ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-9718/2018
г. Челябинск
09 августа 2018 года
Дело № А07-4692/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 мая 2018г. по делу №А07-4692/2018 (судья Решетников С.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» -ФИО1 (доверенность от 18.02.2017 б/н),
Западно-Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – ФИО2 (доверенность от 01.08.2018 № Д/61-2018).
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» (далее – заявитель, ООО «Транс-лайн») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, Западно-Уральское МУГАДН Ространснадзора) от 25.01.2018 серии БП №000754 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 18.05.2018) заявленные требования удовлетворены.
Западно-Уральское МУГАДН Ространснадзора с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы указывает, что вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении является законным. Факт использования автобуса марки Форд г.р.з. У16РТ102 для осуществления регулярных перевозок от имени ООО «Транс-лайн» подтверждается имеющимися доказательствами: пассажирским билетом, путевым листом, материалами фотосъемки информации, размещённой в салонах автобусов, на внешних панелях и лобовых стеклах. Содержание акта осмотра от 30.11.2017 позволяет соотнести прилагаемые фотоснимки, в которых зафиксированы данные полученные в ходе осмотра автобуса марки Форд г.р.з. У16РТ102.
Кроме того, в акте осмотра от 30.11.2017 №1/2570 указан маршрут движения автобуса марки Форд г.р.з. У16-РТ102-«Ишимбай-Уразбаево», что соответствует информации указанной в путевом листе от 30.11.2017 №531 и размещенной на указанном автобусе в прилагаемых к акту фотоснимках, где также зафиксирован номер маршрута -117с.
Ссылка суда первой инстанции на статью 27.8 КоАП РФ в настоящем случае является несостоятельной, поскольку проведённые должностным лицом административного органа контрольные мероприятия регламентированы требованиями иных, нормативно-правовых актов.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Транс-лайн» имеет лицензию от 26.02.2013 №АСС-02-01113516 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
В соответствии с приказом об утверждении планового (рейдового) задания от 28.09.2017 №30 Западно-Уральское МУГАДН Ространснадзора в соответствии с частью 6 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» проведена проверка транспортных средств в процессе их эксплуатации.
В ходе осмотра транспортного средства марки Форд, регистрационный знак <***>, установлено, что ООО «Транс-лайн» осуществляются регулярные перевозки пассажиров по маршруту №117с «Ишибай – Уразбаево» по Ишимбайскому району Республики Башкортостан с нарушением требований законодательства, а именно: при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
По результатам осмотра составлен акт осмотра транспортного средства, используемого в целях осуществления перевозки пассажиров от 30.11.2017 №1/2570.
Главным государственным инспектором отдела АТН Западно-Уральского межрегионального УГАДН ФИО3 30.11.2017 вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Транс-лайн» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Главным государственным инспектором отдела АТН Западно-Уральского межрегионального УГАДН ФИО3 25.01.2018 в отношении ООО «Транс-лайн» составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Управлением 25.01.2018 вынесено постановление серии БП №000751 о привлечении ООО «Транс-лайн» к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности состава административного правонарушения, а также о процессуальных нарушениях, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона №220-ФЗ закреплены основные понятия, используемые указанным Федеральным законом. Так, карта маршрута регулярных перевозок – это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона №220- ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17).
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Из части 3 названной статьи следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута. Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Федерального закона № 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 35 (вступившей в силу с 15.07.2016) Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно статье 28 Федерального закона № 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: - регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; - наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; - наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; - вид транспортного средства и класс транспортного средства; - срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Из анализа приведенных положений следует, что карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, карта маршрута это тот документ, который общество должно иметь в силу действующего законодательства и при отсутствии которого оно может быть привлечено к административной ответственности.
Судом установлено и из протокола об административном правонарушении от 25.01.2018 серии БА №000544 следует, что в ходе осмотра автотранспортного средства марки Форд, регистрационный знак <***>, используемого ООО «Транс-лайн» для осуществления перевозок пассажиров по маршруту №117с «Ишимбай – Уразбаево» по Ишимбайскому району РБ установлено отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Вместе с тем, в акте осмотра транспортного средства, используемого в целях осуществления перевозки пассажиров от 30.11.2017 №1/2570, номер маршрута не указан.
Судом также были исследованы указанные видеозаписи в судебном заседании от 10.05.2018.
Как правомерно указал суд, согласно просмотренным видеозаписям осмотр производился 30.11.2017 в 10 час. 01 мин. и в 10 час. 22 мин. 30.11.2017, тогда как в акте осмотра транспортного средства, используемого в целях осуществления перевозки пассажиров от 30.11.2017 №1/2570 указано время и дата его составления – 12 час. 00 мин., 20.11.2017 (л.д.59).
Таким образом, указанные видеозаписи невозможно соотнести с актом осмотра транспортного средства, используемого в целях осуществления перевозки пассажиров от 30.11.2017 №1/2570.
Кроме того из содержания представленных видеозаписей осмотра транспортного средства не усматривается что оно проводилось в рамках административного правонарушения о привлечении водителя за административное правонарушение и не содержит данных о маршруте движения автобуса, использования его для регулярных перевозок.
Из представленных фотоснимков невозможно определить, что фотосъемка произведена именно 30.11.2017, что указанные фотоснимки относятся к акту осмотра средства, используемого в целях осуществления перевозки пассажиров от 30.11.2017 №1/2570.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом факта осуществления ООО «Транс-лайн» регулярных перевозок пассажиров по маршруту №117с «Ишимбай – Уразбаево» по Ишимбайскому району РБ в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Вместе с тем, ссылку суда первой инстанции на нарушение административным органом статьи 27.8 КоАП РФ, апелляционная инстанция находит несостоятельной по следующим основаниям.
Транспортное средство марки Форд г.р.з. У16РТ102 было осмотрено в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств в процессе эксплуатации в порядке,установленном статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).
Указанная процедура в силу части 1 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ относится к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее - Порядок) утвержден Приказом Минтранса России от 03.06.2015 №180.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта государственными транспортными инспекторами составляется и подписывается акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.
Таким образом, фиксация результатов плановых (рейдовых) осмотров проводится в соответствии с Приказом №180, следовательно, к нему осмотр транспортного средства производится до возбуждения административного производства. В связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы признаются судом обоснованными.
Между тем, суд первой инстанции при вынесении решения установил наличие нарушения норм процессуального права со стороны административного органа, а именно: протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены в один день - 25.01.2018, что лишило заявителя права на квалифицированную помощь и подготовку возражений.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Следовательно, положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должен быть в обязательном порядке извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В силу частей 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Надлежащим уведомлением лица о рассмотрении административного дела обеспечивается баланс между правом государства привлечь лицо к административной ответственности (то есть, признания лица виновным в совершении административного правонарушения) и обязанностью государства обеспечить лицу, привлекаемому к ответственности, соблюдение всех предусмотренных законом гарантий.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
Из материалов дела следует, что административным органом в адрес ООО «Транслайн» (г.Уфа, Набережная реки Уфы, 69/3, пом.33) была направлена телеграмма о необходимости прибыть в Западно-Уральское МУГАДН: <...>, 25.01.2018 в 11-00 для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ; для рассмотрения дела об административном правонарушении прибыть 25.01.2018 в 15.00 (л.д.36).
Как правомерно указал суд первой инстанции, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день, свидетельствует о том, административный орган допустил существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку не предоставил заявителю возможности должным образом ознакомиться с протоколом об административном правонарушении до рассмотрения дела об административном правонарушении, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола и существу вмененного ему правонарушения, а также воспользоваться квалифицированной помощью защитника и принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Тем самым административный орган не предоставил заявителю возможность реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 №5960/04).
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае нарушение административным органом положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ носит существенный характер, привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволило рассмотреть дело об административном правонарушении полно и всесторонне, установить все значимые для дела обстоятельства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что допущенные при производстве по делу об административном правонарушении носят существенный характер, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 мая 2018г. по делу №А07-4692/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи Н.А. Иванова
В.Ю. Костин