ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-10917/2018
г. Челябинск
20 августа 2018 года
Дело № А07-6271/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Бабиной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2018 по делу № А07-6271/2018 (судья Шамсутдинов Э.Р.).
Некоммерческая организация фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан» (далее – НОФ «Региональный оператор РБ», истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация МР Туймазинский район РБ, ответчик) о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 780 180 руб. 04 коп., пени в размере 99 243 руб. 26 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.06.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 3, л.д. 83-89).
В апелляционной жалобе Администрация МР Туймазинский район РБ просило решение суда отменить, дело вернуть на новое рассмотрение (т. 3, л.д. 99-101).
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация МР Туймазинский район РБ ссылалось на ст. 4 Закона Республики Башкортостан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» № 694-3 от 28.06.2013, согласно которому обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная республиканская программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Республиканская программа капитального ремонта утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 № 634 «Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», однако суд ссылается на редакцию закона 24 марта 2015 года. Согласно данных правовой системы «Консультант плюс» в данном виде документ опубликован не был.
Поскольку предметом исковых требований является задолженность и пени за период с 11.11.2014 по 31.10.2017, то момент возникновения обязанности у ответчика по оплате взносов за капитальный ремонт не установлен.
Также ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации определено право собственников помещений в многоквартирном доме на перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
НОФ «Региональный оператор РБ» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 14-166, т. 2, л.д. 9-10, 12, 15, 21, 24-25, 28-29, 32-33, 37-38, 41-43, 46-47, 50-51, 54, 57-59, 73-75, 79-81, 83-84, 87-88, 94-95, 98-99, 106-107, 110-111, 114-115) Администрация МР Туймазинский район РБ является собственником жилых и нежилых помещений, расположенных по следующим адресам: Республика Башкортостан, <...>, кв. 59, ул. Губкина, д. 4, кв. 55, квартал 18-й, д. 1, кв. 18, <...>, д. 10, кв. 3, д. 11, кв. 5, д. 14, кв. 16, <...>, оф. 5, ул. Мичурина, д. 19, оф. 1, ул. Салавата Юлаева, д. 65 А, кв. 47, кв. 48, кв. 50, ул. Чапаева, д. 26, кв. 128, ул. Комарова, д. 47, кв. 65, кв. 74, кв. 76, кв. 86, кв. 101, ул. 70 лет Октября, <...> <...>, кв. 24, <...>, ул. Крупской, д. 3, кв. 16, ул. Матросова, д. 5 кв. 14, д. 9 А, кв. 20, д. 11 Б, кв. 11, д. 13 А, кв. 6, ул. Салавата Юлаева, д. 2, кв. 34, ул. Тельмана, д. 68 Б, кв. 5, д. 68 Б, кв. 17, ул. Чапаева, д. 61 А, кв. 31, д. 63, кв. 25, кв. 117, пер. Нефтяников, д. 9, кв. 1, пер. Матросова, д. 3, кв. 64, ул. Нефтяников, д. 12, общей площадью 133,2 кв.м., общей площадью 29,6 кв.м., общей площадью 42,3 кв.м., общей площадью 46,4 кв.м., общей площадью 105,2 кв.м., общей площадью 14,3 кв.м., общей площадью 81, 3 кв.м., ул. Салавата Юлаева, д. 11, оф. 1, ул. Матросова, <...>, <...> <...>, <...>, <...>, ул. Ленина, д. 15, кв. 59, ул. Тельмана, д. 68 Б, кв. 17, кв. 5, ул. Матросова, д. 13 А, кв. 6, ул. С. Юлаева, д. 2, кв. 34, <...>, <...>, <...>, д. 1, кв. 3, д. 14, кв. 16, д. 10, кв. 3, <...>, <...>.
НОФ «Региональный оператор РБ» является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.07. 2013 № 312.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 № 634 «Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
В перечень программ включены вышеперечисленные многоквартирные дома.
Постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан № 1871 от 14.07.2014 года сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в том числе в отношении домов, находящихся в муниципальной собственности ответчика.
Истцом были предприняты меры по досудебному урегулированию спора, что подтверждается претензией № 935-Ю ОТ 15.05.2017 (Т. 1, л.д. 12-13).
Отсутствие добровольного исполнения обязательств послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика, как собственника нежилых помещений, имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов (пункт 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт: на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
Исходя из ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу ч. 3 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 данного Кодекса.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена также ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 № 694-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан». Данная обязанность не вытекает из какого-либо договора, а является обязательной в силу закона. Срок платежа установлен до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, отсчет количества дней просрочки начнется с 11 числа и будет продолжаться до полного погашения суммы задолженности (включая день погашения).
Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» к общему имуществу здания относятся, в частности, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также с принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 названного Кодекса).
Как было указано выше, в отношении многоквартирных домов, помещениями в которых владеет ответчик, утверждена региональная программа капитального ремонта и принято решение о формировании фонда капитального ремонта.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию, в том числе на капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан № 627 от 26.12.2013 и № 23 от 09.02.2015 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от этажности многоквартирного дома по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории города Уфа, а именно: для собственников помещений в многоквартирных домах до 6 этажей включительно - 5 руб. 20 коп. в месяц; для собственников помещений в многоквартирных домах свыше 6 этажей - 5 руб. 80 коп. в месяц.
Согласно предоставленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности ответчика на жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах (включенных в программу капитального ремонта), расположенных на территории муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, ответчику на праве собственности принадлежит 65 помещений, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт сложилась по лицевым счетам 62 помещений за период с октября 2014 года по октябрь 2017 года включительно составляет 780 180 руб. 04 коп.
Факт принадлежности ответчику спорных помещений подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Расчет проверен апелляционным судом, признан верным.
Ответчиком контррасчет задолженности не представлен.
Принимая во внимание, что ст. 154, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за капитальный ремонт возложена на собственников помещений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в размере 780 180 руб. 04 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 99 243 руб. 26 коп. за период 11.11.2014 по 31.10.2017.
Согласно ч. 4 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Частью 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 05.12.2015) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет неустойки, представленный истцом, проверен судом первой инстанции и признан обоснованным и математически верным.
Ответчиком мотивированный контррасчет в материалы дела не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал неустойку в размере 99 243 руб. 26 коп.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом не определен момент возникновения обязанности ответчика по оплате взносов за капитальный ремонт, подлежит отклонению.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также с принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 названного Кодекса).
Как было указано выше, в отношении многоквартирного дома, помещением в котором владеет ответчик, утверждена региональная программа капитального ремонта и принято решение о формировании фонда капитального ремонта.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию, в том числе на капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком не представлено доказательств того, что на основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений выбрали способом формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Кроме того, согласно положениям, предусмотренным частью 2 статьи 9, частями 3 и 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга и обязаны раскрыть доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, заблаговременно, до начала судебного разбирательства, учитывая при этом, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 6 пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции ответчик, надлежащим образом извещенный о судебном процессе по настоящему делу, указанные ранее доводы не заявлял, отзыв на исковое заявление не представил, в судебных заседаниях не участвовал, что также учитывается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2018 по делу № А07-6271/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.А. Карпусенко
Судьи: В.В. Баканов
О.Е. Бабина