Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-477/17
Екатеринбург
27 февраля 2017 г. | Дело № А07-9752/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В. , Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2016 по делу № А07-9752/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества – ФИО1 (доверенность от 18.02.2015).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее – Администрация) о признании решения о проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Белорецкого района Республики Башкортостан незаконным в части.
Решением суда от 06.07.2016 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права.
Общество считает, что Администрацией нарушены нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), определяющих основания для проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок. Указывает, что для вступления в действие основных положений Федерального закона № 220-ФЗ должны быть исполнены мероприятия и действия по формированию реестра, выдаче на действующие маршруты карт маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров.
Следующий довод кассационной жалобы общества заключается в том, что у администрации отсутствовали полномочия по проведению конкурса. Считает, что решение Совета городского округа г. Белорецк о передаче полномочий не соответствует закону субъекта Российской Федерации, о чем говорится в Федеральном законе № 220-ФЗ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что обществом 10.08.2015 в Администрацию представлены сведения о маршрутах регулярных перевозок пассажиров, по которым общество осуществляло перевозки пассажиров на территории Белорецкого района.
Постановлением Администрации от 11.01.2016 № 2 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которые размещены на официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Администрацией 08.04.2016 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Данная информация опубликована на официальном сайте Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, а также 09.04.2016 в местной газете «Белорецкий рабочий».
Заявки и документы принимались с 11.04.2016 по 11.05.2016.
Общество, полагая, что его право на осуществление предпринимательской деятельности нарушено, обратилось в арбитражным суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды правомерно исходили из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений. Поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами для более оптимального и эффективного регулирования отношений в сфере перевозок, а также реализовать процедуру допуска субъектов предпринимательской деятельности для осуществления данного вида деятельности в порядке, определенными муниципальными правовыми актами.
Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 21.08.2014 № 201 «Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в новой редакции» утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - Положение,). Указанный нормативный акт опубликован в газете «Белорецкий рабочий» № 169-170 (16081-16082), 10.09.2014.
Согласно п. 5.1.3 Положения Администрация организует и проводит конкурсы на право выполнения регулярных перевозок по муниципальным маршрутам и заключает договоры на их выполнение.
В разделе 8 Положения установлены требования проведения конкурса на право выполнения регулярных перевозок по муниципальным автобусным маршрутам.
В соответствии с п. 8.1 Положения выполнение регулярных перевозок по муниципальным маршрутам производится на основании договора, заключенного по итогам конкурса на право выполнения регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия организаций, перевозки пассажиров и багажа, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных, комфортных и своевременных перевозках (п. 8.2 Положения).
В п. 8.3 Положения установлено, что организатором конкурса является Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Согласно п. 8.4 Положения конкурс проводится в случаях: открытия муниципального маршрута (маршрутов) регулярных перевозок по инициативе администрации; истечение срока действия договора с перевозчиком, выполняющим регулярные перевозки по муниципальным маршрутам; досрочного расторжения договора с перевозчиком, выполняющим регулярные перевозки по муниципальным маршрутам; изменения законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области организации пассажирских перевозок, регламентирующих конкурсную процедуру на данный вид деятельности (п. 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3, 8.4.4 Положения).
В соответствии с п. 8.5 Положения предметом конкурса является право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по одному или нескольких муниципальных маршрутам регулярных перевозок, включенным в маршрутную систему, с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации.
Согласно п. 8.14 Положения договор на выполнение регулярных перевозок по муниципальным маршрутам заключается с победителем конкурса с одновременной выдачей ему маршрутных карт на каждое заявленное транспортное средство.
Запрещается выполнение регулярных перевозок по муниципальным маршрутам без заключения соответствующего договора, заключенного с организатором конкурса (п. 8.15 Положения).
При этом правом самостоятельного, произвольного установления маршрута регулярных перевозок, перевозчики (в том числе лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность) не наделены, а, применительно к рассматриваемой ситуации, указанный маршрут должен быть согласован с Администрацией в установленном порядке.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривается обществом, десять маршрутов регулярных перевозок установлены им в самостоятельном порядке, в отсутствие предусмотренной процедуры, паспорта регулярных перевозок утверждены в одностороннем порядке руководителем общества. Ранее, до обращения к заинтересованному лицу со ссылкой на ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ, общество не обращалось. Действий, направленных на согласование в установленном порядке маршрутов регулярных перевозок, общество не предпринимало.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (п. 2 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс объявляется его организатором в следующие сроки; 1) не позднее чем через девяносто дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 2) не позднее чем через тридцать дней со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Администрацией на официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Отклоняя довод общества о том, что для организации маршрутов регулярных перевозок, для него является достаточным наличие лицензии, полученной на основании Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», апелляционный суд указал на ошибочное толкование обществом закона.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч.1 ст. 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Как верно указано судами, по смыслу указанных норм включению в реестр подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые осуществлялись на основании соответствующих разрешений или в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ и в указанном порядке не могут быть легализованы маршруты регулярных перевозок, произвольно, в отсутствие предусмотренной процедуры согласования, установленные субъектами предпринимательской деятельности.
Судами установлено, что сведения, представленные обществом, содержат информацию о маршрутах, которые в установленном порядке согласованы не были. Доказательств подачи обществом заявок на участие в открытом конкурсе материалы дела не содержат.
Судами также отмечено, что администрацией сообщалось обществу, что поскольку между обществом и Администрацией договоров на выполнение пассажирских перевозок по регулярным маршрутам заключено не было, предоставленные обществом сведения о маршрутах регулярных перевозок не внесены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, следовательно, карты указанных маршрутов не могут быть выданы, а также было разъяснено, что общество вправе принять участие в открытом конкурсе, извещение о проведение которого будет размещено на официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводу общества об отсутствии у Администрации полномочий по проведению конкурса судами дана надлежащая правовая оценка, которая нашла отражение в судебных актах.
Иные доводы общества также являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2016 по делу № А07-9752/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Д.В. Жаворонков
Т.П. Ященок