ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-5075/17 от 22.01.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7664/17

Екатеринбург

29 января 2018 г.

Дело № А07-5075/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Громовой Л.В.,

судей Сидоровой А.В., Сафроновой А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" (далее – общество "Туймазинские тепловые сети") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2017 по делу № А07-5075/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представителиобщества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа" (далее – общество "Газпром межрегионгаз Уфа") – ФИО1 (доверенность от 16.12.2016), ФИО2 (доверенность от 16.12.2016).

Обществом "Туймазинские тепловые сети" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Газпром межрегионгаз Уфа" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу "Туймазинские тепловые сети" о взыскании 80 875 588 руб. 37 коп. долга по оплате поставленного в ноябре, декабре 2016 г. газа и 2 410 432 руб. 04 коп. неустойки (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2017 (судья Кутлин Р.К.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество "Туймазинские тепловые сети" просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт. Кассатор не согласен с размером взысканной судами задолженности, полагает, что стоимость газа, поставленного в спорный период, составляет 63 982 519 руб. 58 коп., в то время как обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" она определена в сумме 68 691 406 руб. 07 коп. по причине необоснованного применения расчетного способа определения объема поставленного газа на котельные № 13, 14, 25, 26, 27, 29 и миникотельные № 5, 6, 8. По мнению заявителя жалобы, приборы учета на указанных котельных прошли поверку, проверены обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" в ходе подготовки к отопительному сезону, допущены в коммерческую эксплуатацию и функционировали исправно при отсутствии вмешательства в их работу. Общество "Туймазинские тепловые сети" приводит в жалобе конкретные возражения в опровержение обстоятельств, указанных обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" в актах проверки приборов учета. Кассатор указывает, что утвержденный ему тариф на тепловую энергию не соответствует действительности и не покрывает всех его расходов, что негативно влияет на его хозяйственную деятельность, приводит к образованию выпадающих доходов, недофинансированность которых в свою очередь объясняет факт нарушения сроков оплаты потребленного газа. По мнению заявителя жалобы, данные обстоятельства должны были быть приняты судами во внимание при взыскании неустойки.

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, общество "Туймазинские тепловые сети" также указывает, что проверка приборов учета, произведенная представителями общества "Газпром межрегионгаз Уфа", не имеющими аттестатов поверителей, не может влечь признание узлов учета неисправными при условии, что они своевременно прошли поверку и имеют поверительное клеймо, ссылается на то, что проведение такого рода проверок нормами Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее – Закон № 102-ФЗ) не предусмотрено, в связи с чем не влечет юридически значимых последствий в виде признания узлов учета неисправными. Кассатор полагает, что все средства измерения являлись исправными и пригодными для коммерческого учета, что подтверждено составленными впоследствии органом государственной метрологической службы свидетельствами о поверке, в частности, свидетельством о поверке узла учета, установленного на миникотельной по ул. Ленина, 58 в с. Нижнетройцкий Туймазинского района, от 31.10.2017. По мнению заявителя жалобы, общество "Газпром межрегионгаз Уфа", злоупотребляя своим доминирующим положением, при отсутствии законных оснований определяет объем поставленного газа расчетным путем, более выгодным для него, преследуя цель восполнения потерь в сетях за 2016 г., при этом игнорирует требования действующего законодательства об обязательном коммерческом учете энергоресурсов. Общество "Туймазинские тепловые сети" указывает, что поставка и отбор газа без учета его объема законом не допускаются, в связи с чем общество "Газпром межрегионгаз Уфа" не могло поставлять природный газ на котельные № 25, 26, 27, 29 и миникотельные № 5, 6 в с. Дуслык, полагая приборы учета на них не соответствующими техническим требованиям.

В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпром межрегионгаз Уфа" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" (поставщик) и обществом "Туймазинские тепловые сети" (покупатель) заключен договор от 01.01.2016 № 66211, по условиям которого поставщик обязался поставлять покупателю горючий газ (природный и/или нефтяной (попутный) и/или сухой обензиненный, и/или газ из газоконденсатных месторождений), а покупатель – принимать (отбирать) газ в согласованных объемах и оплачивать его.

Согласно п. 2.1.1 договора поставка газа на 2016 г. осуществляется в объемах согласно приложению № 2.

В соответствии с п. 2.9 договора в случае заключения дополнительного соглашения, вследствие которого годовой плановый договорной объем поставки газа по точке подключения выходит за пределы объемной группы, к которой первоначально отнесена указанная точка подключения, корректировка отнесения каждой точки подключения покупателя к объемной группе в целях определения размера ПССУ, тарифа ГРО (ТТГ) не производится. Перевод каждой точки подключения покупателя в другую объемную группу ПССУ, ТТГ осуществляется исходя из фактического объема потребленного газа с начала календарного года.

В п. 3.1 договора указано, что поставщик поставляет, а покупатель отбирает в любые сутки поставки газ в объеме от минимального суточного объема, который составляет 80 % от среднесуточной нормы поставки газа в целом по договору, до максимального суточного объема, который составляет 110 % от среднесуточной нормы поставки газа в целом по договору.

В силу п. 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа, соответствующему п. 4.2 договора (коммерческий узел учета газа), на основании данных средств измерений и устройств, входящих в его комплект, указанных в таблице приложения 1 к договору. При нарушениях в учете газа непосредственно на узле учета газа, в газораспределительной системе объем переданного газа учитывается по контрольному узлу учета газа, а при его отсутствии или неисправности определение объема поставленного газа производится по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования покупателя за период с момента возникновения до момента устранения нарушений или иным способом, согласованным сторонами.

Согласно п. 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по показаниям узла учета газа, соответствующего требованиям Закона № 102-ФЗ, Правил учета газа, утвержденных приказом министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 № 961, других нормативных актов, в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013, ГОСТ Р 8.741-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96 и ГОСТ Р 8.668-2009, с учетом ГОСТ 31369-2008 и ГОСТ 31370-2008.

В п. 5.5 договора предусмотрено, что покупатель производит расчет за фактически поставленный газ на расчетный счет поставщика в срок до десятого числа месяца, следующего за месяцем поставки.

Согласно п. 5.6 договора в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа покупатель уплачивает поставщику законную неустойку в размере, установленном ст. 25 Федерального закона от 13.03.1996 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон о газоснабжении).

Точки подключения согласованы сторонами в приложении 1 к договору.

В подтверждение поставки газа в ноябре, декабре 2016 г. в материалы дела представлены двусторонний акт приема-передачи газа за ноябрь 2016 г. № 1166211-16 и односторонний акт приема-передачи газа за декабрь 2016 г. № 1266211-16.

Разногласий относительно объема поставленного в ноябре 2016 г. газа между сторонами не возникло, принятый в ноябре 2016 г. газ частично оплачен обществом "Туймазинские тепловые сети", задолженность по его оплате составила 12 184 182 руб. 30 коп.

В отношении объема газа, поставленного в декабре 2016 г., между сторонами возникли разногласия.

Так, объем поставленного в декабре 2016 г. газа в отношении большинства указанных в договоре точек поставки определен обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" на основании показаний установленных на них приборов учета, в соответствии со сведениями о суточных объемах расхода газа.

В отношении точек подключения: котельная № 27, <...>; котельная № 25, <...>; котельная № 14, <...>; котельная № 29, <...>; котельная № 13: <...>; миникотельная № 5: <...>; миникотельная № 6: <...> (15, 17, 19, 21, 23, 25, 27); котельная № 26, <...>; миникотельная № 8, Туймазинский р-н, ул. Ленина, 58, объем поставленного в декабре 2016 г. газа определен в соответствии с п. 4.1 договора по проектной мощности газопотребляющего оборудования в связи с допущенными обществом "Туймазинские тепловые сети" многочисленными нарушениями, выявленными в декабре 2016 г. в ходе проверок технического состояния узлов учета газа и зафиксированными в соответствующих актах.

В отношении точки подключения: котельная № 7, <...>, в соответствии с п. 2.9 договора в декабре 2016 г. произведена корректировка по плате за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), а также по тарифу на транспортировку газа (ТТГ), поскольку договорный объем газа по данной точке отбора составлял 10 456 тыс. м3, что соответствовало 3 группе ПССУ и ТТГ, а фактический объем составил 9088 тыс. м3, что соответствует 4 группе ПССУ и ТТГ. Общая корректировка по ПССУ и ТТГ за 2016 г. за невыбранный объем газа по 3 группе осуществлена обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" на 1720 тыс. руб.

Обществом "Туймазинские тепловые сети" заявлены возражения относительно определения объема потребленного газа расчетным способом (письмо от 16.01.2017 № 40), оплата газа не произведена.

Ненадлежащее исполнение обществом "Туймазинские тепловые сети" обязанности по оплате поставленного в ноябре и декабре 2016 г. газа послужило основанием для обращения общества "Газпром межрегионгаз Уфа" к обществу "Туймазинские тепловые сети" с претензией от 17.01.2017 № 3313, а впоследствии – в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Спор между сторонами имеет место исключительно в части определения объема и стоимости газа, поставленного в точки поставки, на которых приборы учета газа признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" неисправными и непригодными для коммерческого учета.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта поставки обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" обществу "Туймазинские тепловые сети" газа в ноябре и декабре 2016 г., возникновения на стороне последнего обязанности по оплате газа и ее ненадлежащего исполнения.

При этом судами проверен и признан обоснованным произведенный обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" расчет объема и стоимости газа, поставленного в декабре 2016 г. на котельную № 7 по адресу: <...> – с учетом корректировки по ПССУ и ТТГ за 2016 г. за невыбранный объем газа в соответствии с условиями п. 2.9 заключенного сторонами договора и положениями п. 20 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 412-э/8, и п. 45 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7.

Также судами установлен факт несоответствия требованиям норм действующего законодательства приборов учета, установленных в точках поставки: котельная № 27, <...>; котельная № 25, <...>; котельная № 14, <...>; котельная № 29, <...>; котельная № 13: <...>; миникотельная № 5: <...>; миникотельная № 6: <...> (15, 17, 19, 21, 23, 25, 27); котельная № 26, <...>; миникотельная № 8, Туймазинский р-н, ул. Ленина, 58, определение объема поставленного в указанные котельные газа расчетным способом признано правомерным.

Кроме того, исходя из доказанности неисполнения обществом "Туймазинские тепловые сети" в установленные сроки обязанности по оплате поставленного газа, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с него в пользу общества "Газпром межрегионгаз Уфа" неустойки, начисленной на основании абз. 4 ст. 25 Закона о газоснабжении. Расчет неустойки проверен и признан правильным, оснований для снижения заявленной к взысканию неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено, в том числе в связи с отсутствием со стороны общества "Туймазинские тепловые сети" соответствующего заявления.

В кассационной жалобе общество "Туймазинские тепловые сети" оспаривает принятые по делу судебные акты исключительно в части удовлетворения требований о взыскании долга за поставленный в декабре 2016 г. газ, объем которого определен расчетным способом (по проектной мощности), и в части взыскания неустойки. Правомерность удовлетворения исковых требований в остальной части заявителем не обжалуется, в связи с чем предметом рассмотрения в рамках настоящего кассационного производства не является.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно ст. 544 названного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В п. 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162), предусмотрено, что учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

В силу п. 23 Правил № 162 принеисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности – по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Аналогичная норма предусмотрена п. 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 № 961.

Согласно п. 24 Правил № 162 монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений (п. 25 Правил № 162).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В договоре от 01.01.2016 № 66211 стороны согласовали в качестве обязательного условие о соответствии приборов учета требованиям нормативно-технической документации, в том числе ГОСТ Р 8.740-2011 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1049-ст (введен в действие с 01.01.2013).

Указанный ГОСТ предусматривает обязательное соответствие узла учета газа требованиям к методике измерений. В частности, в соответствии с п. 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта.

Согласно п. 12.1.4 ГОСТ Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения средства измерения и соблюдения требований настоящего стандарта.

В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с абз. 4 ст. 25 Закона о газоснабжении управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор поставки газа от 01.01.2016 № 66211, двусторонний акт приема-передачи газа за ноябрь 2016 г. № 1166211-16 и односторонний акт приема-передачи газа за декабрь 2016 г. № 1266211-16, платежные поручения на оплату поставленного газа, сведения о суточном расходе газа в точках поставки, акты проверки технического состояния узла учета газа от 05.12.2016, 06.12.2016, 13.12.2016, 14.12.2016, переписку сторон, суды первой и апелляционной инстанции установили, что общество "Газпром межрегионгаз Уфа" в ноябре и декабре 2016 г. осуществляло поставку газа обществу "Туймазинские тепловые сети" в точки поставки, согласованные в указанном договоре, учет газа производился с помощью установленных в точках поставки приборов учета, проверка которых обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" в декабре 2016 г. выявила неисправность части приборов учета, несоответствие их технического состояния требованиям норм действующего законодательства, что в свою очередь исключило возможность использования их показаний для целей коммерческого учета энергоресурса и послужило основанием для определения объема потребленного газа расчетным способом в соответствии с п. 23 Правил № 162, п. 4.1, 4.2, 5.5 заключенного сторонами договора – по проектной мощности газоиспользующего оборудования общества "Туймазинские тепловые сети".

При таких обстоятельствах представленный обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" в материалы дела расчет задолженности проверен и признан судами правильным, требование о взыскании долга удовлетворено в полном объеме – в общей сумме 80 875 588 руб. 37 коп.

Заявленные в кассационной жалобе доводы относительно некорректной оценки судами доказательств и фактических обстоятельств осуществления учета потребления газа на отдельных точках поставки подлежат отклонению судом кассационной инстанции с учетом следующих обстоятельств.

В отношении узлов учета газа в котельных № 27, 25, 26 по адресам: <...> в актах от 13.12.2016 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, отсутствие проекта на узел учета газа, а также указано, что узел учета газа не сдан в коммерческую эксплуатацию.

Указанные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности данных средств измерений для осуществления коммерческого учета поставленного ресурса. Ссылки общества "Туймазинские тепловые сети" в кассационной жалобе на передачу ему данных котельных с приборами учета иным лицом, на использование показаний установленных в них приборов учета до декабря 2016 г. при определении объема поставленного газа, а также на принятие им мер к получению соответствующей документации на узлы учета в декабре 2016 г. не опровергают изложенный выше вывод.

В отношении узла учета газа в котельной № 14 по адресу: <...>, в акте от 05.12.2016 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, отсутствие акта измерения внутреннего диаметра трубопровода (п. 9.5.2 – 9.5.5 ГОСТ Р 8.740-2011), отсутствие контроля перепада до и после узла учета газа (п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011), несоответствие монтажа средства измерения давления на узле учета газа п. 9.2.3.3 и 9.2.3.5 ГОСТ Р 8.740-2011, несоответствие диапазона измерений применяемых средств измерений п. 9.2.1.2 ГОСТ Р 8.740-2011.

Указанные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности данного средства измерения для осуществления коммерческого учета. Ссылки общества "Туймазинские тепловые сети" в кассационной жалобе на передачу ему данной котельной с прибором учета иным лицом без соответствующей документации и принятые им меры к строительству новой котельной взамен этой не опровергают изложенный выше вывод. То обстоятельство, что недостатки, указанные в акте от 05.12.2016, выявлены впервые, не имеет правового значения, утверждение о том, что они не оказывают влияния на учет газа, не принимается во внимание как предположительное и документально не обоснованное.

В отношении узла учета газа в котельной № 29 по адресу: <...>, в акте от 14.12.2016 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, а также указано, что узел учета газа не сдан в коммерческую эксплуатацию.

Данные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности указанного средства измерения для осуществления коммерческого учета. Ссылки общества "Туймазинские тепловые сети" в кассационной жалобе на принятые им меры по реконструкции котельной и получению акта соответствия прибора учета ГОСТ Р 8.740-2011, а также на планируемую органом метрологического контроля в январе 2017 г. проверку не опровергают изложенный выше вывод.

В отношении узла учета газа в котельной № 13 по адресу: <...>, в акте от 06.12.2016 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, истечение срока поверки, а также указано, что при работе котла Дакон Р300-1 шт. вычислитель СПГ-761 не показывал расход газа.

Данные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности средства измерения для осуществления коммерческого учета. Вопреки доводам общества "Туймазинские тепловые сети", отсутствие отметки о непредставлении акта соответствия узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 в акте от 07.11.2016, составленном по результатам предыдущей проверки узла учета, не свидетельствует о наличии такого акта. Некорректная работа вычислителя средства измерения обществом "Туймазинские тепловые сети" не опровергнута.

В отношении узла учета газа в миникотельной № 5 по адресу: <...>, в акте от 13.12.2016 зафиксировано нарушение целостности пломбы на кране перед котлом № 3, несоответствие диапазона измерений применяемых средств измерений требованиям п. 7.4.3 ГОСТ Р 8.741-2011.

Указанные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности данного средства измерения для осуществления коммерческого учета. Факт нарушения целостности пломбы обществом "Туймазинские тепловые сети" подтвержден как при составлении акта проверки от 13.12.2016, так и в кассационной жалобе. Ссылки кассатора на срыв пломбы в условиях аварийной ситуации, последующее устранение несоответствия диапазона измерений и опломбирование котла после проведения проверки обществом "Газпром межрегионгаз Уфа", не опровергают изложенный выше вывод.

В отношении узла учета газа в миникотельной № 6 по адресу: <...>, в акте от 13.12.2016 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, отсутствие контроля перепада до и после узла учета газа (п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011), отсутствие контроля герметичности байпасной линии (п. 12.2.3 ГОСТ Р 8.740-2011), отсутствие монометра, отсутствие заземления, обязательного согласно руководству узла учета, повреждение пломбы поверителя на счетном механизме.

Указанные обстоятельства признаны обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности данного средства измерения для осуществления коммерческого учета. Ссылки общества "Туймазинские тепловые сети" на целостность пломбы поверителя не устраняют остальных недостатков, указанных в акте от 13.12.2016. При этом в акте проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, составленном органом метрологического контроля 31.01.2017, на который кассатор ссылается в жалобе, содержится перечень замечаний к работе прибора учета, только после устранения которых возможен его допуск в эксплуатацию.

В отношении узла учета газа в миникотельной по адресу: <...>, в акте от 14.12.2016 зафиксирован факт недостоверного учета расхода газа в связи с несоответствием мгновенного расхода на узле учета газа нагрузке работающего газопотребляющего оборудования.

Указанное обстоятельство признано обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" и судами достаточными для вывода о непригодности данного средства измерения для осуществления коммерческого учета. Факт недостоверного учета расхода газа обществом "Туймазинские тепловые сети" не опровергнут. Ссылка кассатора на свидетельство о поверке прибора учета от 15.09.2016 отклоняется, поскольку данное свидетельство подтверждает поверку исключительно счетчика газа, но не всех составляющих узла учета.

При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о наличии оснований для определения объема газа, поставленного в указанные котельные, расчетным способом.

Как правильно указано судами, само по себе наличие в точках поставки газа приборов учета, не соответствующих требованиям норм действующего законодательства, не создает для поставщика газа обязанности вести расчеты по данным приборам.

Обществом "Туймазинские тепловые сети" доказательства того, что нарушения, указанные в актах проверок технического состояния узлов учета газа в декабре 2016 г., не влияют на показания данных приборов учета, не представлены.

Наличие признаков злоупотребления правом, злоупотребления доминирующим положением в действиях общества "Газпром межрегионгаз Уфа", вопреки доводам кассатора, судами не установлено.

Кассационный суд полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определен размер задолженности общества "Туймазинские тепловые сети" перед обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" по оплате газа, поставленного в ноябре, декабре 2016 г. в общей сумме 80 875 588 руб. 37 коп.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 4 ст. 25 Закона о газоснабжении, принимая во внимание факт нарушения обществом "Туймазинские тепловые сети" сроков оплаты газа, суды также правомерно признали за обществом "Газпром межрегионгаз Уфа" право на взыскание с общества "Туймазинские тепловые сети" 2 410 432 руб. 04 коп. неустойки за период с 10.12.2016 по 28.02.2017.

Ввиду отсутствия в материалах дела как заявления общества "Туймазинские тепловые сети" о несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, так и доказательств такой несоразмерности, оснований для ее снижения в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не усмотрел, представленный в материалы дела расчет проверил, признал правильным.

Довод о кассатора о том, что утвержденный ему тариф на тепловую энергию не соответствует реальным затратам, приводит к возникновению выпадающих доходов, недофинансированность которых в свою очередь объясняет факт нарушений сроков оплаты газа, судом кассационной инстанции отклоняется как не имеющий правового значения для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований для взыскания законной неустойки за нарушение сроков оплаты газа, ее размере.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 № 13031/12.

Приложенные к письменным пояснениям общества "Туймазинские тепловые сети" документы: протокол поверки от 31.10.2017 и свидетельство о поверке от 30.10.2017, не могут быть приобщены к делу, поскольку в силу ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций.

В связи с тем, что дополнительные документы (с письменными пояснениями) направлены в суд кассационной инстанции в электронном виде, данные документы на бумажном носителе заявителю не возвращаются

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2017 по делу № А07-5075/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.В. Громова

Судьи

А.В. Сидорова

А.А. Сафронова