ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-3157/2021 от 18.10.2022 АС Центрального округа




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2022 года 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:  председательствующего судьи Ключниковой Н.В., 

судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной  И.А., 

при участии представителей:

от Государственного унитарного предприятия "Белгородский областной  фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (г.  Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 28, ИНН 3123017088, ОГРН  1023101653740) - Сибвецкого Я.Я. (доверенность от 17.10.2022, диплом), 

от общества с ограниченной ответственностью "Тисайд" (г. Белгород, ул.  Луговая, д. 6а, оф. 21, ИНН 3123227800, ОГРН 1113123003180) - не  явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим  образом, 

от общества с ограниченной ответственностью "КРОМТЕХСТРОЙ"  (Белгородская обл., Белгородский р-н, пгт. Разумное, ул. Чехова, д. 1, каб.  29-1, ИНН 3123178769, ОГРН 1083123007901) - Бабич Т.П. (доверенность  от 14.02.2022, диплом), 

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской  области (г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82, ИНН 3123084662, ОГРН  1023101646831) - Кислинской С.А. (доверенность от 10.01.2022, диплом), 

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством  использования системы видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Белгородской области, кассационные жалобы  общества с ограниченной ответственностью "Тисайд", общества с  ограниченной ответственностью "КРОМТЕХСТРОЙ", Государственного  унитарного предприятия "Белгородский областной фонд поддержки  индивидуального жилищного строительства" на решение Арбитражного  суда Белгородской области от 09.03.2022 и постановление Девятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу 

 № А08-3157/2021,


[A1] УСТАНОВИЛ:

 государственное унитарное предприятие "Белгородский областной  фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее -  ГУП "Фонд поддержки ИЖС", ГУП, предприятие), общество с  ограниченной ответственностью "Тисайд" (далее - ООО "Тисайд"),  общество с ограниченной ответственностью "КРОМТЕХСТРОЙ" (далее -  ООО "КРОМТЕХСТРОЙ") обратились в Арбитражный суд Белгородской  области с заявлениями о признании незаконным решения Управления  Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее -  УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 11.01.2021 по делу 

 № 031/01/11-265/2020.

 Решением суда от 09.03.2022, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2022, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

 В кассационной жалобе ГУП "Фонд поддержки ИЖС", ООО  "Тисайд", ООО "КРОМТЕХСТРОЙ"просят отменить решение,  постановление суда в связи с неправильным применением норм  материального, процессуального права, принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. 

 Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в  кассационных жалобах, заслушав объяснения представителей ГУП, ООО  "КРОМТЕХСТРОЙ", антимонопольного органа, суд кассационной  инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных  актов. 

 Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании  поступивших из прокуратуры Белгородского района материалов УФАС  была проведена проверка информации о признаках нарушения  антимонопольного законодательства при проведении закупок на  выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту  "Строительство автомобильного парка на 600 мест в п.Северный  Белгородского района" и работ по благоустройству прилегающей  территории. 

 В ходе проверки было установлено, что на основании соглашения от  17.06.2019 Департамент строительства и транспорта Белгородской области  (далее - Департамент) передал ГУП "Фонд поддержки ИЖС" полномочия  государственного заказчика по заключению и исполнению  государственных контрактов от имени Белгородской области, в том числе  осуществлять от имени Департамента формирование, утверждение,  ведение и размещение плана закупок и плана-графика в части закупок,  указанных в приложении к данному соглашению, а также осуществлять от  имени Департамента определение поставщиков (подрядчиков,  исполнителей), в том числе утверждать документацию о закупке, 


[A2] обеспечивать техническое сопровождение работы комиссии по  осуществлению закупок. 

 Согласно дополнительного соглашения от 16.09.2019 № 2 к  соглашению от 17.06.2019 Департамент передал ГУП полномочия по  заключению и исполнению государственных контрактов согласно  приложению № 1, где под номерами 15 и 16 содержатся объекты закупок  по строительству автомобильного парка на 600 мест в п.Северный  Белгородского района и благоустройству прилегающей территории  автомобильного парка на 600 мест в п.Северный Белгородского района. 

 № 01262000004190054980001 на выполнение до 20.12.2019 строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство  автомобильного парка на 600 мест в п.Северный Белгородского района". 

 В ходе проведения выездной внеплановой проверки  антимонопольным органом были выявлены документы и файлы (отчеты об  исследовании документов (информации), содержащихся на электронном  носителе информации), подтверждающие факт начала выполнения работ  ООО "Тисайд", ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" по вышеуказанным контрактам  до объявления процедуры закупок. 

 Так же УФАС в ходе проверки было установлено, что ГУП  располагал ежедневными отчетами о проделанной работе ООО "Тисайд" и  ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" с 07.05.2019 при непосредственном участии их  представителей в совещаниях, поручал вышеуказанным хозяйствующим  субъектам выполнение работ, связанных с благоустройством территории, и  проведение строительных работ. 

 Из представленных данных Роскосмоса и отчетов формы КС-2 и

КС-3 следует, что строительные работы по объекту "Благоустройство  прилегающей территории автомобильного парка на 600 мест в п.Северный  Белгородского района" ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" начаты 20.05.2019, а 


[A3] ООО "Тисайд" 22.05.2019, т.е. задолго до проведения закупочных  процедур. 

 По результатам рассмотрения дела № 031/01/11-265/2020 о  нарушении антимонопольного законодательства 11.01.2021 УФАС  принято решение о признании ГУП "Фонд поддержки ИЖС", ООО  "КРОМТЕХСТРОЙ" и ООО "Тисайд" нарушившими пункт 1 части 1  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите  конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ). 

Нарушение выразилось в заключении между ГУП "Фонд поддержки  ИЖС", ООО "Тисайд", ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" антиконкурентных  соглашений для их последующей реализации в ходе проведения  публичных процедур (извещение в ЕИС №№ 0126200000419002735,  0126200000419005498), которые имеют своей целью либо приводят или  могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию  преимущественных условий для ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" и ООО  "Тисайд". 

Не согласившись с названным решением, заявители оспорили его в  арбитражном суде. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно  исходил из следующего. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите  конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары,  запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут  привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в  том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или)  заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют  своей целью либо приводят или могут привести к ограничению  конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации. 

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение -  договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или  нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

О соглашении свидетельствуют скоординированные и  целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно  ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников  рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие  под критерии ограничения конкуренции и способные привести к  результатам, определенным в Законе о защите конкуренции. 

В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при  рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных  правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом  Верховного Суда РФ 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия  антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его 


[A4] заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским  законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и  может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных  доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих  субъектов. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах  дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что в  данном конкретном случае антимонопольным органом доказано  согласование ГУП выполнение работ ООО "КРОМТЕХСТРОЙ" и ООО  "Тисайд" до момента заключения государственного контракта от  27.08.2019 N 01262000004190027350001 по благоустройству прилегающей  территории автомобильного парка на 600 мест в п. Северный  Белгородского района и государственного контракта от 13.12.2019 

 № 01262000004190054980001 на выполнение строительно-монтажных и  пусконаладочных работ по объекту "Строительство автомобильного парка  на 600 мест в п.Северный Белгородского района". 

Таким образом, действия ГУП "Фонд поддержки ИЖС", ООО  "КРОМТЕХСТРОЙ" и ООО "Тисайд" по заключению таких негласных  антиконкурентных соглашений привели к созданию преимущественных  условий для этих обществ, поскольку потенциальный участник спорных  торгов располагал бы заведомо меньшим количеством времени для  осуществления работ по контрактам, в отличие от ООО  "КРОМТЕХСТРОЙ" и ООО "Тисайд", которые к моменту определения  победителя торгов уже выполнили часть работ на объекте и тем самым  создали препятствия иным потенциальным участникам торгов по  выполнению обусловленного предметом государственного контракта  объема работ. 

Поскольку в данном случае по спорным закупкам на основании  соглашений, заключенных с Департаментом, заказчиком выступило  государственное унитарное предприятие, которое не относится с органам  публичной власти, то заключение ГУП "Фонд поддержки ИЖС"  антиконкурентных соглашений с ООО "Тисайд" и ООО  "КРОМТЕХСТРОЙ" правомерно расценено как нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17  Закона № 135-ФЗ, а не ст. 16 этого Закона. 

Суд кассационной инстанции соглашается с вышеуказанными  выводами суда первой и апелляционной инстанций. 

Доводы заявителей кассационных жалоб выражают по существу  несогласие с выводами судов относительно установленных обстоятельств  спора и направлены на их переоценку, что не допускается в суде  кассационной инстанции. 

В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические 


[A5] обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать  иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или  считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в  решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или  апелляционной инстанции. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, приведенной в том числе в Определении от 17.02.2015 

 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, находясь в системной связи с другими  положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде  кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции  при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность  применения нижестоящими судами норм материального и  процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать  доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное  позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и  второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают  доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе  принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности  судебного разбирательства, что недопустимо. Установление фактических  обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов  первой и апелляционной инстанций. 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 "О  применении Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной  инстанции", с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств,  имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается  судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса),  переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть  иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной  инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу  можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в  частности, относимости, допустимости, достоверности каждого  доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи  доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается. 

Суд кассационной инстанции также не находит и безусловных  оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не  усматривает процессуальных нарушений, перечисленных в части 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 


[A6] ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.03.2022 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  07.07.2022 по делу № А08-3157/2021 оставить без изменения, кассационные  жалобы – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Н.В. Ключникова  Судьи Т.В. Лукашенкова 

 ФИО1