ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-6408/2021 от 16.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9803/21

Екатеринбург

17 февраля 2022 г.

Дело № А07-6408/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т. П.,

судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, управление, антимонопольный орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу № А07-6408/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания
на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции приняли участие представители управления – Кузин Л.А. (доверенность от 10.01.2022 № 6, паспорт, диплом), Фахрисламова Д.Р. (доверенность от 10.01.2022 № 8, паспорт, диплом).

Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее – администрация городского округа) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предупреждения управления от 12.02.2021
№ ТО002/01/15-198/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - третье лицо, МБУ ДОР, учреждение).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2021
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.10.2021 решение суда изменено, резолютивную часть изложена в иной редакции, согласно которой заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным предупреждение управления от 12.02.2021
№ ТО002/01/15-198/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в части обязания Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан исключить из пунктов 2.4 и 2.7 Устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан видов деятельности по организации похорон
и предоставлению связанных с ними услуг, а также из пункта 2.7 видов деятельности по оказанию услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ
по транспортировке трупов людей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление обратилось в Арбитражный суд Уральского округа
с кассационной жалобой на постановление арбитражного апелляционного суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов доказательствам, представленным в материалы дела.

В обоснование доводов кассационной жалобы антимонопольный орган ссылается на то, что необоснованное предупреждение влечет исключение МБУ ДОР из субъектов, которые могут принять участие в определении поставщика, ограничивая предприятие и устанавливая тем самым преимущество остальным участникам рынка таких услуг.

Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Для решения вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения орган местного самоуправления вправе применить два предусмотренных законом способа: создать муниципальное предприятие или учреждение, либо осуществить закупки соответствующих работ, услуг в целях обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом. Ссылается на то, что МБУ ДОР не занимает доминирующее положение при оказании ритуальных услуг.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, антимонопольный орган установил в действиях администрации городского округа наличия признаков нарушения части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что послужило основанием для вынесения в отношении администрации городского округа предупреждения от 12.02.2021 № ТО002/01/15-198/2021 с предложением прекратить действия (бездействие) путем исключения из пунктов 2.4 и 2.7 Устава МБУ ДОР видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений; исключения из Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, работ по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ по транспортировке трупов людей; принять меры по организации выполнения работ по содержанию кладбищ, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

Полагая, что указанное предупреждение является недействительным, администрация городского округа обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого предупреждения нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Изменяя судебный акт суда первой инстанции и излагая в иной редакции резолютивную часть, в соответствии с которой требования МБУ ДОР удовлетворены частично, апелляционный суд признал недействительным предупреждение управления от 12.02.2021 № ТО002/01/15-198/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в части обязания администрации городского округа исключить из пунктов 2.4 и 2.7 устава МБУ ДОР видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, а также из пункта 2.7 видов деятельности по оказанию услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021и2022годы, работ по транспортировке трупов людей.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии ее нормам действующего законодательства.

Рассмотрев доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции определены полномочия антимонопольного органа, согласно которой антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

Оспариваемое заявителем предупреждение вынесено антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 названного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается ( часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения. При этом суд не устанавливает факт совершения нарушения антимонопольного законодательства и вину в его совершении, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона № 135-ФЗ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2020 № 309-ЭС19-19206).

На основании пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Из положений статей 9 и 10 Закона № 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории городского округа города Кумертау Республики Башкортостан и обслуживанию кладбищ и организации похорон и предоставление связанных с ними услуг, отнесенных Законом № 131-ФЗ к ведению городских округов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона № 8-ФЗ).

С учетом изложенного федеральный законодатель предусмотрел создание в городских округах специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В силу пунктов 1, 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом

Абзацем 2 пункта 4 статьи 9.2 ФЗ О некоммерческих организациях предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Пунктами 2, 3 указанной нормы определено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.?

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, постановлением № 1143 администрацией городского округа 01.08.2018 утвержден порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, согласно пункту 2.1 которого супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг
по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей или иного лица, взявшего
на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункт 2.3).

Как следует из материалов дела, постановлением № 1858 администрацией 20.12.2018 внесены изменения в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденный постановлением от 01.08.2018 № 1143. Администрация городского округа 30.09.2019 постановлением № 1288 реорганизовало муниципальное унитарное предприятие дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау республики Башкортостан в форме преобразования его МБУ ДОР
с основной целью деятельности бюджетного учреждения - содержание автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства, санитарное содержание и благоустройство территории города, содержание и обслуживание мест захоронения, оказание ритуальных услуг.

В пункте 2.6 Устава МБУ ДОР, утвержденного постановлением администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 30.12.2019 № 1800, МБУ ДОР осуществляет приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в уставе. Наряду с иными видами деятельности на рынке ритуальных услуг (организацию похорон
и предоставление связанных с ними услуг; копку могил; изготовление надгробных сооружений, ограждений, ритуальных атрибутов и т.п.) осуществляет содержание кладбищ в соответствии с пунктом 2.4 и 2.7 Устава учреждения.

На основании Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, утвержденного главой администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан О.Ю. Фроловым, МБУ ДОР осуществляет, в том числе работу по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями. В соответствии Разделом 4 Муниципального задания МБУ ДОР осуществляет также транспортировку трупов людей.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны
с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
На основании пункта 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 названного Федерального закона, соответственно, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего, а также отказа супруга, близких родственников, иных родственников от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу статьи 12 Закона о погребении, в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Руководствуясь совокупностью перечисленных норм, судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о том, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела и определение порядка деятельности этих служб. При этом непосредственное оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы из бюджета по каждому факту захоронения.

Частью 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу Закона № 8-ФЗ гарантированные услуги по погребению должны быть прописаны в отдельных пунктах данного нормативного акта. При этом выполнение работ по содержанию кладбищ является функциональной задачей органа местного самоуправления, которые обеспечивают интересы неопределенного круга лиц, осуществляется такая услуга за счет средств местного бюджета, то есть налицо наличие всех квалифицирующих признаков муниципальных нужд. Исходя из изложенного, выполнение работ по содержанию кладбищ в настоящее время должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта.

Судами установлено, что в пункте 2.6 Устава МБУ ДОР, утвержденного постановлением администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 30.12.2019 № 1800, МБУ ДОР осуществляет приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в уставе. Наряду с иными видами деятельности на рынке ритуальных услуг (организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг; копку могил; изготовление надгробных сооружений, ограждений, ритуальных атрибутов и т.п.) осуществляет содержание кладбищ в соответствии с пунктом 2.4 и 2.7 Устава учреждения.

На основании Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, утвержденного главой администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан О.Ю. Фроловым, МБУ ДОР осуществляет, в том числе работу по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями. В соответствии Разделом 4 Муниципального задания МБУ ДОР осуществляет также транспортировку трупов людей. Потребителями услуг в разделе 3 определены - юридические лица, физические лица, в разделе 4 - физические лица.

С учетом изложенного, системного толкования законодательства, суд первой инстанции обоснованно заключил, что выполнение работ по содержанию и уходу за местами захоронения, могилами, надгробиями, в том числе, по содержанию и ремонту кладбищ, организацию и ведение учета захоронений, транспортировку трупов людей относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, в том числе, посредством проведения конкурентных процедур.

Приняв во внимание установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод об установлении администрацией городского округа безальтернативного порядка осуществления содержания кладбищ на территории городского округа город Кумертау посредством выдачи Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, чем созданы учреждению необоснованные преимущества в осуществлении деятельности и препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение бюджетных средств в случае проведения публичных торгов, и в случае признания победителем торгов - выполнить соответствующие возмездные работы (оказать услуги).

Таким образом, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Закона о контрактной системе, Закона о некоммерческих организациях, Закона № 131-ФЗ в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что работы по содержанию кладбищ являются конкурентным видом деятельности, в том числе посредством проведения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта, соответственно, такие работы могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности

С учетом изложенного, действия администрации городского округа по включению в Устав МБУ ДОР пунктов 2.4 и 2.7 видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, пункта 2.7 видов деятельности по оказанию услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений, в Раздел 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, утвержденного главой администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан О.Ю. Фроловым, МБУ ДОР, работу по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями, Раздел 4 Муниципального задания МБУ ДОР осуществление транспортировки трупов людей так как они сформулированы и прописаны в названных выше пунктах Устава и Муниципальных заданий, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и, как следствие, наличие у управления оснований для вынесения оспариваемого предупреждения, соответствующего действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, решение суда оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу № А07-6408/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2021 по делу № А07-6408/2021 ставить в силе.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов

Е.А. Поротникова