ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 июня 2018 года Дело №А08-7453/2017
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.06.2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Ольшанской Н.А.
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ООО «АЛЬФА ВЛАДИМИР»: ФИО2, представитель по доверенности от 01.03.2018 выданной сроком на один год;
от Департамента экономического развития Белгородской области: ФИО3, представитель по доверенности от 27.09.2017 №7-08-8/3422 выданной сроком до 26.09.2018; ФИО4, представитель по доверенности от 09.01.2018 № 7-02-4/5 выданной сроком до 31.12.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «АЛЬФА ВЛАДИМИР» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.03.2018 по делу № А08-7453/2017 (судья Линченко И.В.), по заявлению ООО «АЛЬФА ВЛАДИМИР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту экономического развития Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФА ВЛАДИМИР» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента экономического развития Белгородской области от 30.06.2017 № 336 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.03.2018 по делу № А08-7453/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО «АЛЬФА ВЛАДИМИР» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что вход в помещение магазина «Красное & Белое» не располагается со стороны двора с детской игровой площадкой дома 36, квартала 3, м-на Дубрава. Кроме того, суд неправомерно применил постановление Белгородской областной Думы от 15.02.2018 №П/23-31-6, которым фактически изменил суть толкуемого акта.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент экономического развития Белгородской области, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.06.2017 ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР" обратилось в Департамент экономического развития Белгородской области с заявлением № 00318 о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в территориальной обособленный объект- магазин «Красное & Белое», расположенный в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.
На основании приказа от 08.06.2017 № 444-пр в отношении ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР" Департаментом проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проведенной проверки, оформленной актом проверки от 30.06.2017 № 321, установлено нарушение абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и части 4 статьи 2 закона Белгородской области от 28.04.2016 №71 «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции», а именно: вход для покупателей (потребителей) в территориально обособленный объект- магазин «Красное & Белое», расположенный в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, организован со стороны двора детской игровой площадки данного жилого дома.
Решением от 30.06.2017 № 336, с учетом представленных заявителем возражений, Департаментом отказано Обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР", полагая, что решение Департамента экономического развития Белгородской области от 30.06.2017 №336 является незаконным, обратилось с рассмотренным заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решение Департамента экономического развития Белгородской области от 30.06.2017 № 336.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
В соответствии с Положением о Департаменте экономического развития Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 30.07.2008 N 160-пп, Департамент экономического развития Белгородской области является органом исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающим реализацию социально- экономической политики Правительства Белгородской области, экономических интересов области, хозяйствующих субъектов и граждан.
В соответствии с п. 1.8 Положения Департамент экономического развития Белгородской области является уполномоченным органом по осуществлению выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведению государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, приема деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственного контроля за их представлением, регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления, продления лицензии регулируются статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований.
В соответствии со статьей 23.2. Закона N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.
В силу пункта 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона.
Учитывая специфику продукции, являющейся объектом правового регулирования по данному закону, законодатель установил определенные ограничения, оправдываемые, с одной стороны, целями защиты здоровья населения, его нравственных устоев, а с другой - экономическими (финансовыми) интересами государства и потребностями граждан.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Такие ограничения были установлены частью 4 статьи 2 закона Белгородской области от 28.04.2016 N 71 "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции", согласно которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым зданиям, вход в которые для покупателей (потребителей) организован со стороны подъездов и (или) дворов с детской игровой площадкой данного жилого дома.
Согласно разъяснениям Белгородской областной думы, утвержденными постановлением «О толковании положений части 4 статьи 2 закона Белгородской области от 28.04.2016 № 71 «От регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции» №П/23-31-6 от 15.02.2018, двор для целей закона Белгородской области от 28.04.2016 № 71 «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции» следует понимать через описание его как территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому, являющейся общим имуществом собственников помещений в данном доме, с расположенными на ней объектами, предназначенными для эксплуатации таких домов и элементами благоустройства, включая детские игровые площадки, места для отдыха, стоянки автотранспортных средств, дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Ссылка заявителя на неправомерное применение судом области толкований ч. 4 ст. 2 закона Белгородской области от 28.04.2016 № 71 отклоняется, поскольку указанный акт самостоятельной юридической силы не имеет, а лишь конкретизирует положения действующего на территории Белгородской области закона от 28.04.2016 N 71. Кроме того, толкования не меняют смысл и цели закона.
Как следует из материалов дела, ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР" было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: <...>.
При проведении выездной внеплановой проверки департаментом было установлено, что вход для покупателей в территориально обособленный объект, в котором планируется продажа алкогольной продукции, организован со стороны двора с детской игровой площадкой.
С целью установить принадлежность детской площадки к дому 36 кв. 3 микрорайона Дубрава департаментом был направлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству.
Из ответа Управления от 17.10.2017 №4-3-3/4270 следует, что детская игровая площадка, расположенная в границах благоустраиваемой территории дома №39, квартал 3, м-н Дубрава, является элементом благоустройства комплекса жилых домов №№ 36, 37, 38, 39.
Запрашиваемая детская площадка и жилые дома №№ 36, 37, 38, 39 расположены на едином земельном участке с кадастровым номером 31:06:0229001:64 площадью 42 045 кв.м.
Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для строительства группы жилых домов, магазина и многоярусной гараж-стоянки.
Представленные сведения подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26.10.2017 на земельный участок и многоквартирные жилые дома №№36,39 расположенные по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Дубрава, картал.3.
Таким образом, собственниками запрашиваемой игровой площадки являются, в том числе и жильцы дома 36.
В соответствии с концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р мерами по реализации указанной концепции является, в том числе: снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи; укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции.
Достижение целей концепции базируется на принципе обеспечения приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка.
Следовательно, введение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции направлено на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе детей.
Учитывая, что в условиях современной городской застройки детская игровая площадка может находиться в любом месте двора многоквартирного дома, вход в объект розничной торговли алкогольной продукцией не должен располагаться в пределах видимости лиц, находящихся в границах детской игровой площадки.
Вместе с тем, на имеющихся в деле фотографиях видно, что находясь на детской площадке можно увидеть вход в магазин, что является нарушением ч. 4 ст. 2 закона Белгородской области от 28.04.2016 N 71.
При этом апелляционный суд отклоняет доводы Общества о том, что вход в магазин не выходит на детскую площадку, а находится с другой стороны дома, как противоречащие материалам дела.
Следовательно, основания для признания незаконным решения Департамента экономического развития Белгородской области от 30.06.2017 № 336 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.03.2018 по делу №А08-7453/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО5
судьи Н.А. ФИО6
ФИО1