ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-5760/14 от 19.05.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2254/15

Екатеринбург

19 мая 2015 г.

Дело № А07-5760/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Вдовина Ю.В., Жаворонкова Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № 1 города Октябрьский (далее – учреждение, заявитель)  на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от  29.10.2014 по делу № А07-5760/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан    с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 14.02.2014 № 1 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 06.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальник Управления гражданской защиты                  г. Октябрьский Хазипов М.Г.

Определением  суда от 03.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьскому.

Решением суда от 29.10.2014 (судья Давлеткулова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015  (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель жалобы полагает, что у учреждения отсутствует защитное сооружение гражданской обороны и наличие  его на территории заявителя заинтересованным лицом не доказано, оспариваемое предписание является заведомо неисполнимым, поскольку не представляется возможным понять какое конкретно нарушение зафиксировано в каждом пункте предписания, какие меры необходимо выполнить для их устранения.

Отзывов на кассационную жалобу заинтересованным лицом,   третьими лицами не представлено.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения учреждением требований в области гражданской обороны по адресам: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 30 и                ул. Гоголя, 10.

В ходе проверки управлением установлены следующие нарушения:

- защитное сооружение гражданской обороны не учтено в реестре федерального имущества (реестре государственного имущества Республики Башкортостан) (п. 2 приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993               № 2284, п. 3, 5 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447);

- не приняты меры по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 2 п. 8 раздела III указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, п.  2, 5, 6, 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России   от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не создана группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны. Личный состав группы (звена) не знает свои функциональные обязанности (п. 1.4, 7.1, 7.2, 7.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- защитное сооружение гражданской обороны не оснащено аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 1.6, приложение             № 3 к п. 1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила содержания входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых              (п. 3.2.3, 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 2.7*, 10.4. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не выполняются правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.2.11, 3.2.14, 3.2.17, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.23, 3.2.24, 3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила эксплуатации технических систем защитного сооружения гражданской обороны при режиме чрезвычайной ситуации и в военное время (п. 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.3.9 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 2.12 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»);

- не выполняются правила эксплуатации регенеративных установок защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.3.14, 3.3.18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не разработана документация защитного сооружения гражданской обороны (п. 1.3, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила контроля за содержанием защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила эксплуатации ограждающих конструкций и защитных устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила эксплуатации системы фильтровентиляции. Не обеспечена герметичность убежища гражданской обороны (п. 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.6, 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила эксплуатации фильтров-поглотителей защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполняются правила эксплуатации систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 3.15 СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время»);

- не выполняются правила технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не проводится техническое обслуживание средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.3.1, 5.3.3, 5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не обозначено защитное сооружение и маршруты движения укрываемых (п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- отсутствуют приборы измерения параметров газового состава, микроклимата и инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п. 6.4.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- нарушены требования к электроосвещению защитного сооружения гражданской обороны (п. 8.9* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не выполнено требование о включении защитного сооружения гражданской обороны в пусковые объекты первой очереди химически опасного объекта (п. 2.1 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»);

- отсутствует защищенный источник электроснабжения (дизельная электрическая станция) в убежище, имеющем режим регенерации или воздухоохлаждающие установки, в убежище для нетранспортабельных больных (п. 8.1* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не соблюдена норма СНиП II-11-77*, не допускающая прокладку транзитных линий водопровода, канализации, отопления, электроснабжения, а также трубопроводов сжатого воздуха, газопроводов и трубопроводов с перегретой водой через помещения убежищ (п. 1.13* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- отсутствуют противовзрывные устройства на воздухозаборах и вытяжных устройствах защитного сооружения гражданской обороны (п. 7.13* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не исправна запорная арматура на вводах подающего и обратного трубопроводов системы отопления помещений защитного сооружения гражданской обороны (п. 7.22 СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не исправен гравийный воздухоохладитель для забора воздуха дизель-генератора при III режиме. Обслуживающий персонал не обеспечен изолирующими противогазами (п. 7.23* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- на вводе водопроводной сети внутри убежища не установлены запорная арматура и обратный клапан (п. 7.43* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- в нарушение СНиП II-11-77* допущено применение для запаса питьевой воды сухих емкостей в убежище вместимостью более 300 чел. Отсутствует тепло- и пароизоляция проточных емкостей и труб, по которым циркулирует водопроводная вода (п. 7.44* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- в нарушение СНиП II-11-77* емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, отсутствуют люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. В помещениях, где установлены емкости, не установлены водоразборные краны из расчета один кран на 300 чел. (п. 7.45* СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- в убежище при высоте установки светильников над полом менее 2,5 м отсутствуют специальные приспособления, исключающие доступ к лампам (п. 8.13 СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»);

- не выполняются требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (подп. 4 п. 8 указа Президента Российской Федерации           от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», п. п. 1.2, 1.3 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003                     № 285; далее - Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля);

- не проводится (не соблюдается периодичность) проведения осмотров, лабораторных испытаний, поверок средств индивидуальной защиты, приборов химической разведки, приборов радиационной разведки и контроля в испытательной лаборатории (других уполномоченных организациях) (п. 2.10.1, 2.10.7, 2.10.9, 2.10.10, приложение № 9 к п. 2.9.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля);

- отсутствует склад для хранения средств радиационной и химической защиты совместно с материальными ценностями текущего довольствия)                    (п. 2.3 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля);

- не оснащены оборудованием, инвентарем и инструментом места хранения средств радиационной и химической защиты (п. 2.8.7 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля);

- не оборудованы места хранения стеллажами, шкафами, поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты (п. 2.8.8 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля);

- не ведется учет защитных сооружений гражданской обороны в организации (п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. п. 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не осуществляется систематический контроль за содержанием, эксплуатацией и готовностью к использованию по прямому назначению защитного сооружения гражданской обороны организации (п. 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения ГО организации (п. 4.1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- ответственные лица организации не разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и не организуют выполнение спланированных работ, для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения ГО (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не предусмотрено оснащение защитного сооружения  гражданской обороны организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- нет дизельной электростанции (п. 3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не выполнены мероприятия по обозначению защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним (п. 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не обеспечена сохранность герметических дверей и запорных устройств убежища гражданской обороны (п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

-        ДЭС и складские помещения, размещенные в защитном сооружении  гражданской обороны, не оборудованы автоматическими системами пожаротушения и дымоудаления (п. п. 3.1.2, 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- элементы инженерных систем внутри защитного сооружения  гражданской обороны  не окрашены в нормативные цвета (п. 3.2.103 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не организовано проведение комплексной проверки защитного сооружения  гражданской обороны с представителями надзорных органов МЧС  с последующим составлением перспективного плана проведения комплексных проверок (п. 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- защитное сооружение  гражданской обороны не обеспечено мебелью, оборудованием, нарами и т.п. в соответствии с нормативными требованиями (п. 6.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

- не создано (не укомплектовано) структурное подразделение (не назначены работники), уполномоченное(ые) на решение задач в области гражданской обороны. Не разработаны и не утверждены организацией функциональные обязанности работников по гражданской обороне, отсутствует штатное расписание (п. п. 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782);

- не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки (п. 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п. 2, 3, 4, 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, п. 16 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, п. 16.6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства», гл.  9 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»);

- не спланировано проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, не разработан план осуществления комплексной маскировки территории организации при использовании современных средств поражения (п. 11 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п. 16.5. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, гл.  9 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»);

- не создан, не оснащен учебный материально-технический класс по гражданской обороне организации (п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841,             п. 5 Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 № 738, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687);

- не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения должностных лиц и работников организации, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения (п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, п. 4 Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2006 № 440).

По результатам проверки управлением составлен акт от 14.02.2014             № 1, на основании которого выдано предписание от 14.02.2014 № 1, соответствующие нарушения  учреждению предписано устранить в срок до марта 2015 года.

Не согласившись с данным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований оспариваемого предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям действующего законодательства.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу условий подп. 2.1.3.7 п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения, - отнесены к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Пунктом 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение  гражданской обороны, в журнале учета  защитного сооружения гражданской обороны, форма которого приведена в приложении № 5.

Сведения о наличии защитного сооружения  гражданской обороны представляются в МЧС России в соответствии с устанавливаемым порядком   (п. 2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Согласно п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе  III  названных Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V данных Правил).

Оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, мнение третьих лиц с соблюдением требованием ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции установили наличие у заявителя обязанности по содержанию, обеспечению готовности и использованию эксплуатируемых защитных сооружений.

Материалами дела подтверждено, что согласно акту приема-передачи зданий Медико-санитарной части от 12.10.1995, подписанному руководителем НГДУ «Туймазанефть» и начальником Управления здравоохранения                          г. Октябрьского, здания Медико-санитарной части с поликлиникой                          (ул. Кувыкина, 30 и ул. Гоголя, 10), со встроенными убежищами 5 класса, перечень которых приведен в указанном акте, переданы от НГДУ «Туймазанефть» на баланс Управления здравоохранения г. Октябрьского.

Комитетом по управлению муниципальной собственностью                           г. Октябрьского на основании распоряжения главы администрации                         г. Октябрьского  от 12.11.1998 № 2273 и контракта от 12.11.1998 № 22/106 Октябрьскому муниципальному учреждению «Управление здравоохранения» в оперативное управление переданы объекты муниципального нежилого фонда,  в том числе трехэтажное здание хирургического корпуса, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 30,                           и трехэтажное здание поликлиники № 1, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Гоголя, 10.

Из перечня защитных сооружений гражданской обороны следует, что на балансе Управления здравоохранения администрации городского округа                    г. Октябрьский находились защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: Республика Башкортостан, г. Октябрьский,               ул. Кувыкина, 30, медсанчасть и Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Гоголя, 10, поликлиника № 1.

Согласно приложению к письму от 22.08.2008 № 2298-мс «Перечень защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий)» в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения «Городская больница № 1» находились защитные сооружения гражданской обороны c реестровыми номерами KUS56/001792 (местонахождение объекта: ул. Кувыкина, 30, терапевтический корпус) и KUS56/001791 (местонахождение объекта: ул. Гоголя, 10, поликлиника № 1).

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление здравоохранения городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан» 23.12.2011 реорганизовано в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению «Городская больница № 1 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан».

В соответствии с договором от 23.11.2011 № 90 и актом приема-передачи от 23.11.2011  муниципальное образование городской округ город Октябрьский Республики Башкортостан безвозмездно передало в государственную собственность Республики Башкортостан все имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Городская больница № 1 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан», в том числе хирургическое здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 30, и здание поликлиники № 1, расположенное по адресу: Республика Башкортостан,                   г. Октябрьский, ул. Гоголя, 10.

Муниципальное бюджетное учреждение «Городская больница № 1 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан» 27.12.2011 переименовано в учреждение.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 04 АГ № 766753 от 08.06.2012 объект – здание, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1) общая площадь 12 558 кв. м, инв. № 6746, литеры А, А1, Б, Б1, В, Д, Е, Е1, Ж, З, З1, И, К, Н, О, П, Р, Г, Г1, Г2, I-VI, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, д. 30 – принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 04 АГ № 766755 от 08.06.2012 объект – поликлиника № 1, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1855,6 кв. м, инв. № 3829, литеры А, I-VI, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Гоголя, д. 10 – принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Согласно паспорту убежища от 12.03.2013 № 22 по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 30, расположено убежище вместимостью 200 человек, площадью 219,6 кв. м, встроенное в здание, принадлежащее учреждению.

В соответствии с инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) от 22.10.2013 № 3/22  защитное сооружение гражданской обороны, встроенное в здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 30, хирургический корпус № 2, площадью 219,6 кв. м, относятся к государственной собственности Республики Башкортостан и находятся на балансе учреждения.

Согласно паспорту убежища от 12.03.2013 № 23 по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Гоголя, 10, расположено убежище вместимостью 100 человек, площадью 75,4 кв. м, встроенное в здание, принадлежащее учреждению.

В соответствии с инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) от 22.10.2013 № 3/23, защитное сооружение гражданской обороны, встроенное в здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Гоголя, 10, поликлиника № 1, площадью 75,4 кв. м, относятся к государственной собственности Республики Башкортостан и находятся на балансе учреждения.

Данные паспорта убежищ подписаны ведущим специалистом по ГО и ЧС учреждения и начальником Управления гражданской защиты г. Октябрьский Хазиповым М.Г., инвентаризационные карточки подписаны главным врачом учреждения, представителем Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Октябрьскому, начальником Управления гражданской защиты г. Октябрьский Хазиповым М.Г.

Судами установлены, материалами дела подтверждены и учреждением по существу не оспариваются установленные управлением в ходе проверки нарушения требований законодательства в области гражданской обороны.

Таким образом, суды обоснованно признали, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суды первой и  апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы заявителя жалобы судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и отклонены, как не соответствующие материалам дела.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов  соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся                      в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу                           ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции                             не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов                                   и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от  29.10.2014 по делу № А07-5760/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № 1 города Октябрьский – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Г.В. Анненкова

Судьи                                                                          Ю.В. Вдовин

Д.В. Жаворонков