимого имущества от 02.12.2005.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2007 по делу № А07-4836/2007 обществу «Башкирэнерго» было отказано в признании права собственности на котельный цех № 7 на том основании, что истцом не представлено доказательств, что спорное имущество не является государственной собственностью, а также доказательств передачи имущества в собственность истца, в порядке установленном ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Вместе с тем, перечисленные выше объекты котельной № 7 находятся во владении общества «БашРТС» и используются им в производственной деятельности, о чем свидетельствуют постановления Администрации города Стерлитамак № 2794 от 27.12.2013 «О схеме теплоснабжения городского округа город Стерлитамак до 2028 года», обращение общества в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14.03.2016 за предоставлением объектов в арендное пользование.
Ссылаясь на то обстоятельство, что объекты котельного цеха № 7 и земельный участок под ними находятся в фактическом пользовании общества «БашРСТ», которое уклоняется от внесения платы за пользование названными объектами, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из расположения на земельных участках объектов недвижимого имущества, используемых ответчиком. Поскольку договорные отношения сторон по поводу использования земельных участков в период со 2 квартала 2013 года по
2 квартал 2016 года отсутствовали, исходя из принципа платности использования земли, суд посчитал, что у ответчика возникло неосновательное сбережение денежных средств в размере 2 417 416 руб. 85 коп. Расчет неосновательного обогащения произведен применительно к размеру арендной платы, которая при обычных условиях гражданского оборота и использования земельных участков была бы уплачена добросовестным арендатором с учетом нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, выводы суда первой инстанции поддержал.
В соответствии с п. 2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Установив, что объекты котельного цеха № 7: склад, кадастровый номер 02:56:060501:578; здание химводооценки, кадастровый номер 02:56:060501:552; склад, кадастровый номер 02:56:060501:540; котельная с дымовой трубой, кадастровый номер 02:56:060501:553; пункт газораспределительный, кадастровый номер 02:56:060501:569; дымовая труба, кадастровый номер 02:56:060501:535; проходная, кадастровый номер 02:56:060501:548 являются собственностью Республики Башкортостан, суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельные участки под указанными объектами, также подлежат отнесению к государственной собственности Республики Башкортостан.
Факт пользования объектами котельного цеха №7 и указанными земельными участками с кадастровым номером 02:56:060506:475 площадью
35 751 кв. м, с кадастровым номером 02:56:060506:476 площадью 24 319 кв. м, находящимися в фактическом пользовании общества «БашРТС» в заявленный период без оформления договора аренды ответчик не оспаривает.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных
ст. 1109 данного Кодекса.
Проверив представленный истцом расчет неосновательного обогащения в размере 2 417 416 руб. 85 коп. за пользование земельными участками за период с 2 квартала 2013 по 2 квартал 2016, суды признали его арифметически верным, соответствующим порядку определения размера арендной платы, установленному земельным законодательством.
Данный расчет произведен за период с 2 квартала 2013 по 30.06.2014 исходя из 0,50% от кадастровой стоимости, в соответствии с п. 9.3 ставок, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 22.12.2009 № 480; за период с 01.07.2014 по 28.02.2015, расчет произведен исходя из 0,55% от кадастровой стоимости, в соответствии с п.9.3 Ставок, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 22.12.2009 № 480 (в редакции постановления №351 от 30.07.2014); за период с 01.03.2015 по 30.06.2016 расчет произведен исходя из ставки 0,7%
от кадастровой стоимости, в соответствии со ст. 39.7 п. 4, ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 23.04.2013 № 217.
Учитывая, что доказательств оплаты за пользование земельными участками за заявленный период ответчиком материалы дела не содержат, суды пришли к выводу о том, что на стороне общества возникло неосновательное обогащение в виде невнесенной платы в размере 2 417 416 руб. 85 коп.
Судебные акты в части выводов судов о размере неосновательного обогащения, его расчета, заявителем не оспариваются.
Доводы заявителя о том, что в период со 2 квартала 2013 по 2 квартал 2016 спорные земельные участки не являлись собственностью Республики Башкортостан, поскольку право собственности на земельные участки, на которых они расположены были зарегистрированы за Республикой Башкортостан в ЕГРП только 15.09.2015, (право собственности на земельный участок 02:56:060506:475 зарегистрировано в мае 2016), подлежат отклонению, поскольку являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судами установлено и следует из материалов дела, что государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан на объекты недвижимости: склад, кадастровый номер 02:56:060501:578; здание химводооценки, кадастровый номер 02:56:060501:552; склад, кадастровый номер 02:56:060501:540; котельная с дымовой трубой, кадастровый номер 02:56:060501:553; пункт газораспределительный, кадастровый номер 02:56:060501:569; дымовая труба, кадастровый номер 02:56:060501:535; проходная, кадастровый номер 02:56:060501:548 была произведена 15.09.2015 на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что право собственности Республики Башкортостан на объекты котельного цеха
№ 7 возникло при разграничении государственной собственности в силу закона, вне зависимости от даты осуществления государственной регистрации права, которая носит правоподтверждающий характер.
Руководствуясь положениями, изложенными в п. 2 ст. 17,
подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд апелляционной инстанции также отметил, что то обстоятельство, что в отношении спорных земельных участков в период взыскания суммы неосновательного обогащения отсутствовала государственная регистрация права собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, не может служить основанием для признания спорного земельного участка неразграниченным.
Согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее Минземимущество), утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
Минземимущество и его территориальные органы: районные и городские комитеты по управлению собственностью - образуют единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан (п. 1.1, 1.4 названного Положения).
В силу п. 3.79, 3.81 Минземимущество осуществляет контроль в пределах своих полномочий непосредственно и через свои территориальные органы за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, иного государственного имущества, находящихся во владении, пользовании у юридических и физических лиц, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для устранения указанных нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности; обеспечивает от имени Республики Башкортостан защиту имущественных прав и интересов Республики Башкортостан в отношении государственного имущества Республики Башкортостан на территории Российской Федерации и за рубежом
Вопреки доводам заявителя, судом первой инстанции обоснованно признано за Комитетом как территориальным органом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, уполномоченным осуществлять защиту имущественных прав и интересов Республики Башкортостан в отношении государственного имущества Республики Башкортостан, право на взыскание платы за пользование названными земельными участками.
Рассматриваемая кассационная жалоба не содержит ссылок на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права. Приведенные заявителем доводы направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2016 по делу № А07-4200/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность «Башкирские распределительные тепловые сети» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Платонова
Судьи З.Г. Семенова
М.В. Торопова