ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-5644/2022 от 30.11.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7130/23

Екатеринбург

04 декабря 2023 г.

Дело № А07-5644/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу № А07-5644/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее –министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) о взыскании бюджетных средств в сумме
4 411 795 руб. 18 коп. в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 04.07.2019 на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, прокуратура Республики Башкортостан.

Решением суда первой инстанции от 29.03.2023 в удовлетворении исковых требований министерства отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.07.2023 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с предпринимателя ФИО1 в пользу министерства денежные средства в сумме 4 411 795 руб. 18 коп., выделенные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

В кассационной жалобе предприниматель ФИО1 просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель настаивает на том, что грант использован ответчиком по целевому назначению, условия предоставления гранта выполнены, показатели результативности достигнуты, не использованные получателем гранта денежные средства в сумме
2 745 566 руб. 61 коп. возвращены ответчиком, в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований министерства у суда апелляционной инстанции не имелось. По мнению заявителя, каких-либо положений о том, что при исполнении условий предоставления гранта получателем гранта должно быть создано определённое количество прудов по состоянию на конкретную дату, договор не содержит, также такое положение отсутствует в плане расходов. Вывод суда о том, что эксплуатация фермы без постройки двенадцати прудов невозможна, является преждевременным, поскольку данный вопрос в судебном заседании не исследовался, доказательства возможности либо невозможности эксплуатации фермы не предоставлялись. По мнению заявителя, недостижение получателем субсидии установленных договором о предоставлении субсидии результатов хозяйственной деятельности не является нарушением условий предоставления субсидии. Заявитель полагает, что, поскольку цели, изложенные в государственной программе, достигнуты, при этом надлежащие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств, не представлены, принимая во внимание, что субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Помимо изложенного заявитель не согласен с доводом министерства о том, что строительство фермы должно быть осуществлено в срок с июля 2019 г. по июль 2021 г., по мнению заявителя, с учетом буквального толкования положений договора в указанный период получатель субсидии должен был освоить предоставленные денежные средства, обязанности по предоставлению не позднее 24 месяцев со дня получения гранта акта приемки законченного строительством объекта на ответчика возложено не было, воля сторон направлена не на строительство здания фермы (параметры которого в договоре не оговорены), а на создание и развитие животноводческого хозяйства, что на данном этапе было достигнуто. Также заявитель отмечает, что необеспечение ответчиком завершения строительства фермы не указано в качестве основания для возврата гранта.

Министерство и прокуратура Республики Башкортостан предоставили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 № 42 «Об утверждении порядков предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» (далее - Порядок № 42), приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан
от 27.06.2019 № 122 «О предоставлении грантов на поддержку начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы» в Республике Башкортостан осуществлялось предоставление грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение в целях поддержки малых форм хозяйствования крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка № 42 (действовавшего в период возникновения гражданских правоотношений между истцом и ответчиком) грант на развитие семейных животноводческих ферм в целях финансового обеспечения затрат предоставлялся на:

- разработку проектной документации по строительству, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;

- приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию семейных животноводческих ферм;

- приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

- комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж;

- приобретение сельскохозяйственных животных.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункты 6 Порядка
№ 42 грант предоставляется на развитие семейной животноводческой фермы для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления в расчете на 1 крестьянское (фермерское) хозяйство - в размере, не превышающем 30 млн. руб., но не более 60 % затрат (без учета налога на добавленную стоимость); для ведения иных видов деятельности - в размере, не превышающем 21,6 млн. руб., но не более 60 % затрат (без учета налога на добавленную стоимость), при этом срок использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы составляет не более 24 месяцев с даты его получения.

В соответствии с пунктом 28 Порядка № 42 основаниями для возврата гранта являются:

- нецелевое использование части гранта;

- нарушение сроков расходования части гранта со дня его получения; - прекращение осуществления деятельности получателя гранта ранее чем через 5 лет с даты получения гранта;

- невыполнение обязательств по созданию дополнительных рабочих мест в год получения гранта;

- несохранение в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест; - невыполнение обязательств по приросту объема сельскохозяйственной продукции;

- продажа, дарение, передача в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного получателем гранта с участием гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта

Предприниматель ФИО1 31.05.2019 подала заявку на участие в конкурсном отборе участников по предоставлению гранта на развитие семейной животноводческой фермы, приложив полный пакет документов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 9 Порядка № 42.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка № 42 между министерством и предпринимателем ФИО1 (получатель гранта) заключен договор на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы
от 04.07.2019.

Предметом договора является предоставление министерством в 2019 г. получателю гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение затрат на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 21 600 000 руб., в соответствии с планом расходов, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан, софинансирование которых осуществляется из средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме
19 007 998 руб. 07 коп. (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.2 договора сумма гранта перечисляется министерством на лицевой счет получателя гранта № 41016019220, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

По условиям пункта 1.3 договора казначейское сопровождение осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом
«О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В соответствии с абзацем шестым пункта 2.4 договора получатель гранта обязуется реализовать бизнес-план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивной товарной рыбой и высокотехнологическим оборудованием, увеличению объема реализуемой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации производственного объекта, предназначенного для выращивания и содержания товарной рыбы, находящегося в собственности или пользовании семейной животноводческой фермы, со сроком окупаемости проекта не более 8 лет.

Пунктом 2.7 договора предусмотрен возврат гранта в случаях нарушения условий, установленных при его предоставлении, и представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта.

Пунктом 2.8 договора на получателя гранта в случае образования неиспользованного остатка гранта в срок не более 24 месяцев с даты получения гранта возложена обязанность в письменной форме уведомить министерство о неиспользованном остатке гранта.

В силу пунктов 3.1, 3.2 договора получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством за достоверность предоставляемых им в министерство документов, отчетности за нецелевое использование гранта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором

Приложением № 1 к договору установлен план расходов гранта на развитие семейной животноводческой фермы, согласно которому запланировано следующее направление расходов:

Направление расходов

Наименование приобретаемого имущества, выполняемых

работ, оказываемых услуг

Кол -во ед.

Итого затрат, руб

Источник финансир., руб.

Гран без НДС

Собстве нные средства

разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; руб.

разработка проекта

1375528

1375528

825 317

550 211

приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизацию семейных

животноводческих ферм; руб.

Строительство рыбоводческой фермы

1

27826472

27826472

16695883

11130589

Ангар-склад кормов 10x20

1

1 400 000

1 400 000

840 000

560 000

Ангар для инкубационного цеха

1

2 000 000

2 000 000

1200000

800 000

приобретение, строительство,реконструкция, ремонт или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; руб.

комплектация

семейных

животноводческих

ферм и объектов по

переработке

животноводческой

продукции

оборудованием и

техникой (за

исключением

сельскохозяйственной

техники,

предназначенной для

производства

продукции

растениеводства), а также их монтаж, руб.

Инкубационная линия

Трактор Т-16

Дизельная

электростанция

50

кВт

1

1

1

2 309 000

729 000

360 000

2 309 000

729 000

360 000

1 385 400

437 400

216 000

923 600

291 600

144 000

приобретение сельскохозяйственных животных, гол

итого

36000000

21600000

1440000

Направление денежных средств получателю гранта подтверждено платежными поручениями от 26.07.2019 № 14298 на сумму
2 592 001 руб. 93 коп., от 26.07.2019 № 14299 на сумму 19 007 998 руб. 07 коп.

Как пояснил истец, согласно бизнес-плану, представленному ответчиком конкурсной комиссии по отбору участников по предоставлению грантов на поддержку начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, предприниматель намеревался организовать семейную ферму в области рыбоводства в Нуримановском районе, д. Сарва, основная идея которого «привлечение средств для строительства рыбоводческой фермы».

Согласно бизнес-плану общая стоимость проекта составила
36 000 000 руб., из них (в случае прохождения конкурсного отбора): средства гранта - 21 600 000 руб. (которые получены предпринимателем
ФИО1), собственные средства - 14 400 000 руб. (стр. 3 бизнес-плана).

Ответчиком для участия в конкурсном отборе в рамках представленного бизнес-плана разработан инвестиционный план (в том числе график реализации проекта), в соответствии с которым строительство фермы будет завершено во
II квартале 2020 г. (стр. 24 бизнес-плана).

Рассмотрев предоставленные ответчиком документы, министерство выделило предпринимателю ФИО1 денежные средства в сумме
21 600 000 руб. на конкретную цель: развитие семейной животноводческой фермы в области рыбоводства, а именно - строительство рыбоводческой фермы.

На основании приказа министерства от 28.06.2021 № 40 отделом ревизионной работы министерства проведена проверка предпринимателя ФИО1

Совместный осмотр объекта «Рыбоводческая ферма в с/с Никольский Нуримановского района РБ» проведен 01.07.2022.

По результатам проверочных мероприятий и совместного осмотра рыбоводческой фермы составлен акт от 24.11.2021, выявлено:

1) невыполнение работ по строительству средних прудов - средних рыбоводных каналов в количестве 2 шт., № 4. Так, не выполнена разработка котлована под средние рыбоводные каналы в количестве 2 шт., проложены только водопроводные трубы от подводящего канала № 6 к предполагаемым средним рыбоводческим каналам № 4;

2) невыполнение пруда-отстойника № 1.

Свои обязательства по строительству полносистемной рыбоводческой фермы в с/с Никольский Нуримановского района РБ, описанной в бизнес-плане при участии предпринимателя ФИО1 в конкурсном отборе 25.06.2019, а также предусмотренной планом расходов (приложение № 1 к договору), ответчик не исполнил, доказательства того, что получателем гранта предприняты все необходимые меры для строительства фермы в срок, отсутствуют, обязательства, принятые ответчиком по вышеуказанному соглашению, не исполнены, конечная цель предоставления субсидии не достигнута.

Пунктом 1 плана расходов (приложение № 1 к договору) предусмотрена необходимость разработать проект. Проект разработан обществом с ограниченной ответственностью «Проектно-конструкторская фирма» на основании договора подряда от 19.03.2020 № 8.

Оплата работ обществу с ограниченной ответственностью «Проектно-конструкторская фирма» произведена: за счет средств гранта - 825 317 руб. (платежное поручение от 28.12.2020 № 2), за счет собственных средств -
550 211 руб. (платежные поручения от 28.12.2020 № 104, от 21.12.2020 № 103).

Проектная документация при предоставлении отчетности, предусмотренной пунктами 2.4, 2.6 договора, ответчиком не предоставлена.

Согласно проектной документации и сводному сметному расчету стоимости строительства определены объекты строительства рыбоводного хозяйства по выращиванию лососевых в устье р. Бияз Нуримановского района Республики Башкортостан, виды работ и затраты на них.

В состав рыбной фермы входят (лист 32 проектной документации):

- подводящий канал с водовпуском и прудом-отстойником;

-пять прудов с железобетонными креплениями;

-большой пруд без крепления;

-два средних пруда без крепления;

-два малых пруда без крепления;

-пруд-отстойник с водовыпуском.

Итого предусмотрено строительство 12 прудов.

Согласно проекту, строительство прудов и иных объектов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 02:41:000000:2136, по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, с/с Никольский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: рыбоводство, площадь 61 826 кв. м, - находящемся на праве субаренды у предпринимателя ФИО1 сроком до 20.05.2029.

В соответствии с проектной документацией и сводным сметным расчетом
стоимость строительства рыбоводческой фермы увеличилась до 4 045 590 руб.

Таким образом, уже на начальной стадии строительства рыбоводческой фермы получатель гранта добровольно создал для себя существенные изменения обстоятельств, повлекшие невозможность исполнения условий договора, значительно превысив затраты, запланированные при получении средств гранта.

Данные изменения повлекли за собой наличие нефункционирующей фермы на момент истечения срока освоения средств гранта и недостижение цели - создание и развитие семейной животноводческой фермы с высокопродуктивной товарной рыбой и высокотехнологическим оборудованием.

Предпринимателем ФИО1 как профессиональным участником сельскохозяйственной деятельности приняты обязательства по договору без принуждения и в условиях конкуренции, ответчик располагал информацией о возможных последствиях несоблюдения условий получения гранта, согласился с условиями предоставления гранта, а также имел реальную возможность оценить обременительность таких условий и предвидеть наступление негативных последствий (профессиональные риски).

Между тем, отсутствие нецелевого расходования денежных средств (освоение средств гранта в сумме 18 854 433 руб. 39 руб.) не исключает возможность взыскания с получателя гранта полученной суммы гранта в соответствии с пунктом 28 Порядка № 42. Так, возврату подлежат гранты, в том числе в случаях неисполнения условий предоставления гранта.

Таким образом, истец заявил, что в связи с неисполнением условий предоставления гранта, отсутствием полносистемного рыбоводческого комплекса - семейной животноводческой фермы с высокопродуктивной товарной рыбой и высокотехнологическим оборудованием, отсутствием деятельности крестьянского фермерского хозяйства на земельном участке с кадастровым номером 02:41:000000:2136, средства гранта в сумме 4 411 795 руб. 18 коп. подлежат возврату на лицевой счет министерства.

Расчет цены иска осуществлен на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, прошедшего государственную экспертизу (экспертное заключение по проверке сметной стоимости объекта капитального строительства от 10.11.2020 № С-1091/20).

Всего запланированные затраты на средние пруды (2 шт.) и пруд-отстойник № 1 составили:

3 746 696 руб. 24 коп. + 3 606 295 руб. 73 коп. = 7 352 991 руб. 97 коп.

Согласно пункту 6 Порядка (действовавшего на момент заключения сторонами договора), пункту 2.4 договора получатель гранта обязан оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг для семейной фермы, указанных в плане расходов.

Таким образом, общая стоимость строительных работ не построенных объектов в составе строительства рыбоводного хозяйства в текущих ценах составила: 7 352 991 руб. 97 коп. х 60% = 4 411 795 руб. 18 коп.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в арбитражный суд.

В качестве единственного основания для отказа в удовлетворении исковых требований министерства суд первой инстанции указал на тот факт, что предоставленные денежные средства в сумме 18 854 433 руб. 38 коп. израсходованы предпринимателем ФИО1 в срок в течение
24 месяцев с даты их поступления на счет получателя гранта. Суд отклонил доводы министерства о том, что на момент проведения проверки во исполнение финансового контроля на 2-ое полугодие 2021 г. построено 10 прудов из 12, подводящий канал с водовпуском (пруд-отстойник 1) не построен, не завершено строительство большого рыбоводного пруда (канала). Суд указал, что такого основания для возврата средств гранта как незавершение работ по строительству ни договор, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержат. Также суд принял во внимание, что сроки выполнения того или иного этапа работ условиями договора не предусмотрены, и заключил, что средства гранта в установленный договором срок освоены.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования министерства, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления

В силу пункта 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суд установил, что в соответствии с условиями договора на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019 предприниматель ФИО1 должна была осуществить расходование средств гранта на строительство двенадцати прудов, приобретение ангара для хранения кормов, инкубационного цеха (ангар), ограждение территорий, электроснабжение, подъездные пути.

Строительство рыбоводческой фермы осуществлено на основании разработанного проекта сметной стоимости объекта капитального строительства «Строительство рыбоводного хозяйства по выращиванию лососевых в устье р. Бияз Нуримановского района РБ» от 10.11.2020
№ С1091/20, прошедшего государственную экспертизу.

Проектной документацией предусмотрено строительство двенадцати прудов.

На момент проведения прокуратурой Республики Башкортостан проверки предпринимателя ФИО1 предусмотренные пунктами 2.6, 2.9 договора документы, а именно: отчет об освоении средств гранта за 2-3 квартал 2021 г.; отчет об исполнении обязательств согласно приложению № 3 к договору от 04.07.2019, - в министерство не предоставлены.

При выезде 11.11.2021, то есть по истечении более 24 месяцев со дня поступления денежных средств гранта на счет получателя, прокуратурой, с участием ведущих специалистов - экспертов отделов ревизионной работы и развития сельских территорий Министерства, привлеченных в качестве специалистов на объект «Строительство рыбоводческой фермы» по адресу: Нуримановский район, Никольский с/с, земельный участок с кадастровым номером 02:41:000000:2136, установлено, что работы по строительству рыбоводческой фермы в полном объеме не завершены. Построено 10 из 12 прудов, предусмотренных проектом. Установлены приобретенные ангары для хранения кормов, для инкубационного цеха, выполнены работы по благоустройство территорий (ограждение территорий), электроснабжение. Предусмотренный проектом подводящий канал с водовпуском (пруд - отстойник 1) не построен, не завершено строительство большого рыбоводного пруда (канала). На момент проверки какая-либо сельскохозяйственная продукция не производилась, строительство семейной животноводческой фермы не завершено, ферма не функционирует, рабочие места отсутствуют. Выполненные работы не соответствуют сводному сметному расчету с экспертным заключением по проверке сметной стоимости объекта капитального строительства от 10.11.2020 № С-1091/20, выданным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан» (нет заключения государственной экспертизы о проведении повторной проверки достоверности определения сметной стоимости объекта с учетом внесенных изменений).

Таким образом, установлено, что ни одна из двух целей, указанных в приложении № 2 к договору, не достигнута.

В ходе совместного осмотра рыбоводческой фермы сотрудниками министерства при участии представителя ответчика, проведенного 01.07.2022, выявлены следующие несоответствия выполненных работ с проектной документацией:

1) не выполнены работы по строительству средних прудов - средних рыбоводных каналов в количестве 2 шт., № 4, а именно: не выполнена разработка котлована под средние рыбоводные каналы в количестве 2 шт., проложены только водопроводные трубы от подводящего канала № 6 к предполагаемым средним рыбоводческим каналам № 4;

2) не выполнен пруд-отстойник № 1.

При этом завершено строительство большого пруда (большого рыбоводного канала № 3): разработан котлован под большой рыбоводный канал № 3, проложен водопровод от подводящего канала № 6 к большому рыбоводному каналу № 3, проложены водоводы.

В уточненном исковом заявлении от 06.09.2022 министерство указало на тот факт, что строительство большого пруда (большого рыбоводного канала № 3) завершено, однако два средних пруда без крепления (средние рыбоводные каналы, позиция № 4 согласно схеме проектной документации) не построены.

В уточненном иске от 28.09.2022 министерство просило взыскать с ответчика 4 411 795 руб. 18 коп. в связи с неисполнением условий предоставления гранта, отсутствием полносистемного рыбоводческого комплекса - семейной животноводческой фермы с высокопродуктивной товарной рыбой и высокотехнологическим оборудованием, отсутствием деятельности на земельном участке с кадастровым номером 02:41:000000:2136.

Принимая во внимание, что бюджетные средства в сумме 21 600 000 руб. выделены предпринимателю на конкретную цель: развитие семейной животноводческой фермы в области рыбоводства, а именно - строительство рыбоводческой фермы, вместе с тем ферма на сегодняшний день представляет собой ряд вырытых котлованов, наполненных грунтовыми водами, в связи с чем эксплуатация объекта без завершения строительства невозможна, выращивание товарной рыбы на ферме не ведется, суд пришел к выводу о том, что совершение ответчиком действий по частичному обеспечению строительства фермы не является надлежащим исполнением условий договора от 04.07.2019 на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы, поскольку условием предоставления гранта является реализация бизнес-плана, предоставленного конкурсной комиссии при участии получателем гранта в отборе на предоставление бюджетных средств - развитие полносистемного рыбоводческого комплекса - семейной животноводческой фермы с высокопродуктивной товарной рыбой и высокотехнологическим оборудованием.

Суд обоснованно отметил, что факт израсходования предпринимателем ФИО1 денежных средств в сумме 18 854 433 руб. 38 коп. в течение 24 месяцев с даты их поступления на счет получателя гранта, не подразумевает под собой безусловное освоение средств бюджета в установленных целях.

Более того, суд принял во внимание, что разумные сроки строительства оставшихся двух объектов (средние пруды без крепления) истекли, при этом в судебном заседании 15.06.2023 представитель ответчика на вопрос суда апелляционной инстанции пояснил, что строительство указанных объектов не ведется и не планируется, в судебном заседании 13.07.2023 тот же представитель ответчика подтвердил факт неработоспособности фермы, для целей строительства которой предоставлялись средства гранта.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что цель предоставления бюджетных средств, заложенная в основу федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, предпринимателем ФИО1 не достигнута, ответчиком нарушены условия заключенного договора, и учитывая положения пункта 28 Порядка № 42, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования министерства в полном объеме.

Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права, по существу сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 20.07.2023 по делу № А07-5644/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи А.А. Столяров

В.А. Купреенков