ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-7746/20 от 23.05.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3197/2022

г. Челябинск

23 мая 2022 года

Дело № А07-7746/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу №А07-7746/2020.

В судебном заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике –ФИО1 (доверенность №18 от 19.01.2022, диплом).

Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее – ГК РБ по конкурентной политике, Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по РБ, антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 02.03.2020 №ТО002/06/105-517/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее – ГКУ УКС РБ) и общество с ограниченной ответственностью «СтройМонтаж» (далее – ООО «СтройМонтаж»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 27.01.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ГК РБ по конкурентной политике обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на незаконность оспоренного ненормативного правового акта. Обращает внимание на следующие обстоятельства: в соответствии с документацией об аукционе, заявка на участие в аукционе должна была содержать информацию о наличии за последние три года опыта исполнения одного договора (контракта) на выполнение работ стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта, в подтверждение чего подлежала представлению в том числе копия договора (контракта); к заявке ООО «СтройМонтаж» копия договора приложена не была, в связи с чем его заявка была отклонена; информация о том, что это общество выступало одновременно в качестве застройщика и лица, осуществлявшего строительство, была представлена только с пояснениями этого общества в антимонопольный орган, при этом, соответствующие доказательства представлены не были; не представлялись такие доказательства и аукционной комиссии; учитывая установленный законом запрет на ведение переговоров аукционной комиссией с участником аукциона, получить указанную информацию аукционная комиссия не могла; то есть, решение комиссии являлось законным, нарушения требований части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) допущено не было.

В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители антимонопольного органа и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей этих лиц.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Управление против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что 03.02.2020 в Единой информационной системе размещено извещение №0101500000320000064 о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с проведением работ по объекту «Строительство сельского дома культуры на 300 мест в с. Ябалаково, Илишевский район РБ». Заказчиком закупки указано ГКУ УКС РБ. Уполномоченным органом – Государственный комитет Республики Башкортостан по мониторингу социально-экономического развития (впоследствии переименовано в ГК РБ по конкурентной политике). Начальная (максимальная) цена контракта составила 36514523,3 руб. Дата начала подачи заявок – 03.02.2020, дата окончания подачи заявок – 13.02.2020, дата проведения аукциона – 13.02.2020.

В соответствии с документацией об электронном аукционе, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующую информацию: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 19.02.2020, для участия в аукционе поступило 10 заявок, при этом, заявка участника – ООО «СтройМонтаж» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по причине непредставления участником копии исполненного контракта (договора), подтверждающего необходимый опыт работ.

21.02.2020 в УФАС по РБ поступила жалоба ООО «СтройМонтаж» на действия аукционной комиссии по отклонению его заявки при проведении указанного аукциона.

По результатам рассмотрения этой жалобы УФАС по РБ принято решение от 02.03.2020 №ТО002/06/105-517/2020, которым доводы жалобы признаны обоснованными (пункт 1 решения), в действиях аукционной комиссии установлены нарушения части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ (пункт 2 решения), аукционной комиссии решено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3 решения), материалы дела решено передать должностному лицу УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).

На основании этого решения управлением выдано предписание от 02.03.2020 №ТО002/06/105-517/2020 об устранении выявленного нарушения.

Не согласившись с решением УФАС по РБ от 02.03.2020 №ТО002/06/105-517/2020, Комитет обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного решения антимонопольного органа закону.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативных правовых актов антимонопольного органа, порядок рассмотрения таких требований установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящем случае предметом с судебной оценки является решение УФАС по РБ, принятое по жалобе ООО «СтройМонтаж» на действия аукционной комиссии, отклонившей заявку этого общества при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с проведением работ по объекту «Строительство сельского дома культуры на 300 мест в с. Ябалаково, Илишевский район РБ»

Антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерности отклонения аукционной комиссией заявки ООО «СтройМонтаж».

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Законом №44-ФЗ (часть 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ).

Статьей 99 Закона №44-ФЗ (здесь и далее приводится редакция закона, действовавшая на момент проведения аукциона) установлены требования к контролю в сфере закупок. В соответствии с этой статьей, контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (субъекты контроля) (часть 2). Контроль осуществляется в том числе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (которым в силу п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 определена Федеральная антимонопольная служба), путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (пункт 1 части 3). Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется в том числе федеральным органом исполнительной власти (часть 4). Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: 1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 этого Федерального закона; 2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; 3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 предписания (часть 15).

Оспоренное решение принято управлением в пределах предоставленных ему полномочий по итогам проведения внеплановой проверки поступившего от участника закупки обращения, содержащего сведения о наличии в действиях аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В силу части 1 статьи 59 Закона №44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта (пункт 1); на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (пункт 2); опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3); необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (пункт 4).

Согласно части 3 статьи 64 Закона №44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Применительно к части 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ соответствующие требования были установлены действовавшими в рассматриваемый период Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 (действовавшего до 01.01.2022).

Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением №1 к настоящему постановлению.

В приложении №1 к указанному постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупки. В частности, этим приложение предусмотрено, что при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. руб., к участнику предъявляется дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполнения контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка. В подтверждение опыта работ в числе прочего предложено представить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Порядок подачи заявок на участие в аукционе урегулирован положениями статьи 66 Закона №44-ФЗ, в соответствии с которой, подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (часть 1). Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2). Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); 3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов; 6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; 7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (часть 5). Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6). В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1). Заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно (часть 8.1). Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (часть 8.2).

Согласно части 1 статьи 69 Закона №44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона №44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В рассматриваемой ситуации, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99, Комитетом в пункте 19.2 аукционной документации к участникам закупки установлены дополнительные требования о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ, а именно: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Из решения антимонопольного органа следует, что нарушающими требования части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ признаны действия аукционной комиссии, признавшей заявку ООО «СтройМонтаж» не соответствующей документации об аукционе ввиду непредставления этим участником копии исполненного контракта (договора), подтверждающего необходимый опыт работ.

Как установлено антимонопольным органом, участником аукциона – ООО «СтройМонтаж» при аккредитации на электронной площадке были представлены следующие документы: разрешение на строительство от 18 августа 2017 года № 02-27- 310-2017; акт приемки законченного строительством объекта (форма КС11) от 24 апреля 2018 года; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27 апреля 2018 года № 02-27-024-2018. Эти документы были представлены оператором электронной площадки в адрес аукционной комиссии для рассмотрения одновременно со второй частью заявки общества.

При этом, из пояснений общества следует, что строительство объекта, информация о котором представлена в качестве подтверждения наличия опыта, осуществлялось за счет собственных средств общества, которое выступало одновременно в качестве застройщика и лица, осуществляющего строительство, в связи с чем в составе заявки на участие в аукционе и не была представлена копия исполненного договора, поскольку договор на выполнение строительных работ в таком случае не заключался, а лицо, подписавший акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 от 24 апреля 2018 года в графе «Объект сдал», являлось работником общества, что подтверждено приказом от 21.08.2017 №7 и сведениями о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.

С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции обосновано согласился с позицией УФАС по РБ о том, что ООО «СтройМонтаж» представлены все возможные документы, надлежащим образом подтверждающие наличие у него необходимого опыта работ, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для отклонения заявки этого общества.

То есть, решение управления о признании жалобы ООО «СтройМонтаж» обоснованной и о несоответствии действий аукционной комиссии требованиям части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.

Довод заявителя об отсутствии у аукционной комиссии информации о том, что ООО «СтройМонтаж» являлось одновременно застройщиком и лицом, осуществляющим строительство объекта, информация о котором представлена в качестве подтверждения наличия опыта работ, а также об отсутствии у аукционной комиссии права на истребование дополнительных документов (в силу прямого запрета, установленного законом), рассмотрен и принят судом первой инстанции. В частности, судом отмечено, что действия аукционной комиссии по отклонению заявки общества были обусловлены не юридической неграмотностью либо ненадлежащим поведением его должностных лиц, а возникшими у него сомнениями в представленных Обществом документах и положениями действующего законодательства, запрещающими при проведении такого рода закупок затребовать у подавших заявки лиц дополнительные документы.

В то же время указанное обстоятельство не исключает правомерность данной антимонопольным органом квалификации действий аукционной комиссии, как совершенных с нарушением требований части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ, так как предусмотренное пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона №44-ФЗ основания для отклонения заявки участника закупки в настоящем случае отсутствовали. В соответствии с этой нормой, таким основанием является только фактическое непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона №44-ФЗ, либо несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Поскольку в настоящем случае участник закупки фактически соответствовал требованиям, предъявляемым к участникам аукциона, и необходимая информация участником закупки представлена была, установленное пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона №44-ФЗ основание отклонения заявки этого участника у аукционной комиссии отсутствовало.

Учитывая, что материалами дела не подтверждена совокупность обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных Комитетом требований о признании оспоренного ненормативного правового акта недействительным, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу №А07-7746/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Е.В. Бояршинова

П.Н. Киреев