ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-8888/2019
г. Челябинск
15 июля 2019 года
Дело № А07-6879/2019
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А. рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по транспортному и дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 по делу № А07-6879/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Кутлин Р.К.).
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству финансов Республики Башкортостан (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2019 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 11302 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 30.04.2019) в удовлетворении заявления отказано (т.2 л.д.37-41).
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения. Обращает внимание н следующие обстоятельства: согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 №549-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», субсидии предоставляются всем транспортным организациям, осуществляющим перевозку пассажиров по государственным регулируемым ценам (тарифам), единым социальным проездным билетам и льготным проездным билетам железнодорожного транспорта пригородного сообщения; при заключении соглашения и предоставлении субсидии соблюдены все условия и требования Порядка предоставления субсидий; муниципальное бюджетное учреждение «Служба речных переправ» (далее – МБУ «Служба речных переправ», Учреждение) является единственным перевозчиком пассажиров и грузов на маршрутах городского внутреннего водного транспорта общего пользования на территории городского округа г. Уфа; Комитет составил и направил в Министерство сводную справку на предоставление субсидий и предоставил заявки на финансирование и заявки на кассовый расход, а Министерство выдало разрешение на перечисление финансовых средств, чем подтверждает законность предоставления субсидии; судом не принято во внимание, что транспортная организация ежемесячно предоставляла в Комитет отчет о количестве поездок по единому социальному проездному билету и сумме оказанных услуг; то есть целевое назначение субсидий подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Административным органом представлен в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором Министерство против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством во исполнение Плана работы Министерства финансов Республики Башкортостан по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере на II полугодие 2018 года, в соответствии с приказом Министерства от 27.06.2018 №169 проведена выездная проверка Комитета на предмет соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за период с 01.01.2017 по 03.07.2018.
По результатам проверки установлено, что Комитетом допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 07.09.2018 (т.1 л.д.85-125).
Уведомлением от 30.01.2019, направленным в адрес заявителя по почте и полученным адресатом 31.01.2019, Министерство известило Комитет о необходимости явки его представителя в административный орган 07.02.2019 для участия в составлении протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.78-79).
07.02.2019 в отсутствие представителя заявителя в отношении Комитета административным органом составлен протокол об административном правонарушении №АРБ/19-9 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ (т.1 л.д.74-77).
Определением от 07.02.2019, направленным в адрес Комитета по почте и полученным им 13.02.2019, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 20.02.2019 (т.1 л.д.72-73).
Постановлением от 20.02.2019 Комитет привлечен к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 11302 руб. (т.1 л.д.21-23).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Санкцией этой статьи предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций – получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели таких средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 62 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.10.2014 №469 «О предоставлении организациям субсидий на возмещение выпадающих доходов от перевозки пассажиров на территории Республики Башкортостан по государственным регулируемым ценам (тарифам) и льготным проездным билетам» в целях реализации федеральных законов от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», статьи 78 БК РФ, постановлений Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», от 10.12.2008 №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», а также в целях обеспечения доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан и в связи с переходом на электронную форму единого социального проездного билета в полном объеме с использованием Социальной карты Башкортостана (универсальной электронной карты), утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров (далее – Порядок №469).
Согласно Порядку №469 и статье 78 БК РФ, получателем субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров могут быть только индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица за исключением государственных, муниципальных учреждений.
Между Комитетом и МБУ «Служба речных переправ» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с БК РФ, Законом Республики Башкортостан от 15.07.2005 №205-3 «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» и Порядком №469 заключено соглашение №4 от 31.01.2018 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров (т.2 л.д.1-6), предметом которого является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2018 году субсидии, в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с перевозкой граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров, речным транспортом по единым социальным проездным билетам (пункт 1.1). Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету, как получателю средств бюджета Республики Башкортостан, по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации на цели, указанные в разделе I соглашения (пункт 2.1).
Согласно дополнительным соглашениям №1 от 25.05.2018 и №2 от 21.06.2018, размер предоставленной субсидии составил 234258 руб. (т.2 л.д.17-18).
Субсидия перечислена Комитетом Учреждению платежными поручениями от 05.07.2018 № 129978, от 13.06.2018 № 111946 в общей сумме 226054 руб. (т.2 л.д.23-24).
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организаций» (далее – Закон о некоммерческих организациях) установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с частью 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно части 7 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Таким образом, из положений БК РФ и Закона о некоммерческих организациях следует, что муниципальное бюджетное учреждение может получать субсидии из местной администрации на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, либо на иные цели.
Однако, Учреждение в силу своей организационно-правовой формы (муниципальное бюджетное учреждение) не подпадает под действие статьи 78 БК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рамках Порядка №469 исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Учреждению неправомерно выделена субсидия.
Таким образом, Комитет в нарушение части 1 статьи 306.4 БК РФ, заключая соглашение и предоставляя Учреждению субсидию на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров в сумме 226054 руб., осуществил нецелевое использование средств федерального бюджета.
Указанные фактические обстоятельства дела подтверждаются актом выездной проверки от 07.09.2018 (т.1 л.д.85-125) и протоколом об административном правонарушении №АРБ/19-9 от 07.02.2019 (т.1 л.д.74-77).
Таким образом, наличие в действиях Комитета объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ подтверждено, а приведенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что приведенные Комитетом обстоятельства (Учреждение является единственным перевозчиком пассажиров и грузов на маршрутах городского внутреннего водного транспорта общего пользования на территории городского округа г. Уфа; Учреждением осуществлялось представление в Комитет ежемесячной отчетности об оказанных услугах; Министерством по заявке Комитета выдано разрешение на перечисление финансовых средств) не влияют на квалификацию действий заявителя, поскольку не подтверждают наличие у него законных оснований для перечисления в адрес Учреждения средств федерального бюджета.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры для недопущения нарушения, в материалы дела не представлено. Правонарушение совершено в результате активных действий Комитета и доказательств невозможности воздержаться от совершения таких действий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, не установлено.
При изложенных обстоятельствах административный орган правомерно, привлек Комитет к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
Примененное административным органом наказание (в виде штрафа в размере 11302 руб.) соответствует минимальному размеру санкции статьи 15.14 КоАП РФ (размер штрафа соответствует 5 процентам от использованных не по целевому назначению средств федерального бюджета – 226054 руб.).
Таким образом, оспоренное постановление является законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 по делу № А07-6879/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по транспортному и дорожному хозяйству – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья А.А. Арямов