ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-11325/2021 от 25.10.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 октября 2022 года Дело № А08-11325/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малиной Е.В.,

судей Пороника А.А.,

Аришонковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Аудит»: ФИО1 – директор, выписка из ЕГРЮЛ от 27.09.2022, паспорт РФ;

от общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ»: ФИО2 – представитель по доверенности от 15.01.2020 № 31АБ1489832, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»,паспорт РФ;

от Федеральной налоговой службы: ФИО3 – представитель по доверенности от 29.04.2022 № ЕД-24-7/187, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» и общества с ограниченной ответственностью «Аудит» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу № А08-11325/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аудит», общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» к Федеральной налоговой службе о признании незаконным действий по исключению общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Аудит» и общество с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Федеральной налоговой службы по исключению ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства за период с 10.07.2021 по 10.08.2021, обязании Федеральную налоговую службу включить ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 10.07.2021 по 10.08.2021 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу № А08-11325/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» и ООО «Аудит» обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» в апелляционной жалобе ссылается на незаконность исключения общества из Реестра на период с 10.07.2021 до 10.08.2021 по причине непредставления необходимых сведений по состоянию на 01.07.2021, поскольку внесенные в статью 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Федеральным законом от 27.10.2020 № 349-ФЗ изменения установили новые правила ведения реестра, определив его обновление ежемесячно. В рассматриваемом случае ООО «Аудит», проверив в мае 2021 года отчетность ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» и его иностранного учредителя - CRUXES GLOBAL LIMITED, воспользовалось правом, предусмотренным п.7.1. ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, не стало ожидать установленного периода: с 01 по 5 июля 2021 года, представив 01 июня 2021 года в ФНС России необходимые сведения об ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» как о среднем предприятии. Прямого запрета на подачу сведений раньше 01 июля действующее законодательство не содержит. Таким образом, ФНС России по состоянию на 01.07.2021 обладало сведениями об отнесении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» к средним предприятиям и сведениями о внесении ООО «Аудит» в контрольный экземпляр реестра аудиторов, обязано было их учесть, в связи с чем необоснованно исключило ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из реестра.

ООО «Аудит» в апелляционной жалобе указывает на то, что начиная с ноября 2020 г. формирование Единого реестра МСП производится ежемесячно, в том числе и по категориям субъектов, участниками которых являются иностранные компании, на основании сведений, представляемых аудиторскими организациями в период с 1 по 5 число любого месяца текущего года, а не только на основании сведений аудиторских организаций, предоставляемых один раз в год в период с 1 по 5 июля, как было предусмотрено ранее ст. 4.1. Федерального закона № 209-ФЗ.

Судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что ранее действующими положениями ст. 4.1. Федерального закона № 209-ФЗ предоставлялось право доступа аудиторским организациям в систему формирования Реестра МСП только 1 раз в год с 1 по 5 июля, а с ноября 2020 г. такой вход для аудиторов и аудиторских организаций, сведения о которых внесены в контрольный экземпляр Реестра аудиторов, открыт ежемесячно с 1 по 5 число. Запрета на передачу сведении раньше или позже 1 июля календарного года в Законе № 209-ФЗ не содержится. Так, первые сведения для внесения ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» в Единый реестр МСП внесены ООО «Аудит» 01.07.2020 (08:40:46), то есть в период с 1 по 5 июля 2020 г., в соответствии с чем ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» было включено в Реестр МСП с 10.08.2020, как это было предусмотрено ранее действующим Федеральным законом № 209-ФЗ. Необходимые сведения представлены аудиторской организацией 01 июня 2021 года и должны учитываться ФНС при ведении реестра МСП.

Более того, поскольку Федеральным законом № 209-ФЗ предусмотрено исключение из Единого реестра МСП 1 раз в год, то, соответственно, с учетом того, что ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» было включено в Единый реестр МСП с 10 августа 2020 г., то оно должно было быть исключено из него только 10.08.2021.

В отзыве на апелляционную жалобу Федеральная налоговая служба полагает свои действия законными. Сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», представленные ООО «Аудит» 01.06.2021, не могли быть учтены при формировании Реестра 10.07.2021, поскольку в силу буквального толкования положений части 6.2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ указанные сведения в любом случае должны предоставляться ежегодно в период с 01 по 05 июля текущего года, а в случае пропуска указанного срока в период с 1 по 5 число любого месяца текущего года по состоянию на 1 число месяца внесения сведений. В указанный законодателем ежегодный срок необходимые сведения аудиторской организацией представлены не были, в связи с чем, ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» обоснованно было исключено из Реестра. При этом, в связи с передачей ООО «Аудит» во исполнение положений части 6.2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ сведений 04.08.2021 в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», указанное юридическое лицо включено в Реестр фактической датой 10.08.2021.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209-ФЗ), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно пункту 1 статьи 3 данного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Как предусмотрено статьей 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с названной статьей.

Условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.

Согласно части 1.1 данной статьи одним из таких условий является следующее: участником хозяйственного общества может быть иностранное юридическое лицо, владеющее не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Указанное ограничение в отношении доли участия иностранных лиц не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 части 1.1 той же статьи (подпункт "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4).

Таким образом, соответствие участника хозяйственного общества - иностранного юридического лица - установленным требованиям определяется по показателям за предшествующий календарный год.

В силу части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах в Реестр и исключение таких сведений из Реестра осуществляется уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 этой статьи, на основании сведений, представленных в уполномоченный орган, в том числе, в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 статьи 4.1 упомянутого Закона.

Согласно части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в Реестре сведения о юридическом лице исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такое юридическое лицо не представило в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такое юридическое лицо не соответствует условиям, установленным статьей 4 этого Закона.

Как следует из части 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 этого Закона, представляется в уполномоченный орган аккредитованными аудиторскими организациями.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, единственным участником Общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» является Кипрская компания CRUTES GLOBAL LIMITED с долей участи 100%, в связи с чем необходимым условием для отнесения ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» к среднему бизнесу является соответствие данных величины доходов и среднесписочной численности сотрудников как ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», так и компании CRUTES GLOBAL LIMITED, условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

С 10 августа 2020 сведения об обществе были включены в Реестр, поскольку оно соответствовало условиям, предусмотренным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.

При этом в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в ФНС России ежегодно с 1 по 5 июля предоставляются сведения об ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, об их соответствии по состоянию на 1 января текущего календарного года условиям, предусмотренным абзацем вторым 2 подпункта «а» пункта 1 части 1.1. статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Указанные сведения должны подтверждаться аудиторской организацией, сведения о которой внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов по состоянию на 01 июля текущего календарного года, самостоятельно подавать такие сведения ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» неправомочно.

В связи с чем, ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» привлекло для этого аудиторскую организацию и заключило с ней необходимый для этого договор.

Согласно Договору № 1/у возмездного оказания услуг от 14.05.2021 ООО «Аудит» (Исполнитель) обязалось оказать ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» (Заказчик) следующие услуги:

- проверка соответствия данных величины доходов за 2020 г. и среднесписочной численности ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», а также участников Общества - иностранного лица критериям субъектов малого и среднего предпринимательства;

- предоставление сведений в ФНС России в период с 01.07.2021 по 05.07.2021 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", с целью включения Заказчика в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно проведенной ООО «Аудит» с 14.05.2021 по 17.05.2021 проверке бухгалтерской отчетности ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», Кипрской компании CRUTES GLOBAL LIMITED величина доходов и среднесписочная численность сотрудников соответствуют критериям, предъявляемым к средним предприятиям.

Аудиторской фирмой ООО «Аудит» в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» представлены соответствующие сведения в ФНС России следующими датами: 01.08.2020 08:40:48, 01.06.2021 08:40:30, 04.08.2021 16:21:37.

Вместе с тем, поскольку указанные сведения не были представлены аудиторской организацией в период с 01 по 5 июля 2021, ФНС России 10 июля 2021 исключила ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из Реестра.

Поскольку 04.08.2021 Обществом были представлены соответствующие сведения в ФНС России, сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» были внесены в Реестр с 10.08.2021.

Не согласившись с исключением ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из реестра МСП в период с 10 июля 2021 по 10 августа 2021 , ООО «Аудит» обратилось с жалобой в ИФНС России по г.Белгороду (л.д. 24-27 т. 1).

ИФНС России по г. Белгороду 08.10.2021 в ответе на жалобу разъяснило, что поскольку ООО «Аудит» не исполнена ежегодная обязанность, предусмотренная п. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ по представлению необходимых сведений в период с 01 по 05 июля 2021 года то ФНС России на указанный отчетный период не располагала сведениями, предусмотренными пп. 1 ст. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» по состоянию на 01.07.2021, в связи с чем общество было правомерно исключено из реестра СМП (л.д. 28-30 т. 1).

Не согласившись с позицией ФНС России по исключению ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из Реестра, ООО «Аудит» и ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» обратились в арбитражный суд за судебной защитой.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из неисполнения ООО «Аудит» надлежащим образом обязанности, предусмотренной п. 6.2. ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ по предоставлению ежегодных сведений в период с 1 по 5 июля 2021 года, следовательно ФНС России не располагала сведениями, предусмотренными пп. 1 п. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» по состоянию на 01.07.2021, в связи с чем посчитал действия по исключению ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» из Реестра МСП на период с 10.07.2021 по 10.08.2021 законными и обоснованными.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

Содержащиеся в статье 4 Закона № 209-ФЗ условия отнесения юридических лиц к категории субъектов МСП включают в себя следующие требования:

1) требования к структуре уставного капитала юридического лица (пункт 1 части 1.1 статьи 4 Закона);

2) требования к численности работников юридического лица за год, предшествующий году включения в Реестр МСП (пункт 2 части 1.1 статьи 4 Закона);

3) требования к доходу юридического лица за год, предшествующий году включения в Реестр (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Закона).

При условии соблюдения вышеуказанных критериев хозяйственное общество вправе претендовать на включение в Реестр МСП.

Пункт 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ определяет, что в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам МСП, участниками которых являются иностранные юридические лица, должно соблюдаться условие о том, что такие участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.

При этом как следует из положений абзаца 2 подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ требование о соотношении долей участия иностранного юридического лица в уставном капитале российского общества не распространяется на случаи, когда:

- у участника - иностранного юридического лица доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для малых предприятий - 800 млн.руб., для средних предприятий - 2 млрд. руб. (подпункт 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265);

- у участника - иностранного юридического лица среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельного значения - 250 человек (подпункт "б" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ);

- государство постоянного местонахождения учредителя общества не включено в утвержденный в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в перечень государств и территорий.

Ведение Реестра МСП осуществляет ФНС России.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения единого реестра СМП аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в целях ведения реестра МСП ежегодно с 1 по 5 июля представляется в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем 2 подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ (далее - перечень обществ с ограниченной ответственностью).

При этом перечень обществ с ограниченной ответственностью формируется аудиторскими организациями по результатам сопоставления ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено соответствующее иностранное юридическое лицо, с условием, установленным абзацем 2 подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

Таким образом, подтверждение о соответствии перечисленным выше критериям хозяйствующего субъекта, имеющего иностранного учредителя и созданного до 1 декабря года, предшествующего году включения в Реестр МСП, осуществляется путем ежегодной подачи в установленный период, а именно с 1 по 5 июля, аудиторской организацией соответствующих сведений в уполномоченный орган.

Из материалов дела следует, что соответствующие сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» были представлены аудиторской организацией (ООО «Аудит») 01.06.2021, то есть не с период с 01.07.2021 по 05.07.2021.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 14.07.2007 №209-ФЗ 10.07.2021 реестр формируется на основании сведений, в том числе, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за 2020 год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательсшй деятельности за 2020 год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в 2020 году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 6.2 указанной статьи с 1 по 5 июля 2021 года аудиторской организацией, сведения о которой по состоянию на 1 июля 2021 года внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ФНС о том, что сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ», представленные ООО «Аудит» 01.06.2021, не могли учитываться при формировании Реестра 10.07.2021.

Доводы ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» и ООО «Аудит» о том, что на 01.07.2021 налоговый орган располагал надлежащими сведениями, представленными ООО «Аудит» 01.06.2021 и должен был их учесть в любом случае, апелляционным судом не принимается как противоречащий действующему законодательству.

Проанализировав буквальное содержание положений частей 6-6.5 статьи 4.1 Закона № 209 -ФЗ , суд апелляционной инстанции отмечает, что данные сведения дополнительно представляются в уполномоченный орган, в том числе на основании указанных сведений в силу положений ст. 4.1 настоящего закона осуществляется внесение сведений об юридических лицах в Единый реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра в период с 10 июля по 10 декабря.

При этом законодатель с различной периодичностью устанавливает сроки подачи таких дополнительных сведений:

- ежегодно до 05 июля для бирж, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию (п. 6 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ );

- ежегодно до 05 июля для держателей реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ (п. 6.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ)

- ежегодно с 1 по 5 июля для аудиторских организаций, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов ( п.6.2 ст. 4.1).

В п.6.5 также перечислены сведения , которые представляются ежегодно в период с 01 по 5 июля.

Вышеуказанные положения законодательства однозначно устанавливают конкретный период ежегодной подачи таких сведений для аудиторских организаций - с 1 по 5 июля, а не например, ежегодно до 05 июля (в этом случае сведения , представленные 01 июня могли быть учтены ФНС России в целях ведения указанного реестра, поскольку поступили в срок ежегодно до 5 июля) .

Поскольку в срок с 01.07.2021 по 05.07.2021 сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» в ФНС России представлены не были, то ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» в спорный период не соответствовало условию подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ ввиду не подтверждения надлежащим образом условиям данного соответствия, в связи с чем сведения о нем правомерно были исключены из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.07.2021 налоговым органом.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» соответствовало условиям подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, вместе с тем, указанное соответствие в установленном законом порядке аудиторской организацией применительно к ежегодному сроку подтверждения не было.

При этом, ранее непредставление таких сведений в силу п. 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ являлось основанием для исключения 10 августа текущего календарного года содержащихся в Реестре МСП таких юридических лицах на один год.

Вместе с тем 07.11.2020 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 349-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым Закон № 209- ФЗ дополнен новой статьей 7.1.

В силу части 7.1 Федерального закона N 209-ФЗ, указанные в частях 6 - 6.2, 6.4 и 6.5 данной статьи сведения в случае их непредставления в уполномоченный орган с 1 по 5 июля могут представляться ежемесячно (с 1 -го по 5-е число месяца) по состоянию на 1 -е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр.

04.08.2021 ООО «Аудит» были представлены соответствующие сведения в ФНС России, и в связи с установленным ст. 7.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 349-ФЗ, сведения в отношении ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» правомерно внесены в Реестр 10.08.2021.

Ссылка ООО «Аудит» на то, что ООО «ТУЛЬЧИНКА.РУ» должно было быть исключено из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2021 противоречат положениям п. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ). Данный правовой подход наше отражение в абзаце втором пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Между тем фактически спор о признании незаконными действий налогового органа, несмотря на указание в судебном акте о пропуске заявителями срока на обращение в суд с соответствующим заявлением, был рассмотрен судом первой инстанции по существу, с изложением мотивов отказа в удовлетворении заявленных требований, что означает по сути фактическое восстановление срока.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции применительно к выводам о законности действий ФНС России у судебной коллегии не имеется.

Учитывая изложенное, суд области обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу № А08-11325/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТУЛЬЧИНКА.РУ» и общества с ограниченной ответственностью «Аудит» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Малина

Судьи А.А. Пороник

Е.А. Аришонкова