ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-4727/14 от 01.06.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1385/15

Екатеринбург

03 июня 2015 г.

Дело № А07-4727/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  03 июня 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т. П.,

судей   Жаворонкова Д. В., Василенко С. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества « Уфимский комбинат хлебопродуктов»                               (ИНН 0274092758, ОГРН 1030203936091; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2014 по делу                              № А07-4727/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

До начала судебного заседания от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - ГУ МЧС по РБ)  поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Также до начала судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено, поскольку оснований для отложения рассмотрения кассационной жалобы не установлено                   (ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного                      о времени и месте судебного разбирательства, не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие                                         (ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан                               к ГУ МЧС по РБ с заявлением о признании незаконным предписания                          от 11.02.2014 № 2/3/2-26 об устранении выявленных в результате проверки нарушений  в части п. 5 - 26.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченаАдминистрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан                                           (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - администрация).

Решением суда от 09.10.2014 (судья Ахметова Г.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда               от 17.12.2014 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению заявителя жалобы, судами не принято во внимание то, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку                               у общества отсутствует защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), и наличие ЗС ГО на его территории не доказано.

В отзыве на кассационную жалобу ГУ МЧС России просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения                                                от 16.01.2014 № 2 Отделом надзорной деятельности г. Уфы Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по РБ проведена внеплановая выездная проверка общества с целью выполнения требований в области гражданской обороны, установленных в законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации, по контролю выполнения предписания                             об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 28.01.2013                         № 1/3/1-26.

По результатам проверки 11.02.2014 составлен акт № 2 и вынесено предписание  от 11.02.2014 № 2/3/2-26,  которым обществу предписано в срок 11.02.2015 устранить ряд  нарушений, в том числе:  ЗС ГО является собственностью предприятия не включено в реестр федерального имущества (п. 5); нарушены требования по содержанию и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (п. 6); отсутствует документация ЗС ГО                     (п. 7); защитное сооружение гражданской обороны не оснащено аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 8); нарушена гидроизоляция ЗС (п. 9); окраска элементов систем жизнеобеспечения                            не соответствует требованиям (п. 10); герметические клапаны не опечатаны                   (п. 11); планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО не вывешены                     на рабочих местах (п. 12); журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования не ведется (п. 13); отсутствует схема эвакуации укрываемых                      из очага поражения (п. 14); не проводятся ежегодные осмотры                                             и инвентаризация ЗС (п. 15); не составляется ведомость дефектов, недостатки, выявленные в ходе осмотров и проверок, предложения по их устранению не отражаются в журнале проверки состояния убежища (п. 16); не составляются годовые план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств, не составляются годовые план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций                                     (п. 17); герметические клапаны не промаркированы (п. 18); вентиляторы                    и пускатели к ним не промаркированы (п. 19); на воздуховодах внутри помещений не обозначено направление движения воздуха (п. 20); истекли сроки эксплуатации фильтров поглотителей, не проводилась проверка                                          их технического состояния (п. 21); нарушен контур герметизации ЗС ГО, проделаны отверстия в ограждающих конструкциях (п. 22); не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем (п. 23); не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций (п. 24);                           не проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств                                       и ликвидации угрозы затопления сооружения (п. 25); в ЗС ГО отсутствуют приборы для контроля параметров газового состава воздуха и параметров микроклимата (п. 26).

Полагая, что указанное предписание ГУ МЧС по РБ в части п. 5-26 незаконно, общество обратилось   в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили                          из правомерности выдачи  спорного предписания, соответствия нормам действующего законодательства, а также отсутствия  нарушения прав                                 и законных интересов общества.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу условий подп. 2.1.3.7 п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации                       от 24.12.1993 № 2284, защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов                  и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения, - отнесены                     к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Пунктом 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 установлено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям                              и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии                                        с устанавливаемым порядком (п. 2.3 Правил, утвержденных приказом                                МЧС России от 15.12.2002 № 583).

При исследовании обстоятельств дела судами установлено,                            что у общества имеется паспорт защитного сооружения № 1, расположенного                          по адресу: <...>, введенного в эксплуатацию в 1974 году,                          в котором эксплуатирующей организацией значится общество; назначение               ЗС - прием укрываемых.

Судами установлено также наличие у заявителя инвентаризационной карточки  убежища, учетной  карточки  от 25.07.2006 № 03/1, расположенного по названному выше адресу ЗС ГО,  содержащей его технические характеристики,  подпись полномочного должностного лица общества, скрепленная его печатью,

Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном  ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные  в материалы дела, доводы и возражения сторон в их  совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно посчитали доказанным  наличие у общества обязанности  по надлежащему содержанию объект ЗС ГО, находящегося на территории заявителя, в связи с чем   правомерно пришли к выводу  о законности  вынесенного  ГУ МЧС РБ спорного предписания в адрес общества.

Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах  судами обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.

Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу                    и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.

Довод общества, приведенные в кассационной жалобе о неисполнимости предписания от 11.02.2014 № 2/3/2-26 ввиду того, что  спорный объект  на его территории, в его владении либо в собственности не находится, судом кассационной инстанции подлежит отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы                   в полном объеме.

Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции не имеется. Указанные доводы направлены                                    на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела                               и принятых доказательств, что недопустимо  в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы                         проверялись судами  и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой                       и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе обществом не приведено.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 руб.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2014 по делу № А07-4727/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Уфимский комбинат хлебопродуктов» - без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Уфимский комбинат хлебопродуктов» из средств федерального бюджета государственную пошлину                            1500 рублей, излишне уплаченную по кассационной жалобе платежным поручением   от  26.03.2015 № 493.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Т.П. Ященок

Судьи                                                                          Д.В. Жаворонков

                                                                                     С.Н. Василенко