ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-980/2023 от 10.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8735/23

Екатеринбург

12 января 2024 г.

Дело № А07-980/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кумертауская ТЭЦ» (далее – ООО «Кумертауская ТЭЦ», заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу
№ А07-980/2023Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

ООО «Кумертауская ТЭЦ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее – администрация, Администрация ГО г. Кумертау) о признании недействительным постановления от 17.10.2022 № 1230 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2028 годы (по состоянию на 2023 год)».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены общество с ограниченной ответственностью «Кумертауская тепловая генерирующая площадка» (далее – ООО «Кумертауская ТГК»), акционерное общество «Башкоммунэнерго» (далее – АО «Башкоммунэнерго»), общество с ограниченной ответственностью «Кумертауские тепловые сети» (далее – ООО «Кумертауские тепловые сети») и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее – Министерство ЖКХ РБ). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2023 (резолютивная часть решения объявлена 19.04.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением от 17.07.2023 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Экспертэнерго» (далее – ООО «Экспертэнерго»).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Кумертауская ТЭЦ» просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В жалобе заявитель указывает на то, что судом апелляционной инстанции не исследованы доводы и не дана оценка решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27.06.2023 по делу № 002/01/16-1861/2022, которым удовлетворена жалоба ООО «Кумертауской ТЭЦ», в действиях Администрации признано нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 1435-ФЗ «О защите конкуренции», Кумертауского межрайонного суда от 17.05.2023 года по делу № 2а-797/2023 об удовлетворении иска Прокурора г. Кумертау к Администрации
ГО г. Кумертау о признании незаконным бездействия администрации, выраженное в непринятии администрацией мер по устранению нарушений федерального законодательства при реализации программы децентрализации системы теплоснабжения ГО г. Кумертау. Отмечает, что Минстрой России признал схему теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2028 годы (по состоянию на 2023 год), утвержденную постановлением Администрации ГО г. Кумертау от 17.10.2022 № 1230 не соответствующей Требованиям к схемам теплоснабжения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154. В связи с этим заявитель считает, что позиция ООО «Кумертауской ТЭЦ» поддержана судом, правоохранительными и контролирующими органами, а также органами исполнительной власти Российской Федерации. В жалобе заявитель настаивает на несоответствие схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2028 годы (по состоянию на 2023 год), утвержденной постановлением администрации от 17.10.2022 № 1230, постановлению Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154«О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», поскольку актуализированная схема теплоснабжения не утверждена до 1 июля года, на официальном сайте администрации не размещена предшествующая актуализированная схема теплоснабжения, обосновывающие материалы к актуализированной схеме теплоснабжения (приложение № 1) не опубликованы на официальном сайте администрации; Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а именно, в перспективе в городском округе город Кумертау не предусматрен источник тепловой энергии, работающий в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии; Генеральному плану ГО г. Кумертау. Полагает, что судом апелляционной инстанции не исследованы доводы и не дана оценка приведенным фактам и письменным доказательствам нарушения прав и законных интересов ООО «Кумертауская ТЭЦ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отмечает, что фактически созданы препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Кумертауская ТЭЦ», которое является теплоснабжающей организацией г. Кумертау Республики Башкортостан, и деятельность которого зависит от параметров эксплуатации основного источника теплоснабжения, при этом отсутствие источника теплоснабжения - Кумертауской ТЭЦ в схеме теплоснабжения лишает заявителя возможности своевременной модернизации теплоэнергетического оборудования, возможности учесть мероприятия по такой модернизации в тарифных решениях (постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 установлена необходимость предоставления тарифных материалов до 30 апреля), возможности разработать проекты инвестиционных и производственных программ, что не позволяет данному обществу планировать свою предпринимательскую деятельность, получать экономически обоснованный тариф, что непременно приведет к убытку и не позволит ему осуществлять строительство нового, реконструкцию и модернизации действующего энергетического оборудования Кумертауской ТЭЦ, соответственно, негативно скажется на надежности и эффективности действующего источника теплоснабжения. В жалобе заявитель приводит довод о нарушении судом апелляционной инстанции трехмесячного срока рассмотрения дела, установленного частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. Отмечает, что апелляционная жалоба ООО «Кумертауская ТЭЦ» подана через систему Мой Арбитр 23.05.2023, при этом принята к производству 07.06.2023, в то время как постановление судом апелляционной инстанции вынесено 11.09.2023. По мнению заявителя, в связи с исключением из актуализированной на 2023 год схемы теплоснабжения Кумертауской ТЭЦ, заявитель жалобы не имеет возможности начать модернизацию и реконструкцию основного энергетического оборудования, поскольку в силу значительной затратности проекта указанные мероприятия возможно провести только в рамках инвестиционной программы (в инвестиционную программу подлежат включению только те мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схеме теплоснабжения). Сведения, отраженные в оспариваемой схеме теплоснабжения, предусматривающей децентрализацию системы теплоснабжения ГО г. Кумертау являются основанием для отказа Администрации ГО г. Кумертау в согласовании и утверждении инвестиционных программ ООО «Кумертауская ТЭЦ» и включения их в тарифные решения, что не позволяет данному обществу планировать свою предпринимательскую деятельность, получать экономически обоснованный тариф, что приведет к убытку, не позволит заявителю осуществлять строительство нового, реконструкцию, модернизации действующего энергетического оборудования Кумертауской ТЭЦ, и негативно скажется на надежности и эффективности единственного действующего источника теплоснабжения. Полагает, что лишение ООО «Кумертауская ТЭЦ», осуществляющего предпринимательскую деятельность на энергетическом оборудовании Кумертауской ТЭЦ, возможности продажи тепловой энергии сразу приведет к убыточной деятельности заявителя и вынудит расторгнуть договор аренды с собственником энергетического оборудования Кумертауской ТЭЦ. Указывает, что полный вывод из эксплуатации электростанции Кумертауская ТЭЦ, как источника электрической энергии и мощности, ранее 2026 года по причине отказа от электростанции, как от единственного источника тепловой энергии для ГО г. Кумертау лишит ООО «Кумертауская ТЭЦ» возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере электроэнергетики, а также повлечет за собой обязанность заявителя к уплате штрафа за непоставку мощности в размере 25 % от финансовых обязательств по поставке мощности (штраф в размере 80 млн. руб. ежегодно до 2026 года). В связи с этим заявитель считает, что им доказана совокупность оснований для признания оспариваемого постановления администрации недействительным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

При исследовании обстоятельств апелляционным судом установлено следующее.

ООО «Кумертауская ТЭЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1200200040193; данное общество с 01.01.2021 является теплоснабжающей организацией городского округа город Кумертау, осуществляет деятельность посредством использования Кумертауской ТЭЦ, введенной в эксплуатацию в 1954 году, которая является единственным централизованным источником теплоснабжения городского округа и принадлежащей заявителю на праве аренды (на основании договоров аренды от 10.09.2020 и от 27.10.2022 № 1).

Действующей схемой теплоснабжения городского округа г. Кумертау, утвержденной постановлением Администрации ГО г. Кумертау от 18.04.2019 № 525 предусмотрено централизованное теплоснабжение городского округа с помощью Кумертауской ТЭЦ до 2028 года включительно.

Между АО «Кумертауская ТЭЦ» и акционерным обществом «Свердловская энергогазовая компания» (далее – АО «СЭГК») заключен договор аренды имущественного комплекса Кумертауской ТЭЦ от 10.09.2020 № 1 сроком с 01.01.2021 по 31.10.2022 (с учетом дополнительных соглашений).

Для осуществления производственной деятельности ООО «Кумертауская ТЭЦ» сформирован штат сотрудников (специалистов) в сфере теплоэнергетика в количестве 265 человек, получены обязательные допуски и разрешения в государственных и отраслевых органах, в том числе вступление в Ассоциацию «НП Совет рынка»; получение статуса субъекта оптового рынка и внесение в реестр субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности, регистрация и получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов; защита и получение тарифа в Государственном комитете по тарифам Республики Башкортостан; защита и получение тарифа в Федеральной антимонопольной службе России.

ООО «Кумертауская ТЭЦ», являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет с 01.01.2021 эксплуатацию Кумертауской ТЭЦ.

На основании договора купли продажи лота от 15.04.2022 № 1 Кумертауская ТЭЦ выкуплена ООО «Кумертауская ТГК».

Между ООО «Кумертауская ТГК» (арендодатель) и ООО «Кумертауская ТЭЦ» (арендатор) заключен договор аренды имущества от 27.10.2022 № 1, сроком на 5 лет, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование имущество, объединенное единым назначением и составляющее тепловую электроцентраль (Кумертауская ТЭЦ), с производственным целевым назначением использования передаваемого объекта аренды, а именно: производство и сбыт тепловой и электрической энергии и мощности.

Действующей схемой теплоснабжения городского округа г. Кумертау, утвержденной постановлением Администрации ГО г. Кумертау от 18.04.2019 № 525, предусмотрено централизованное теплоснабжение городского округа с помощью Кумертауской ТЭЦ до 2028 года включительно.

В адрес Администрации ГО г. Кумертау 10.08.2021 Прокурором г. Кумертау направлено представление исх. № 2Д-2021, в котором указано о нахождение под угрозой теплоснабжение всего городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, и отсутствуют иные источники тепловой энергии в г. Кумертау, в связи с чем администрации необходимо принять меры по устранению нарушений.

В Министерстве ЖКХ РБ 17.12.2021 состоялось совещание по вопросу «Угроза срыва отопительного сезона в г.о.г. Кумертау РБ».

В Правительстве Республике Башкортостан 13.01.2022 состоялось рабочее совещание по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г. Кумертау на 2022 год и последующие годы. Министерству ЖКХ РБ, Администрации ГО г. Кумертау РБ поручено обеспечить подготовку плана мероприятий (дорожную карту) по замещению Кумертауской ТЭЦ иным теплоснабжением.

По итогам рабочего совещания 04.02.2022 по вопросу обеспечения надежной работы систем теплоснабжения г.о.г. Кумертау на 2022 год и последующие годы под председательством Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Министерству ЖКХ РБ поручено представить предложения по вариантам теплоснабжения г. Кумертау, в том числе путем строительства новых котельных взамен Кумертауской ТЭЦ.

ООО «Кумертауская ТЭЦ» 24.01.2022 обратилось в адрес Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с запросом о выделении денежных средств на покрытие убытков, на капитальный ремонт оборудования ТЭЦ, установлении нового тарифа, в обращении указано о возможном срыве отопительного сезона, прекращении аренды ТЭЦ и банкротстве общества.

В Правительстве Республики Башкортостан 08.02.2022 состоялось рабочее совещание по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г. Кумертау на 2022 год и последующие годы. Представитель Кумертауской ТЭЦ участвовал в указанных рабочих совещаниях.

ООО «Кумертауская ТЭЦ» 23.05.2022 направлено в адрес Главы Республики Башкортостан письмо, в котором сообщено об убытках по итогам работы в 2021 году и невозможности осуществления расчетов за поставленный природный газ перед обществом с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Уфа» (далее – ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа») в размере более 150 млн. рублей.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.05.2022 № 568-р утвержден план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023 годах, которым предусмотрена реализация «Проекта децентрализации системы теплоснабжения ГО г. Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных».

Постановлением администрации от 13.01.2022 № 16 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 года по 2028 год» утверждено решение приступить к разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Башкортостан, создана комиссия по актуализации схемы теплоснабжения, предложения по актуализации схемы теплоснабжения принимались до 01.02.2022.

Администрацией 17.01.2022 на официальном сайте размещено уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау на период с 2013 года по 2028 год, в котором в указанный в уведомлении период (до 01.02.2022) поступило предложение только от ООО «Кумертауские тепловые сети».

Администрацией 13.07.2022 проведена конкурсная процедура в рамках которой определен подрядчик - ООО «Экспертэнерго», с которым заключен договор от 15.07.2022 № ИМЗ-2022-044584/158 на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения.

Разработанный ООО «Экспертэнерго» проект актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 года (по состоянию на 2023 год) принят администрацией на основании УПД от 30.08.2022 № 26 в соответствии с договором от 15.07.2022 № ИМЗ-2022-044584/158

Названный проект актуализированной схемы теплоснабжения по состоянию на 2023 год размещен 19.08.2022 на сайте администрации. Согласно этому проекту, предлагается децентрализация системы теплоснабжения ГО г. Кумертау с выводом из эксплуатации действующего источника теплоснабжения (электростанции Кумертауская ТЭЦ выводится из эксплуатации к 2025 году и замещается планируемыми к строительству блочно-модульными котельными (далее - БМК) и котельные наружного размещения (далее – КНР).

ООО «Кумертауская ТЭЦ» в письме от 09.09.2022 № 001/01-569 направлены в адрес Администрации ГО г. Кумертау замечания и предложения к проекту актуализированной схемы теплоснабжения.

На официальном сайте Совета городского округа г. Кумертау 21.09.2022 размещено объявление о публичных слушаниях по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 года по 2028 год (по состоянию на 2023 год)», которые прошли 28.09.2022, протокол публичных слушаний размещен на сайте администрации 30.09.2022 вместе с заключением публичных слушаний по вопросу «Актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 года по состоянию на 2023 год».

Постановлением от 17.10.2022 № 1230 Администрацией ГО г. Кумертау утвержден в неизменном виде выполненный ООО «Экспертэнерго» проект схемы теплоснабжения ГО г. Кумертау на период с 2013 по 2028 год (по состоянию на 2023 год), актуализировав схему, без учета замечаний, направленных ООО «Кумертауская ТЭЦ» и озвученных на публичных слушаниях.

Не согласившись с этим постановлением администрации, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями, указав на несоответствие актуализированной схемы теплоснабжения городского округа действующему законодательству ввиду нарушений Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования № 154), а также ввиду ее несоответствия Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

Рассмотрев спор и установив основания вынесения оспариваемого постановления, соблюдение порядка вынесения, исследовав и оценив актуализированную схему теплоснабжения г. Кумертау, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции, сделал вывод о законности постановления от 17.10.2022 № 1230, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 190-ФЗ) схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, оспоренное заявителем постановление администрации от 17.10.2022 № 1230, утверждающее актуализацию схемы теплоснабжения городского округа, представляет собой ненормативный правовой акт, рассмотрение требований о признании недействительным которого осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4.2 части 1 статьи 17 этого же Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом № 190-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В статье 23 Закона № 190-ФЗ определен порядок организации развития систем теплоснабжения поселений и городских округов, в силу которой развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2). Уполномоченные в соответствии с этим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в «пиковый» режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (часть 3).

В силу части 7 статьи 23 Закона № 190-ФЗ требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования к порядку) и Требования к схемам теплоснабжения (далее – Требования к схемам).

В соответствии с Требованиями к порядку, требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения определяют также требования к порядку их актуализации (пункт 1). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (пункт 6). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе; е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 9). Схема теплоснабжения и актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии) при утверждении новой схемы теплоснабжения подлежат признанию утратившими силу соответствующим должностным лицом (органом), утвердившим схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (пункт 13). Схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия (пункт 22). Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (пункт 23). Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта (пункт 24). С учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 данного документа, в установленном порядке: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II названного документа; продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения; возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку; б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения принимает одно из следующих решений: направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II указанного документа; возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку (пункт 26). Органы местного самоуправления или органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) обязаны разместить соответствующую схему теплоснабжения на официальном сайте в полном объеме, включая копию решения
о ее утверждении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ней также размещается схема теплоснабжения (предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения) (пункт 32).

С учетом изложенного, Требования к схемам устанавливают требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Законом № 190-ФЗ для ценовых зон теплоснабжения.

В соответствии с Требованиями к схемам, предложения по инвестированию средств в существующие объекты или инвестиции, предполагаемые для осуществления определенными организациями, указываются в схеме теплоснабжения только при наличии согласия лиц, владеющих данными объектами на праве собственности или ином законном основании, или соответствующих организаций на реализацию инвестиционных проектов (пункт 16). Раздел 13 «Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения» содержит: а) описание решений (на основе утвержденной региональной (межрегиональной) программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций) о развитии соответствующей системы газоснабжения в части обеспечения топливом источников тепловой энергии; б) описание проблем организации газоснабжения источников тепловой энергии; в) предложения по корректировке утвержденной (разработке) региональной (межрегиональной) программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций для обеспечения согласованности такой программы с указанными в схеме теплоснабжения решениями о развитии источников тепловой энергии и систем теплоснабжения; г) описание решений (вырабатываемых с учетом положений утвержденной схемы и программы развития Единой энергетической системы России) о строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и (или) модернизации, выводе из эксплуатации источников тепловой энергии и генерирующих объектов, включая входящее в их состав оборудование, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в части перспективных балансов тепловой мощности в схемах теплоснабжения; д) предложения по строительству генерирующих объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, для их учета при разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, схемы и программы развития Единой энергетической системы России, содержащие в том числе описание участия указанных объектов в перспективных балансах тепловой мощности и энергии; е) описание решений (вырабатываемых с учетом положений утвержденной схемы водоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, утвержденной единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым) о развитии соответствующей системы водоснабжения в части, относящейся к системам теплоснабжения; ж) предложения по корректировке утвержденной (разработке) схемы водоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым для обеспечения согласованности такой схемы и указанных в схеме теплоснабжения решений о развитии источников тепловой энергии и систем теплоснабжения (пункт 20). Раздел 15 «Ценовые (тарифные) последствия» должен содержать результаты расчетов и оценки ценовых (тарифных) последствий реализации предлагаемых проектов схемы теплоснабжения для потребителя, осуществленных в соответствии с положениями пункта 81 этого документа. В ценовых зонах теплоснабжения указанный раздел содержит результаты расчетов и оценки ценовых (тарифных) последствий реализации предлагаемых проектов схемы теплоснабжения для потребителя при осуществлении регулируемых видов деятельности в соответствии с положениями пункта 81 данного документа (пункт 22). С учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 указанного документа, в установленном порядке: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа; продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения; возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку; б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения принимает одно из следующих решений: направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения) с учетом особенностей, приведенных в разделе II этого документа; возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку (пункт 26). Актуализированная схема теплоснабжения в части 1 главы 1 содержит описание изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 27). Актуализированная схема теплоснабжения в части 2 главы 1 содержит описание изменений технических характеристик основного оборудования источников тепловой энергии по подпунктам «а» - «м» пункта 28 данного документа, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 30). Актуализированная схема теплоснабжения в части 3 главы 1 содержит описание изменений в характеристиках тепловых сетей и сооружений на них по подпунктам «а» - «ц» пункта 31 этого документа, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 32). Актуализированная схема теплоснабжения в части 5 главы 1 содержит описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 37). Актуализированная схема теплоснабжения в части 6 главы 1 содержит описание изменений в балансах тепловой мощности и тепловой нагрузки каждой системы теплоснабжения, в том числе с учетом реализации планов строительства, реконструкции, технического перевооружения и (или) модернизации источников тепловой энергии, введенных в эксплуатацию за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 40). Актуализированная схема теплоснабжения в части 7 главы 1 содержит описание изменений в балансах водоподготовительных установок для каждой системы теплоснабжения, в том числе, с учетом реализации планов строительства, реконструкции, технического перевооружения и (или) модернизации этих установок, введенных в эксплуатацию в период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 42). Актуализированная схема теплоснабжения в части 8 главы 1 содержит описание изменений в топливных балансах источников тепловой энергии для каждой системы теплоснабжения, в том числе с учетом реализации планов строительства, реконструкции, технического перевооружения и (или) модернизации источников тепловой энергии, ввод в эксплуатацию которых осуществлен в период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 44). Актуализированная схема теплоснабжения в части 9 главы 1 содержит описание изменений в надежности теплоснабжения для каждой системы теплоснабжения, в том числе с учетом реализации планов строительства, реконструкции, технического перевооружения и (или) модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей, ввод в эксплуатацию которых осуществлен в период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 46). Актуализированная схема теплоснабжения в части 10 главы 1 содержит описание изменений технико-экономических показателей теплоснабжающих и теплосетевых организаций для каждой системы теплоснабжения, в том числе с учетом реализации планов строительства, реконструкции, технического перевооружения и (или) модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей, ввод в эксплуатацию которых осуществлен в период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 48). Актуализированная схема теплоснабжения в части 11 главы 1 содержит описание изменений в утвержденных ценах (тарифах), устанавливаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 50). Актуализированная схема теплоснабжения в части 12 главы 1 содержит описание изменений технических и технологических проблем в системах теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, произошедших в период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 52). Глава 14 «Ценовые (тарифные) последствия» содержит: а) тарифно-балансовые расчетные модели теплоснабжения потребителей по каждой системе теплоснабжения; б) тарифно-балансовые расчетные модели теплоснабжения потребителей по каждой единой теплоснабжающей организации; в) результаты оценки ценовых (тарифных) последствий реализации проектов схемы теплоснабжения на основании разработанных тарифно-балансовых моделей (пункт 81). Актуализированная схема теплоснабжения в главе 14 содержит описание изменений (фактических данных) в оценке ценовых (тарифных) последствий реализации проектов схемы теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения указанная глава содержит ценовые (тарифные) последствия, возникшие при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 82).

Как следует из материалов дела и обоснованно заявлено ООО «Кумертауская ТЭЦ, утвержденная актуализированная схема теплоснабжения по состоянию на 2023 год в силу пункта 38 Требований к порядку подлежала утверждению главой местной администрации не позднее 01.07.2022, фактически утверждена 17.10.2022.

Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что последствия нарушения срока утверждения актуализированной схемы теплоснабжения в действующем законодательстве не определены и ООО «Кумертауская ТЭЦ» не указано, какие именно негативные последствия для него наступили вследствие нарушения администрацией указанного срока, судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод об отсутствии возможности актуализировать схему теплоснабжения после 01.07.2023.
С учетом изложенного, нарушение срока утверждения актуализированной схемы теплоснабжения не является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления недействительным.

Судом апелляционной инстанцией приняты во внимание пояснения администрации, из которых следует, что нарушение такого срока обусловлено отсутствием финансирования на разработку актуализации схемы теплоснабжения (после выделения денежных средств на проведение закупки по актуализации схемы теплоснабжения 13.07.2022 произведена закупка через агрегатора торгов малого объема; в рамках конкурсной процедуры определен подрядчик – ООО «Экспертэнерго», с которым заключен договор от 15.07.2022 № ИМЗ-2022-044584/158; согласно универсальному документу (акту) от 30.08.2022 № 26 документы по договору приняты заказчиком).

С учетом установленного, оцененного в совокупности, апелляционный суд обоснованно отклонил ссылку заявителя на нарушение администрацией положений пункта 38 Требований к порядку, как не свидетельствующую о возможности признания недействительным оспоренного постановления администрации об утверждении актуализации схемы теплоснабжения.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным и переоценке судом округа не подлежит.

Отклоняя довод заявителя, что в нарушение пункта 6 Требований к порядку актуализированная схема теплоснабжения противоречит пунктам 7.1 и 7.5 Главы 7 действующего Генерального плана ГО г. Кумертау, размещенному на официальном сайте Администрации ГО г. Кумертау, которые предусматривают, что основным источником теплоснабжения города до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ, электроснабжение ГО города Кумертау Республики Башкортостан осуществляется от Кумертауской ТЭЦ и с учетом перспективы роста электропотребления ГО города Кумертау Республики Башкортостан, электроснабжение проектируемой территории будет осуществляться от Кумертауской ТЭЦ, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Апелляционным судом из материалов дела установлено, что в настоящее время проводится работа по внесению изменений в генеральный план городского округа город Кумертау, в связи с чем между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Джи Динамика» 27.10.2020 заключен муниципальный контракт № 03013000169200000660001 на выполнение работ по подготовке проекта: «Внесение изменений в генеральный план городского округа город Кумертау Республики Башкортостан», со сроком выполнения работ – 240 календарных дней. Исполнителем по названному договору 28.07.2021 сданы работы заказчику. Судом апелляционной инстанцией установлено также, что изменения в генеральный план не внесены, поскольку в силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном этим органом. Таким образом, после получения всей документации, Администрацией ГО в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 № 48 «Об утверждении Порядка согласования Правительством Республики Башкортостан проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с Республикой Башкортостан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Башкортостан», проект документа территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план городского округа город Кумертау Республики Башкортостан направлен для согласования в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (письмо от 09.12.2021 исх. № 12/10161).

Как установлено судом апелляционной инстанции, в проекте внесения изменений в Генеральный план в целях обеспечения потребителей города Кумертау тепловой энергией и для повышения надежности теплоснабжения всех потребителей запланирован отказ от теплоснабжения от морально устаревшей ТЭЦ и переходу к теплоснабжению к большим и малым блочно-модульным котельным, в том числе, с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, строительство и реконструкция тепловых сетей и центральных тепловых пунктов (ЦТП).

Оценив указанные обстоятельства, апелляционный суд обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении администрацией при вынесении оспоренного постановления положений пункта 6 Требований к порядку ввиду несоответствия актуализированной схемы теплоснабжения генеральному плану городского округа.

Оснований для переоценки данного вывода суда, у суда кассационной инстанции не имеется.

Кроме того, судом апелляционной инстанции не установлено в действиях администрации нарушение пункта 13 Требований к порядку, которое, по мнению ООО «Кумертауская ТЭЦ», выразилось в том, что после утверждения актуализированной схемы теплоснабжения ГО г. Кумертау на период с 2013 по 2028 год (по состоянию на 2023 год) Администрация
ГО г. Кумертау не принимала постановлений по признанию ранее актуализированной схемы теплоснабжения утратившей силу, верно указав
на то, что действующая Схема теплоснабжения городского округа город Кумертау РБ утверждена в 2013 году на период с 2013 года по 2028 год, является долгосрочной, в то время как спорная актуализация схемы теплоснабжения проведена по состоянию на 2023 год, без утверждения новой схемы, а потому оснований для отмены предыдущей актуализированной схемы у администрации не имелось.

Между тем, соглашаясь с доводом заявителя о нарушении Администрацией ГО положений пунктов 26 и 32 Требований к порядку в части семидневного срока утверждения актуализированной схемы теплоснабжения после публикации протокола и заключения по итогам публичных слушаний, а также в части пятнадцатидневного срока со дня утверждения актуализированной схемы теплоснабжения на размещение схемы теплоснабжения, предшествующей актуализированной схеме, апелляционный суд учел, что сведений о нарушении действиями (бездействием) администрации в указанной части каких-либо прав и законных интересов ООО «Кумертауская ТЭЦ» в сфере экономической деятельности не приведено, правомерно заключив, что сами по себе названные нарушения не могут повлечь вывод о недействительности постановления об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения.

Данный вывод апелляционного суда переоценки не подлежит.

Судом апелляционной инстанции установлено, что, по мнению ООО «Кумертауская ТЭЦ», в схеме теплоснабжения, размещенной на официальном сайте г. Кумертау в полном объеме, отсутствуют обосновывающие материалы к ней, которые являются неотъемлемой частью схемы и должны включать в себя 18 глав в соответствии с пунктом 23 Требований к схемам, в частности, полностью отсутствуют такие ключевые разделы обосновывающих материалов, как глава 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», глава 5 «Мастер - план развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения», глава 11 «Оценка надежности теплоснабжения», глава 12 «Обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию», глава 13 «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения», глава 14 «Ценовые (тарифные) последствия», глава 17 «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения», что, как считает ООО «Кумертауская ТЭЦ», предопределило низкое качество и необоснованность выводов и решений, утвержденных в схеме теплоснабжения. Заявитель указывает также на то, что актуализированная схема теплоснабжения г. Кумертау не содержит описание изменений, произошедших за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения, в том числе фактические данные за период 2020-2021 годов и анализ ретроспективных данных, что предусмотрено пунктами 27, 30, 32, 37, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52 Требований к схемам. ООО «Кумертауская ТЭЦ» полагает также, что администрацией не принято необходимых и достаточных действий для обеспечения сбора качественных исходных данных для разработки актуализированной схемы теплоснабжения. Заявитель указывает также на то обстоятельство, что в нарушение пункта 32 Требований к порядку Администрацией ГО в течение 15 календарных дней со дня утверждения актуализированной схемы теплоснабжения не размещено на официальном сайте актуализированная схема теплоснабжения (по состоянию на 2023 год) в полном объеме.

Судом апелляционной инстанции приняты во внимание возражения Администрации ГО, согласно которым, обосновывающие материалы к актуализированной схеме теплоснабжения (приложение № 1 к актуализированной схеме теплоснабжения) не опубликованы на сайте администрации, поскольку данный документ имеет большой объем, при этом, что на официальном сайте Администрации ГО стоит ограничение по размеру файлов, что послужило невозможность размещения указанной информации, вместе с тем, со всей документацией можно ознакомиться в каб. 119 Администрации ГО, о чем сообщено на официальном сайте Администрации ГО город Кумертау.

Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что опубликование сведений о возможности ознакомления с обосновывающими материалами к актуализированной схеме теплоснабжения не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности по размещению этих материалов на сайте. Между тем, приняв во внимание, что само по себе неразмещение на сайте названных материалов в рассматриваемом случае не привело к нарушению прав и законных интересов ООО «Кумертауская ТЭЦ» в сфере экономической деятельности ввиду возможности общества ознакомиться с указанными материалами в помещении Администрации ГО, а также учтя обстоятельство того, что фактически ООО «Кумертауская ТЭЦ» реализовано свое право на участие в слушаниях при утверждении актуализированной схемы и на представление замечаний, апелляционный суд обоснованно указанное нарушение посчитал не достаточным основанием для признания оспоренного постановления администрации недействительным.

Рассмотрев довод ООО «Кумертауская ТЭЦ» об отсутствии в актуализированной схеме теплоснабжения отдельных разделов, суд апелляционной инстанции правильно указал на его противоречивость материалам дела, поскольку установил, что из содержания представленной в материалы дела в электронном виде Актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 года по 2028 год (по состоянию на 2023 год) все поименованные заявителем разделы (за исключением главы 17 «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения») в схеме имеются.

Апелляционным судом установлено также, что сведений о нарушении прав и законных интересов ООО «Кумертауская ТЭЦ» в сфере экономической деятельности отсутствием в актуализированной схеме главы 17 «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения» (помимо общего указания на неотражение в схеме приведенных обществом замечаний) заявителем не приведены.

Доказательств обратного материалов дела не содержат и апелляционным судом не установлено.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод ООО «Кумертауская ТЭЦ» о том, что в утверждаемой части схемы теплоснабжения в разделе 4 «Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения городского округа город Кумертау» на стр. 54 сценарием № 2, принятым в качестве приоритетного сценария перспективного развития системы теплоснабжения г. Кумертау, предусмотрена децентрализация системы теплоснабжения г. Кумертау путем полного отключения всех потребителей Кумертауской ТЭЦ и подключения их к вновь вводимым котельным. Предполагается новое строительство 4-х блочно-модульных котельных, индивидуальных котлов, а также строительство блочно-модульной ЦТП для обеспечения ГВС, демонтаж сетевых трубопроводов большого диаметра, срок службы которых превышает 25 лет, и прокладку новых трубопроводов с ППУ-изоляцией в период 2023-2024гг. Указывает на то, что раздел 4.2 «Обоснование выбора приоритетного сценария развития теплоснабжения городского округа город Кумертау» схемы теплоснабжения занимает всего 1 страницу, в которой содержится лишь информация о том, что потери тепловой энергии в тепловых сетях составляют 17,2 %, а реализация сценария № 2 позволит снизить расчетные потери в тепловых сетях с 37,28 до 36,23 МВт, в связи с чем снижение потерь в тепловых сетях составит 6272,78 Гкал/год (0,7468Гкал/ч). При этом конечным результатом сценария № 2 являются отказ от теплоснабжения от морально устаревшей ТЭЦ и децентрализация системы теплоснабжения, переход к теплоснабжению к большим и малыми блочно-модульными котельными. Указывает на то, что обоснование тезиса «морально устаревшая ТЭЦ» отсутствует и не приводится в других разделах схемы теплоснабжения, отсутствует описание состава основного оборудования Кумертауской ТЭЦ, наработка оборудования, технические характеристики, информация об экспертизе промышленной безопасности. ООО «Кумертауская ТЭЦ» обращает также внимание на то, что в разделе 14 «Индикаторы развития систем теплоснабжения» указано, что за период 2017-2021 годов прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях ООО «Кумертауские тепловые сети» не зафиксировано, информация о прекращениях подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источнике тепловой энергии Кумертауская ТЭЦ отсутствует. При этом, в разделе 4 отсутствует технико-экономическое сравнение вариантов перспективного развития, что, по мнению названного общества, противоречит требованиям пункта 59 Требований к схемам и пункту 100 Методических указаний по разработке схем теплоснабжения, утвержденных приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 (далее – Методические указания). ООО «Кумертауская ТЭЦ» считает, что решение о децентрализации системы теплоснабжения Кумертауской ТЭЦ и переключении тепловой нагрузки на новые строящиеся БМК должно приниматься только на основе анализа оценки ценовых (тарифных) последствий для потребителей, для чего согласно пунктам 192, 193 Методических указаний должна быть разработана тарифно-балансовая модель, представленная в форме файла табличного редактора, что в оцениваемой схеме отсутствует, оценка ценовых (тарифных) последствий для потребителей не выполнена, тарифно-балансовая модель приведена, что является нарушением пунктов 22, 81, 82 Требований к схемам и пунктов 191, 192, 193 Методических указаний. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что утвержденный сценарий № 2, предусматривающий децентрализацию в системе теплоснабжения Кумертауской ТЭЦ в схеме теплоснабжения не обоснован.

Апелляционным судом рассмотрен довод общества о том, что в целом при утверждении актуализированной схемы теплоснабжения нарушены основные принципы порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения (пункт 9 Требований к порядку) в части обеспечения приоритетного использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности (Кумертауская ТЭЦ работает в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а блочномодульные котельные нет), отсутствует технико-экономическое обоснование перехода на децентрализованную систему теплоснабжения, не соблюден баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (полное вытеснение теплоснабжающей организации ООО «Кумертауской ТЭЦ» с рынка теплоснабжения) и допущено полное вытеснение действующей теплоснабжающей организации – ООО «Кумертауской ТЭЦ» с рынка теплоснабжения. Согласно информации ООО «Кумертауская ТЭЦ», содержащейся в разделе 2 табл. 2.1 Перспективные балансы тепловой мощности о том, что в зоне действия источников тепловой энергии в 2024 году планируется завершить предусмотренные сценарием № 2 перспективного развития системы теплоснабжения г. Кумертау мероприятия
по децентрализации Кумертауской ТЭЦ и переключить тепловую нагрузку потребителей на новые строящиеся БМК. Таким образом, в соответствии
с материалами схемы, с отопительного периода 2024-2025 годов Кумертауская ТЭЦ прекратит отпуск тепловой энергии в систему централизованного теплоснабжения г. Кумертау. При этом схема теплоснабжения не описывает режим, в каком будет функционировать Кумертауская ТЭЦ, являющая источником комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, после 2025 года и отобранная в конкурентных отборах мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности до 2026 года включительно (работа
на выработку электрической энергии в конденсационном режиме в отсутствие тепловой нагрузки, перевод в резерв, консервацию, либо вывод
из эксплуатации). Схема в этой части не синхронизована с Программой развития электроэнергетики Республики Башкортостан на период 2023-2027 годов в томе 7 в табл. 3–10 «Прогноз отпуска тепловой энергии от СЦТ в ГО
и МР Республики Башкортостан на 2021–2027 гг.», размешенной
на официальном сайте Министерства промышленности, энергетики
и инноваций Республики Башкортостан, в силу которой отпуск тепловой энергии от Кумертауская ТЭЦ сохраняется до 2027 года, и вывод
ее из эксплуатации, в резерв, демонтаж оборудования не предусмотрен.

Кроме того, ООО «Кумертауская ТЭЦ» указывает на то, что раздел 13 «Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения» не предусматривает развитие газотранспортной системы города Кумертау, необходимой для обеспечения газоснабжения вновь строящихся БМК,
а в разделе 4, 5, 10 УЧ, в нарушение пункта 16 Требований к схемам не представляется возможным определить объем необходимых инвестиций, требующихся для строительства новых БМК, строительства новых тепловых сетей с ППУ-изоляцией взамен существующих, источники финансирования инвестиций, а также инициаторов, инвесторов и будущих собственников, вновь строящихся БМК, тепловых сетей, которыми предлагается заместить Кумертаускую ТЭЦ.

Оценив приведенные выше доводы и проанализировав актуализированную схему теплоснабжения г. Кумертау, суд апелляционной инстанции установил, что в связи необходимостью децентрализации внесены изменения в схему теплоснабжения. Согласно актуализированной схеме теплоснабжения, первый вариант предполагает модернизацию оборудования ТЭЦ на более энергоэффективное. Второй вариант предлагает децентрализацию системы теплоснабжения г. Кумертау, предусматривается отключение потребителей от городской ТЭЦ и подключения их к вновь вводимым котельным. Предполагается установка 3-х больших и 1-ой малой блочно-модульных котельных, 5-и автономных котлов наружного размещения, которые используются для теплоснабжения конкретных потребителей
и 4 индивидуальных котла, а также строительство блочно-модульной ЦТП для обеспечения горячим водоснабжением потребителей кварталов № 43, 44. Наиболее предпочтительный – второй вариант. В соответствии с результатами тепловых испытаний, потери в действующих тепловых сетях в соответствии с отчетом по результатам тепловых испытаний составляют
17,2 % или 37,2811 МВт. В результате предполагаемых мероприятий по демонтажу трубопроводов тепловых сетей большого диаметра и монтажа новых трубопроводов расчетное значение потерь в тепловых сетях снизится и составит 36,233 МВт. Конечный результат проекта – отказ от теплоснабжения от морально устаревшей ТЭЦ и децентрализация системы теплоснабжения, переход к теплоснабжению к большим и малыми блочно-модульными котельными.

Апелляционным судом из материалов дела установлено, что необходимое технико-экономическое обоснование утвержденного приоритетного сценария перспективного развития системы теплоснабжения г. Кумертау, а также обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение источников и сетей теплоснабжения в соответствии с Требованиями к схемам приведено в Справке по проекту «Децентрализация системы теплоснабжения г. Кумертау со строительством блочно-модульных котельных», содержащей исчерпывающую информацию о затратах по инженерным коммуникациям, подлежащим строительству в рамках проекта с указанием протяженности этих коммуникаций и иных объектов строительства, включая устройство аварийного топливного хозяйства на новых котельных; самой актуализированной схеме теплоснабжения.

Судом апелляционной инстанцией верно отмечено, что примененный в схеме термин «морально устаревшая ТЭЦ» начал использоваться при обсуждении на разных уровнях вопроса о необходимости изменения существующей в городском округе схемы теплоснабжения вследствие выявленной угрозы прекращения теплоснабжения всего населенного пункта.

Судом апелляционной инстанции учтено, что согласно обосновывающим материалам к актуализированной схеме теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 года по 2028 год (по состоянию на 2023 год), основным видом топлива для всех источников тепловой энергии городского округа город Кумертау является природный газ.

Апелляционным судом принято во внимание, что 2021 финансовый год ООО «Кумертауская ТЭЦ» завершило с убытком в размере 96 млн. руб. При этом к декабрю 2021 года величина задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» составила 106 млн. руб. («глубина» задолженности – 3 месяца), а по состоянию на 30.08.2022 величина задолженности ООО «Кумертауская ТЭЦ» перед ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» составила более 200 млн. руб., по состоянию на 01.12.2022 задолженность ООО «Кумертауская ТЭЦ» перед ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» составила 477 млн. руб., по состоянию на 02.02.2023 – 492 млн. руб., что подтверждается состоянием расчетов ООО «Кумертауская ТЭЦ» с поставщиками технологического топлива и покупателями тепловой энергии теплоносителя по состоянию на 01.12.2022, по состоянию на 02.02.2023, а также письмом заявителя от 23.05.2022).

С учетом установленного, оцененного в совокупности, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что стабильная убыточность деятельности, значительное увеличение задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» свидетельствуют о нестабильной работе ТЭЦ и угрозе банкротства собственника предприятия.

Апелляционным судом учтены также пояснения Администрации ГО, согласно которым, в настоящее время отсутствуют проблемы организации газоснабжения источников тепловой энергии в городском округе город Кумертау. Имеющиеся сети газопровода полностью обеспечивают нуждаемость города, то есть, корректировка программы газификации жилищно-коммунального хозяйства в городском округе в разрезе развития источников тепловой энергии и систем теплоснабжения не требуется. На территории городского округа в данное время имеется только один источник тепловой энергии, функционирующий в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии – Кумертауская ТЭЦ. В связи с децентрализацией системы теплоснабжения и отключением потребителей от городской ТЭЦ, в будущем, предполагается строительство блочно-модульных котельных, котлов наружного размещения и индивидуальных котлов отопления, в связи с чем в перспективе в городском округе город Кумертау не предусматривается источник тепловой энергии, работающий в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

Как правильно заключил апелляционный суд, предусмотренный подпунктом «в» пункта 9 Требований к порядку принцип обеспечения приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности (на который ссылается заявитель) не исключает возможность реализации схемы теплоснабжения без применения источника комбинированной выработки энергии в случае наличия соответствующего технико-экономического обоснования, что в данном случае подтверждено.

Судом апелляционной инстанции верно указано на то, что утвержденная актуализированная схема теплоснабжения, предусматривающая децентрализацию теплоснабжения городского округа, не лишает ООО «Кумертауская ТЭЦ» возможности заключать прямые договоры с предприятиями и иными хозяйствующими субъектами города, а также участвовать в заключении концессионных соглашений в отношении новых объектов теплоснабжения городского округа.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки установленных обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, положений актуализированной схемы теплоснабжения, с позиции главы 7 АПК РФ и принимая во внимание информацию о нахождении под угрозой теплоснабжение всего городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, отсутствие иных источники тепловой энергии в г. Кумертау и необходимости Администрации ГО принять меры по устранению нарушений (представление Прокурора г. Кумертау исх. № 2Д-2021), обсуждении на разных уровнях вопроса о необходимости изменения существующей в городском округе схемы теплоснабжения вследствие выявленной угрозы прекращения теплоснабжения всего населенного пункта уставную деятельность предприятия, апелляционный суд правомерно отклонил доводы заявителя о наличии допущенных при утверждении актуализированной схемы теплоснабжения несоответствий (нарушение принципа обеспечения приоритетного использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии для организации теплоснабжения, отсутствие технико-экономического обоснования перехода на децентрализованную систему теплоснабжения, не соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и полное вытеснение действующей теплоснабжающей организации – ООО «Кумертауской ТЭЦ» с рынка теплоснабжения).

Оснований для переоценки данного вывода апелляционного суда, у суда кассационной инстанции не имеется.

При установленных обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что при рассмотрении данного дела следовало учесть решение антимонопольного органа, решение Кумертауского межрайонного суда от 17.05.2023 по делу № 2а-797/2023, которым удовлетворен иск Прокурора г. Кумертау к Администрации ГО г. Кумертау о признании незаконным бездействия администрации, выраженное в непринятии Администрацией ГО мер по устранению нарушений федерального законодательства при реализации программы децентрализации системы теплоснабжения ГО г. Кумертау, не принимается.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что публичные слушания по вопросу актуализации схемы теплоснабжения проведены администрацией 28.09.2022 формально, поскольку в нарушение положений пункта 26 Требований к порядку по итогам слушаний не учтены замечания и предложения ООО «Кумертауская ТЭЦ» и иных участников публичных слушаний, не проведено голосование и подсчет голосов, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.

Апелляционным судом установлено, что в пункте 26 Требований к порядку указано лишь на необходимость проведения публичных слушаний с учетом поступивших замечаний и предложений, что время как необходимость голосования и подсчета голосов не предусмотрена.

Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, ООО «Кумертауская ТЭЦ» до проведения публичных слушаний – 09.09.2022 представило на имя Главы администрацию городского округа горд Кумертау замечания на проект актуализированной схемы теплоснабжения, указав на противоречие названного проекта генеральному плану ввиду отсутствия в нем сведений о строительстве блочных котельных, которые фактически рассмотрены комиссией по актуализации схемы теплоснабжения, что отражено в протоколе публичных слушаний от 30.09.2022 № 1, как и отражен в нем факт выступления при проведении публичных слушаний представителей заявителя Силаева Ю.К., Лебедева К.В.

В связи с этим, как обоснованно заключил апелляционный суд, оснований полагать, что публичные слушания проведены с нарушением установленного порядка, не имеется.

Доводы заявителя в этой части подлежат отклонению, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.

При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, руководствуясь соответствующими разъяснениями, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспоренного постановления администрации несоответствующим закону.

Доказательств, опровергающих данный вывод апелляционного суда, ООО «Кумертауская ТЭЦ» в материалы дела, суду не представлено.

Оснований для переоценки выводов апелляционного суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.

Все доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом оценка имеющейся по делу доказательственной базы, установление на ее основании фактических обстоятельств дела судом апелляционной инстанций в рамках рассматриваемого дела осуществлено в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).

Нормы материального права судом апелляционной инстанции применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену постановления апелляционного суда (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ
ООО «Кумертауская ТЭЦ» подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 08.11.2023 № 2195 государственная пошлина в размере 1500 руб.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу № А07-980/2023Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кумертауская ТЭЦ» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кумертауская ТЭЦ» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченной платежным поручением от 08.11.2023 № 2195 по кассационной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов

С.О. Иванова