ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-5645/08 от 24.12.2008 АС Республики Башкортостан

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й  А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й  С У Д   У Р А Л Ь С К О Г О  О К Р У Г А

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9616/08-С6

24 декабря 2008 г.

Дело № А07-5645/2008

Екатеринбург

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кузнецова А.Г.,

судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации городского округа               «Город Уфа (далее – администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу № А07-5645/2008 Арбитражного суда Республики Башкортостан. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации – ФИО1 (доверенность от 21.12.2007                      № 1/3153-13);

Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа «Город Уфа» (далее - Комитет) – ФИО1 (доверенность от 21.12.2007 № 1007177);

общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания «Баштерра» (далее – общество «СМК «Баштерра») – ФИО2 (доверенность от 03.03.2008).

Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) о признании незаконными действий регистрационной службы по регистрации права хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Ремонтно-строительное управление» Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее – предприятие «Ремонтно-строительное управление») на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.   

Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет, общество «СМК «Баштерра», индивидуальный предприниматель ФИО3.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2008 (судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными, противоречащими ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действия Управления по регистрации права хозяйственного ведения за предприятием «Ремонтно-строительное управление» на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, литеры А и Б.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 (судьи Ермолаева Л.П., Баканов В.В., Фотина О.Б.) решение суда отменено.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит отменить постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2008, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По мнению заявителя, основания для регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости отсутствуют, в связи с чем Управление должно было отказать предприятию «Ремонтно-строительное управление» в регистрации указанного права.

Общество «Баштерра» в отзыве на кассационную жалобу указало, что не согласно с изложенными в ней доводами, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.  

Как установлено судами, постановлением главы администрации г. Уфы от 13.01.1997 № 170 в муниципальную собственность приняты строения военного городка № 32 Уфимской КЭЧ. При этом Управлению жилищно-коммунального хозяйства Советского района предписано подготовить договор с КЭУ при ВО об условиях передачи жилых домов в Советском районе Уфимской КЭЧ на взаимоприемлемых условиях в обмен на передачу строений военного городка            № 32 (медицинские склады), Комитету принять в муниципальную собственность строения военного городка № 32 Уфимской КЭЧ КЭУ при ВО и передать на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства Советского района по акту.

Постановлением главы администрации Советского района г. Уфы от 16.07.1998 № 1731 предусмотрено, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Советского района г. Уфы должно в срок до 20.07.1998 передать помещения, принятые от Уфимской КЭЧ КЭУ при ВО, на баланс муниципального предприятия «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок Советского района г. Уфы» (далее – предприятие «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок»).

Комитет передал по акту приема-передачи муниципального имущества от 03.08.1998 предприятию «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок» в хозяйственное ведение муниципальное имущество согласно паспорту имущественного комплекса, являющемуся неотъемлемой частью названного акта приема-передачи. Передаваемое имущество является муниципальной собственностью г. Уфы в соответствии с Указом ПВС РБ от 04.06.1992 № 6-2/264.

Паспорт имущественного комплекса предприятия «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок» по состоянию на 01.07.1998, являющийся неотъемлемой частью акта приема-передачи, содержит акт оценки стоимости зданий, сооружений.

Из справки Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы о присвоении почтового адреса от 05.04.1999 следует, что предприятию «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок» присвоен адрес: ФИО4, 2а, ФИО4, 2б.

Постановлением главы администрации г. Уфы от 07.06.2002 № 2497 муниципальное предприятие «Хозрасчетный ремонтно-строительный участок Советского района» переименовано в муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление» Советского района г. Уфы.

Управлением 07.11.2006 зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ «Город Уфа» Республики Башкортостан на мастерскую, нежилое, 1 – этажный подвал, общая площадь 526,10 кв. м, инв. № 348772, литера Б, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. ФИО4, 2б, и на административное здание, нежилое, 2 – этажное, общая площадь 378,5 кв. м,         инв. № 348772, литера А, расположенное по адресу: Республика Башкортостан,          г. Уфа, Советский район, ул. ФИО4, 2б, инв. № 348772. Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2007 муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.

На основании акта приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение предприятия от 03.08.1998 и постановления главы администрации Советского района г. Уфы Республики Башкортостан от 16.07.1998 № 1731 за предприятием «Ремонтно-строительное управление» Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 20.09.2007 зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимого имущества. При этом существующие ограничения (обременения) прав не зарегистрированы.

Общество «СМК «Баштерра» 29.02.2008 направило письмо главе администрации, в котором просило предоставить в собственность земельный участок, общей площадью 2925 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. ФИО4, 2б.

Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан 02.04.2008 уведомило общество «СМК «Баштерра» и предприятие «Ремонтно-строительное управление» Советского района городского округа «Город Уфа» Республики Башкортостан об исправлении технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, по делу правоустанавливающих документов, согласно которым записи о праве муниципальной собственности городского округа «Город Уфа прекращены, техническая ошибка исправлена.

Полагая, что государственная регистрация права хозяйственного ведения произведена с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ                          «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права хозяйственного ведения произведена при отсутствии каких-либо правовых оснований. При этом судом учтен факт, что 19.03.2008 Управлением была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой правообладателем спорных объектов указывалось муниципальное образование городского округа «Город Уфа», а уведомления об исправлении технической ошибки вынесены только 02.04.2008.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ                   «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу указанной нормы в судебном порядке могут быть признаны недействительными материально-правовые основания, по которым возникло право у конкретного лица.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997                                «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Действующее арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Данный порядок предусмотрен гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции установлено, что представленные документы были оценены регистрирующим органом как необходимые и достаточные для государственной регистрации права на указанные объекты.

Доказательств нарушения регистрирующим органом при проведении регистрационных действий требований Федерального закона от 21.07.1997                  № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также не представлено.

Поскольку в основание заявленных требований положен довод об отсутствии решения собственника о закреплении спорных объектов на праве хозяйственного ведения за лицом, чье право зарегистрировано, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем оспаривается не правильность производства органом по государственной регистрации действий по регистрации права (порядка регистрации), а само зарегистрированное право, следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению в рамках искового производства по данному делу.

Доводы заявителя о том, что судом апелляционной инстанции дана неправильная оценка документам, послужившим основанием для государственной регистрации права, судом кассационной инстанции отклоняются.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу № А07-5645/2008 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кузнецов

Судьи

Э.М. Маликова

Т.В. Сулейменова