ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-7663/14 от 10.02.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9892/14

Екатеринбург

13 февраля 2015 г.

Дело № А07-7663/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  13 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Васильченко Н.С.,

судей Тимофеевой А.Д., Черемных Л.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2014 по делу № А07-7663/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                              от 19.11.2014 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Роскомнадзор обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Башкирская электросетевая компания» (далее – общество «Башкирская электросетевая компания») о взыскании задолженности в размере 47 373 руб. 92 коп.

Определением суда от 09.06.2014 по ходатайству истца в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество «Интер РАО ЕЭС», которое впоследствии определением суда от 13.08.2014 было исключено из числа соответчиков на основании ходатайства истца.

Определением суда от 18.08.2014 на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - общество «Башкирэнерго»).

Решением суда от 11.09.2014 (судья Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                 от 19.11.2014 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

Роскомнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в заявленном размере.

В обоснование изложенных  в кассационной жалобе доводов Роскомнадзор  указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на то, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Как указывает заявитель жалобы, при вынесении оспариваемых судебных актов судами не принято во внимание, что открытое акционерное общество «Башкирэнерго» обязанность по перечислению в доход федерального бюджета платы за использование радиочастотного спектра в 1 квартале 2012 года, в нарушение требований ст. 22, 23 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), Правил установления размеров разовой платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171 (далее – Правила от 16.03.2011                 № 171), не выполнило.

Роскомнадзор  ссылается на то, что вывод судов относительного того, что у ответчика не возникла обязанность по оплате выделенного ему спектра по выданным ему разрешениям, в связи с тем, что истцом не представлен перечень оборудования принадлежащего ответчику, которое в течение года с даты выдачи разрешения должно было быть зарегистрировано в порядке п. 5 ст. 22 Закона о связи, является несостоятельным. В обоснование данного довода заявитель жалобы указывает, что указанные разрешения выдаются не на основании приобретенного (установленного) оборудования, а по заявлению лица.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Башкирэнерго» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, открытому акционерному обществу «Башкирэнерго» Роскомнадзором выданы разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 17.12.2005                        № 05-002302Д по заявлению филиала открытого акционерного общества «Башкирэнерго» Белебеевские электрические сети сроком действия до 16.12.2015, от 30.12.2005 № 05-023575, по заявлению филиала открытого акционерного общества «Башкирэнерго» Октябрьские электрические сети сроком действия до 29.12.2015, от 09.03.2006 № 06-002083 по заявлению филиала открытого акционерного общества «Башкирэнерго» Белорецкие электрические сети сроком действия до 09.03.2006.

Приказом Роскомнадзора от 23.03.2012 № 201 «О решениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросу прекращения во внесудебном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов» по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 24 Закона о связи прекращены ряд разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в том числе                     от 17.12.2005 № 05-002302Д, от 30.12.2005 № 05-023575, от 09.03.2006                             № 06-002083 в связи с невнесением пользователями радиочастотным спектром платы за его использование в течение 30 дней со дня установленного срока в соответствии с перечнем № Ч07 (приложение).

Как полагает  Роскомнадзор, ввиду отсутствия оплаты за пользование радиочастотным спектром в период с 01.01.2012 по 22.03.2012, у открытого акционерного общества «Башкирэнерго» образовалась задолженность в общем размере 47 373 руб. 92 коп.

Открытое акционерное общество «Башкирэнерго» 06.11.2012 реорганизовано в форме разделения.

В Единый государственный реестр юридических лиц 06.11.2012 внесена запись о регистрации общества «Башкирская электросетевая компания» и общества «Башэнергоактив», создаваемых в результате реорганизации открытого акционерного общества «Башкирэнерго».

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, открытого акционерного общества «Башэнергоактив» с одновременной регистрацией прекращения его деятельности в связи с присоединением к открытому акционерному обществу «Интер РАО ЕЭС».

Роскомнадзором 12.03.2014 в адрес общества «Башкирская электросетевая компания» как правопреемника открытого акционерного общества «Башкирэнерго» направлено уведомление № 38 о необходимости погашения задолженности по плате за использование радиочастотным спектром с приложением расчетов образовавшейся задолженности.

Поскольку требование об оплате задолженности не исполнено, Роскомнадзор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением к обществу «Башкирская электросетевая компания» и обществу «Башкирэнерго» как дочернему предприятию общества «Башкирская электросетевая компания».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих, что оборудование, на которое выдавались разрешения, введено в эксплуатацию, фактически передано ответчикам, частоты ими использовались в период с 01.01.2012 по 22.03.2012. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование радиочастотного спектра на основании выданных филиалам открытого акционерного общества «Башкирэнерго» разрешений от 17.12.2005 № 05-002302Д, от 30.12.2005                   № 05-023575, от 09.03.2006 № 06-002083, ответчиками по данному делу (общество «Башкирская электросетевая компания» и общество «Башкирэнерго») в смысле, определенном п. 4 ст. 2 Закона о связи, не производилось, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении,  согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Роскомнадзор в соответствии с подп. 5.8 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 осуществляет полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в сфере своего ведения.

В силу ст. 2 Закона о связи использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи.

Одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является платность (п. 4 ст. 22 Закона о связи).

В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра возникает исключительно на основании разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой (п. 1 ст. 24 Закона о связи).

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила от 16.03.2011 № 171.

Согласно п. 3 названных Правил, размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, применительно к каждому выдаваемому разрешению в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, утверждаемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.

Ежегодная плата подлежит перечислению в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала (п. 6 Правил от 16.03.2011 № 171).

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.06.2011 № 164 утверждена Методика расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра.

Судами установлено, что в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.06.2011 № 164, Приказом Роскомнадзора от 01.12.2011 № 1062, для открытого акционерного общества «Башкирэнерго» установлена ежегодная плата за использование радиочастотного спектра: по разрешению от 17.12.2005 № 05-002302Д                         в размере 1134 руб.; по разрешению от 30.12.2005  № 05-023575 в сумме                 196 560 руб.; по разрешению от 09.03.2006 № 06-002083 в сумме 12 600 руб.

Согласно п. 5 ст. 22 Закона о связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.

Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539 (далее - Правила регистрации) устанавливается порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации.

В соответствии с п. 3, 7 указанных Правил, регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Пунктом 11 Правил регистрации предусмотрено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.

Срок действия свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств соответствует сроку действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется (п. 13 Правил регистрации).

В пункте 14 Правил регистрации установлено, что свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Пункт 14 ст. 24 Закона о связи регламентирует порядок переоформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов. В частности, при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника реорганизованного юридического лица.

Согласно п. 15 ст. 24 Закона о связи в случае реорганизации юридического лица его правопреемник обязан подать в течение сорока пяти дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц заявление о переоформлении:

- решения о выделении полос радиочастот в государственную комиссию по радиочастотам;

- разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в федеральный орган исполнительной власти в области связи.

В соответствии с п. 1.2. Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, являющихся приложением к разрешениям на использование радиочастот или радиочастотных каналов, ввод  радиоэлектронных средств в эксплуатацию должен быть осуществлен пользователем радиочастотного спектра в течение одного года с момента присвоения радиочастотных каналов. Продление данного срока не допускается, за исключением вводимых в эксплуатацию в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для которых допускается продление срока вводы в эксплуатацию до двух лет.

Из материалов дела усматривается, что открытое акционерное общество

«Башкирэнерго» 06.11.2012 реорганизовано в форме разделения.                            В соответствии с разделительным балансом, утвержденным решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Башкирэнерго»                  от 27.07.2012, в результате реорганизации в форме разделения были созданы общество «Башкирская электросетевая компания» и общество «Башэнергоактив» (с последующим присоединением последнего к обществу  «Интер РАО ЕЭС»).

В соответствии с п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

Судами установлено, что разделительный баланс открытого акционерного общества «Башкирэнерго» содержит перечень приложений, в которых указано, к какому из создаваемых обществ перешли права и обязанности названного общества, а также перечень имущества и иное.

При этом суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что Роскомнадзором в материалы дела не представлены доказательства, в соответствии с которыми возможно установить к кому из правопреемников перешло оборудование, на которое выдавались разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов открытого акционерного общества «Башкирэнерго».

В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что Роскомнадзор не доказал обоснованность заявленных им исковых требований о взыскании задолженности с общества «Башкирская электросетевая компания» и общества «Башкирэнерго».

Надлежащих доказательств,  опровергающих  данные обстоятельства, Роскомнадзором суду не представлено (ст. 9, 65 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации).

Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в числе оснований прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра во внесудебном порядке, приведенных в п. 11 ст. 24 Закона о связи указано на невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

Установив факт невыполнения открытым акционерным обществом «Башкирэнерго» установленных п. 1.2 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов требований о вводе РЭС в эксплуатацию в течение одного года с момента присвоения (назначения) радиочастот радиочастотных каналов, истец обязан был принять решение о прекращении действия разрешений от 17.12.2005 № 05-002302Д, от 30.12.2005 № 05-023575,                            от 09.03.2006 № 06-002083 до 01.12.2012, между тем, такие решения приняты не были, что в отсутствие доказательств фактического использования открытым акционерным обществом «Башкирэнерго» радиочастот и радиочастотных каналов исключает возможность удовлетворения исковых требований.

С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Роскомнадзора о взыскании с общества «Башкирская электросетевая компания» и общества «Башкирэнерго»  платы за пользование радиочастотным спектром, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее.

Вместе с тем доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013                         №  13031/12).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Роскомнадзора – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2014 по делу № А07-7663/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Н.С. Васильченко

Судьи                                                                            А.Д. Тимофеева

Л.Н.Черемных