ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-10923/19 от 28.08.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

2 сентября 2020 года Дело №А08-10923/2019

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 2 сентября 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.,

судей Капишниковой Т.И.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасьевой А.А.,

при участии:

от ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка: Перминова Ф.В. – представителя по доверенности №03-19/17395 от 18.12.2019 сроком действия один год, диплом.

от ИП Мартыненко И. Д.: Ткаченко Н.Н. – представителя по доверенности б/н от 01.10.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Мартыненко И. Д. на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2020 по делу №А08-10923/2019, по исковому заявлению ИП Мартыненко И.Д. (ИНН 310302160478, ОГРН 314311632400026) к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка (ИНН 4824032488, ОГРН 1044800221487) об отмене постановления от 10.10.2019 №114867/19,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Мартыненко И. Д. (далее - ИП Мартыненко И.Д., заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка (далее – Инспекция, налоговый орган) (ИНН 4824032488, ОГРН 1044800221487) об отмене постановления от 10.10.2019 №114867/19 и признании незаконным и отмене представления от 10.10.2019 №114867-1/19 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением от 10.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что обжалуемое решение вынесено с применением норм материального пра­ва, которое уже не действовало на момент проведения проверки администра­тивным органом. Судом проигнорированы ссылки на вынесенное тем же судом решение, правильность выводов которого была подтверждена судом апелляционной инстанции по идентичному делу (А08-2675/2019, 19АП-7200/2019). Ссылается на то, что возможность «удаленного размещения» одной ККТ и под­ключение к ней нескольких платежных терминалов является смыслом вне­сенных в закон изменений (см. пояснительную записку к проекту федерально­го закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении кон­трольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»), которым в редакцию статьи были внесены рассматриваемые изменения. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, 29.07.2018 в 17 ч. 30 мин. по адресу: г.Липецк, ул. Э. Белана, 6 ТЦ «Европа» главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка Киселевым Валентином Валерьевичем на основании поручения от 29.07.2019 №21 проведена проверка по вопросам применения ККТ, соблюдения порядка ее применения, условий регистрации и перерегистрации.

Инспекцией проведена контрольная закупка, в результате которой установлено, что при проведении контрольных мероприятий, был пополнен баланс абонента «Мегафон» с использованием технического устройства (платежный терминал) № 10140401, расположенного внутри здания, действующего в автоматическом режиме и принадлежащего ИП Мартыненко И.Д. Через автоматический купюроприемник были внесены наличные денежные средства в размере 50 руб., к зачислению поступило 44 руб. В подтверждение оплаты был выдан кассовый чек № 132 смена 238 от 29.07.2019, отпечатанный на контрольно-кассовой технике з/н 0352270005015883 с ФН №8712000101020890.

В соответствии с федеральным информационным ресурсом инспекции, и на основании сведений, указанных в карточки регистрации контрольно-кассовой техники, принадлежащая ИП Мартыненко И.Д. ККТ по вышеуказанному адресу не зарегистрирована, адрес регистрации ККТ не совпадает с адресом расчетов (адрес установки платежного терминала).

Реквизиты, указанные в кассовом чеке № 132 смена 238 от 29.07.2019 нечеткие и в некоторых местах нечитаемые, ввиду того, что их печать произведена со смещением в левую сторону. Вследствие чего, невозможно определить, где в чеке указаны: идентификационный номер налогоплательщика пользователя; регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак сообщения, место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом (данный реквизит (почтовый индекс) в чеке отсутствует)).

По результатам проверки составлен акт № 114867 дата 29.07.2019 в отсутствии представителя ИП Мартыненко И.Д.

Установлено, что ИП Мартыненко И.Д. осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц через автомат самообслуживания, полностью попадающий под понятие платежного терминала.

Акт № 114867 дата 29.07.2019 с уведомлением от 30.07.2019 №11-11/10455 о направлении акта был направлен в адрес предпринимателя по почте (Список № 1 внутренних почтовых отправлений).

Согласно направленному уведомлению и акту предпринимателю указано о необходимости явки для составления протокола 28.05.2018 в 13 часов 00 по адресу: г. Липецк, ул. Интернациональная д. 5 к.1.

В ответ на указанное уведомление поступило заявление о получении уведомления от 30.07.2019 №11-11/10455 согласно которому, факт нарушения не признал, просил составить протокол в отсутствие ИП Мартыненко И.Д. Дополнительно предприниматель указал о необходимости направления протокола по адресу электронной почты.

В отсутствии законного ИП Мартыненко И.Д. 06.09.2019 составлен протокол №114867/19 об административном правонарушении. Как указано на стр.2 протокола ИП Мартыненко И.Д. было указано о необходимости обеспечения явки для рассмотрения дела и вынесения постановления на 10.10.2019г. в 10 часов 00 минут.

Протокол №114867/19 об административном правонарушении от 06.09.2019 был направлен в адрес предпринимателя (по электронной почте).

Предприниматель, получив протокол №114867/19 об административном правонарушении, направил в адрес Инспекции объяснения на протокол от 13.09.2019. Согласно представленным объяснениям - ИП Мартыненко И.Д. указывает о невозможности обеспечения явки при рассмотрении материалов дела, также указал о необходимости направления вынесенного постановления по адресу электронной почты.

10.10.2019 в виду надлежащего уведомления и отсутствия ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией было вынесено оспариваемое постановление №114867-1/18, а также преставление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.10.2019 в отсутствие налогоплательщика.

Постановление №114867-1/18 от 10.10.2019 по делу об административном правонарушении и представление от 10.10.2019 направлено в адрес предпринимателя по почте, а также по электронной почте.

Полагая оспариваемые постановление и предписание незаконными и подлежащими отмене, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объектом вменяемого административного правонарушения выступает установленный порядок применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в применении контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применении контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.

Субъектом выступают должностные и юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется наличием у субъекта вины.

Законом № 54-ФЗ определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (пункт 2 статьи 1).

В силу части 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 5.5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом N161-ФЗ, при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможностидля передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

Из материалов дела усматривается, что ИП Мартыненко И.Д. является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц в понимании вышеназванной нормы.

Статьей 1.1 Закона № 54-ФЗ раскрыто содержание основных понятий, используемых в настоящем Законе, в том числе: автоматическое устройство для расчетов – устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя; контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника должна иметь внутри корпуса часы реального времени, устройство для печати фискальных документов, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие соответствие контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет либо расчетов, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами) в соответствии с Законом № 161-ФЗ, а также в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.

В соответствии с частью 2 Закона № 54-ФЗ в редакции закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ, действующей на момент обнаружения вменяемого административного правонарушения, контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, либо включается в состав автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.

Исходя из части 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств (пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 103-ФЗ).

Часть 5 статьи 6 Закона № 103-ФЗ предусматривает, что в случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

Согласно статье 14 Закона № 161-ФЗ кассовый чек, выдаваемый (направляемый) покупателю (клиенту) банковским платежным агентом, банковским платежным субагентом, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (часть 10); в случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата, банковский платежный агент (субагент) обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата (часть 14).

Как следует из позиции налогового органа, основанием для привлечения лица к административной ответственности является нарушение правил применения контрольно-кассовой техники, выразившееся в применении одной контрольно-кассовой техники по нескольким адресам установки платежных терминалов, а так же не соответствие кассового чека требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Суд апелляционной инстанции полагает, что довод налогового органа о недопустимости применения контрольно-кассовой техники для осуществления расчетов по нескольким адресам платежных терминалов подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании правовых норм.

Так, часть 2 статьи 4 Закона 54-ФЗ в редакции закона от 03.07.2016 (недействующей на момент обнаружения вменяемого события) была изложена следующим образом: «Контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа».

В редакцию указанной статьи на момент обнаружения вменяемого деяния (вступили в силу 01.07.2018) были внесены изменения, в соответствии с которыми контрольно-кассовая техника может быть как установлена внутри корпуса каждого автоматического устройства либо включается в состав автоматического устройства для расчетов иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”», которым в редакцию статьи были внесены рассматриваемые изменения, указанный проект направлен на оптимизацию нового порядка применения контрольно-кассовой техники и учитывает предложения представителей бизнес-сообществ, связанных с оптимизацией порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе в части перехода на применение ККТ с функцией передачи информации on-line.

Таким образом, норма в измененной редакции допускает применение контрольно-кассовой техники путем включения ККТ в состав автоматического устройства для расчетов иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.

При этом законодатель не предусмотрел закрытого перечня способов, которым должна накапливаться и передаваться соответствующая информация.

Довод налогового органа о недопустимости применения одной ККТ в нескольких автоматических устройствах для расчетов опровергается и тем обстоятельством, что ИФНС России по городу Белгороду в установленном законом порядке зарегистрировало контрольно-кассовую технику Мартыненко И.Д., которая предполагала включение ее в состав нескольких платежных терминалов, распложенных по нескольким адресам.

Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ утверждена форма заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе.

При этом раздел 2.1 указанной формы поименован как «Сведения об автоматических устройствах для расчетов», заявителю предоставляется возможность указать несколько автоматических устройств для расчетов, в которых будет осуществляться применение регистрируемой контрольно-кассовой техники.

При таких обстоятельствах налоговым органом сделан неверный вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, поскольку применение контрольно-кассовой техники в нескольких автоматических устройствах для расчетов, расположенных по адресам, отличных от адреса регистрации контрольно-кассовой техники не нарушает требования части 2 статьи 4 Закона № 54-ФЗ и, как следствие, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что ИП Мартыненко И.Д. осуществляет наличные денежные расчеты, при приеме платежей физических лиц с использованием платежного терминала, с применением ККТ, которая не соответствует установленным требованиям и с нарушением порядка ее регистрации и порядка ее применения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Судом установлено, что в нарушение требований ст.4.7. Федерального Закона №53-ФЗ реквизиты, указанные в кассовом чеке № 132 смена 238 от 29.07.2019 нечеткие и в некоторых местах нечитаемые, ввиду того, что их печать произведена со смещением в левую сторону. Вследствие чего, невозможно определить, где в чеке указаны: идентификационный номер налогоплательщика пользователя; регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак сообщения, место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом (данный реквизит (почтовый индекс) в чеке отсутствует), что образ в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факты, свидетельствующие о наличии объективной невозможности соблюдения Федерального закона №54-ФЗ или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину предпринимателя, судом не установлены.

Нарушений прав и законных интересов предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент вынесения оспариваемого постановления установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2020 по делу №А08-10923/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья А.И. Протасов

судьи Т.И. Капишникова

М.Б. Осипова