ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 января 2022 года Дело № А08-9574/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: ФИО1 – представитель по доверенности от 02.11.2021 № 14/04-МА/17853, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;
от АО «Лебединский ГОК»: ФИО2 – представитель по доверенности от 18.11.2020 № 165, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ; ФИО3 – представитель по доверенности от 13.01.2022 № 3, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего образования по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», паспорт РФ; ФИО4 – представитель по доверенности от 13.01.2022 № 4, сроком до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего образования по специальности «Маркшейдерское дело», паспорт РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 по заявлению АО «Лебединский ГОК» к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Лебединский ГОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 273 от 03.11.2020 о назначении административного наказания, которым АО "Лебединский ГОК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ, c назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800000 руб.Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 заявленные требования удовлетворены, постановление № 273 от 03.11.2020 признано незаконным и отменено полностью.Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ссылается на наличие в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку АО «Лебединский ГОК» осуществляет выборочную отработку месторождений полезных ископаемых, с нарушением положительного заключения государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71), протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп (п. 2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола), Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", которая может привести к сверхнормативным потерям при их добыче (с учетом пояснений административного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции). Также по мнению административного органа, графические схемы, представленные АО «Лебединский ГОК», не соответствуют имеющейся в деле проектной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу АО «Лебединский ГОК» обосновывает тот факт, что работы на АО «Лебединский ГОК» ведутся в соответствии с Техническим проектом разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов, выборочной (внепроектной) отработки и сверхнормативных потерь не зафиксировано, вывод административного органа о необходимости отработки единым карьером по периметру, содержащийся в постановлении № 273, построен на ошибочном толковании термина «единый карьер», отработка Южного участка Лебединского месторождения предусмотрена Техническим проектом в 3 этапе I очереди, начало которого запланировано на 2036 г., в связи с чем, в действиях АО «Лебединского ГОК» отсутствует объективная сторона вменяемого ему правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно утвержденному ежегодному плану проведения плановых проверок и на основании распоряжения от 17.09.2020 N Р-318 Управлением Росприроднадзора по Белгородской области с 24.09.2020 по 20.10.2020 в отношении АО "Лебединский ГОК" проведена плановая, выездная проверка.
Проверкой при рассмотрении плана развития горных работ на 2019 и 2020 года было установлено, что АО "Лебединский ГОК" отработка месторождения ведется с отклонениями от проектных решений, то есть не по периметру единым карьером, в частности Южный участок Лебединского месторождения не разрабатывается. Выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 20.10.2020 N 5/7167. Протокол составлен с участием представителя общества, о дате и месте составления протокола общество извещено.Постановлением Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 03.11.2020 N 273 АО "Лебединский ГОК" признано виновным в совершении административного правонарушения в области в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение правил пользования недрами в виде выборочной (внепроектной) отработки месторождений полезных ископаемых.Полагая, что постановление от 03.11.2020 является незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях АО "Лебединский ГОК" состава административного правонарушения по ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ.Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.Из постановления от 03.11.2020 N 273 следует, что АО "Лебединский ГОК" ведется отработка месторождения с отклонениями от проектных решений, то есть не по периметру единым карьером, поскольку установлено, что Южный участок Лебединского месторождения не разрабатывается.Указанные выводы административный орган сделал на основании Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденного в установленном порядке, с соблюдением условий лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, положительного заключения государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71- т. 2 л.д.156,164),, протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп (п. 2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола – т.4 л.д. 133,137).Согласно заключению государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71- т. 2 л.д.156,164) предусмотрено : горные работы по добыче неокисленных кварцитов развиваются по всему периметру карьера, развитие карьера по скальным горизонтам осуществляется по всему периметру карьера с углубкой до отм. минус 270.Из пункта 2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп (т.4 л.д.133,137) следует, что добыча полезных ископаемых из пород вскрыши на Лебединском и Стойло-Лебединском железнорудных месторождениях осуществляется одним карьером, расположенном в Губкинском районе Белгородской области. Проанализировав указанные документы, апелляционный суд соглашается с выводом суда области об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения по ст. 8.10 КоАП РФ, исходя из следующего. Отношения, возникающие в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункты 1, 7, 10 статьи 22 Закона о недрах).Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.Основные требования по рациональному использованию и охране недр определены в статье 23 Закона о недрах, к которым относится в том числе обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр, Согласно лицензии на пользование недрами БЕЛ 16056 ТЭ АО "Лебединский ГОК" имеет право осуществлять, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ними перерабатывающих производств на месторождениях федерального значения Лебединское и Стойло-Лебединское. К указанной лицензии приложением N 9 оформлено дополнение N 1 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, зарегистрированное 02.11.2017 N 5806 и приложением N 10 оформлено дополнение N 2 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, зарегистрированное 15.05.2018 N 5899 (т. 1 л.д. 34-44).Указанная лицензия зарегистрирована в Федеральном агентстве по недропользованию 28.04.2016 за N 6982/БЕЛ 16056 ТЭ и действует до 31.12.2035.В соответствии с частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ об административных правонарушениях выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ об административных правонарушениях, выражается в действиях, бездействиях, состоящих в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.Действительно, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр, каковым общество является в силу наличия у него лицензии на право пользования недрами, обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Между тем часть 1 статьи 8.10 Кодекса предусматривает ответственность не за все случаи возникновения сверхнормативных потерь при добыче, а именно за нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Cогласно п. 4.1.5 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ от 27.04.2016) недропользователем - АО "Лебединский ГОК" - осуществлено согласование и утверждение в установленном порядке Проектной документации "Технический проект разработки Лебединского и Стойло Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденной протоколом ЦКР ТПИ N 155/118-стп от 28.08.2018.Для исполнения обязанности по соблюдению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды АО "Лебединский ГОК" разработана «Оценка воздействия разработки месторождения на окружающую среду», которая выполнена в рамках технического проекта разработки месторождения. Технический проект прошел экологическую и государственную экспертизу: заключение экспертной комиссии государственной экологической утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 15.02.2019 №42 г.Белгород, и Положительным заключением государственной экспертизы ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» № в ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 утвержденным 29.05.2019.
В соответствии со ст. 29 Закона о недрах, предоставление недр в пользование разрешается после проведения государственной экспертизы их запасов.
Данная экспертиза проведена, что подтверждается протоколом Государственной комиссии № 5315 от 16.02.2018 (т. 1 л.д. 61).Также Заявителем утверждены нормативы потерь полезных ископаемых, что подтверждается протоколами заседания ЦКР-ТПИ Роснедр № 248/15-стп от 22.12.2015, № 155/18-стп от 28.08.2018 (т. 1л.д. 58- 60).Годовые планы развития горных работ, утвержденные в установленном порядке Верхне-Донским управлением Ростехнадзора (протокол № № 64 от 29.11.2018, № 41 от 09.07.2019 и № 74 от 02.12.2019, № 87 от 17.12.2020) устанавливают, что горные работы на АО «Лебединский ГОК» ведутся на основании планов развития горных работ, согласованных в установленном порядке, и «Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов». При этом отклонения от выполнения основных показателей не превышают установленную Техническим проектом норму ± 7% (стр. 10 Книги 1 Пояснительная записка 2862- ПЗ 3.1 Том 3.1) (т. 1 л.д. 133).Согласно годовой форме федерального государственного статистического наблюдения N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче" фактические потери не превысили нормативов, установленных Техническим проектом. Извлечение из недр составило 99,00 % и 98,95 % при норме 98,48 %. Выборочной отработки и сверхнормативных потерь не зафиксировано.
Указанные планы развития горных работ на 2019 год и на 2020 год, также подтверждают, что недропользователь своевременно предоставлял геологическую информацию в федеральный и территориальный фонд.
Доказательств необоснованных либо сверхнормативных потерь АО "Лебединский ГОК" запасов полезных ископаемых в материалы дела не представлено.
Горные работы в карьере ведутся поуступно на 24-х 15-ти метровых горизонтах (+75, +60 и т.д. до -280 м), и в 2019 и 2020 годах в южно-лебединском направлении работы проводились на нижних горизонтах (-30, -45, -60 м). Это также предусмотрено графической частью проекта.
Таким образом, при добыче норматив вовлечения в хозяйственный оборот полезного ископаемого, установленный технологическим проектом и являющийся обязательным для недропользователя, не ухудшен - общество обеспечило наиболее рациональное комплексное использование недр и наиболее полное извлечение из недр запасов полезного ископаемого по сравнению с техническим проектом, который для него имеет обязательный характер и является основанием для подготовки годовых планов развития горных работ (пункт 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2016 N 814). Нормативы потерь не превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем самостоятельно без согласования.
Доводы административного органа о необходимости отработки месторождения единым карьером по периметру, основаны на ошибочном толковании термина «единый карьер» и противоречат Техническому проекту.
Из информации, содержащейся в п. 2.2.1 «Заключения государственной экспертизы по подсчету запасов железорудного месторождения Лебединское в Белгородской области», утвержденного протоколом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых № 5315 от 16.02.2018; в п. 2.2 протокола ЦКР ТПИ №155/118-стп от 28.08.2018; на стр. 9 Технического проекта. Раздел 2 «Геологическое строение». Книга 1. Пояснительная записка. 2862-ПЗ 2.1. Том 2.1, следует, что на государственном балансе числятся два железорудных месторождения: Лебединское и Стойло-Лебединское. В геологическом плане месторождения представляют собой единое целое и отрабатываются единым карьером. Граница между ними условная и по сути является границей между участками одного месторождения, разведанными в разное время. Геологическое строение месторождений идентично. В этой связи было принято решение объединить Лебединское и Стойло-Лебединское месторождения в один объект – Лебединское месторождение
Таким образом, указанные документы содержат информацию об объединении в одно Лебединское месторождение двух месторождений: Лебединского и Стойло-Лебединского, однако не содержат указание на очередность отработки месторождения.
Кроме того, у АО "Лебединский ГОК" имеются утвержденные в установленном порядке планы развития горных работ в 2019 г. и в 2020 г., что подтверждает ведение работ по разработке месторождения в соответствии с Техническим проектом, утвержденным протоколом ЦКР ТПИ №155/118-стп от 28.08.2018 – т. 5 л.д.20-24).
Оценивая содержание указанных документов, судом апелляционной инстанции установлено, что граница Южного месторождения карьера не включена в работы, запланированные проектом в 2019 году.
представленные графические материалы фактического положения горных работ по состоянию на 01.10.2019 и 01.10.2020 указывают, что отклонений от проектных решений при фактическом развитии горных пород недропользователем допущено не было- т. 5 л.д. 21-23.
Довод административного органа об обязанности разработки АО "Лебединский ГОК" Южного участка месторождения в проверяемый период противоречит материалам дела.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, документом, определяющим порядок разработки месторождений, согласно ст. 23.2 Закона о недрах, является Технический проект, утвержденный в установленном порядке.
В соответствии с утвержденным техническим проектом отработка всех балансовых запасов объединенного Лебединского месторождения, утвержденных протоколом ГКЗ Ns 5315 от 16.02.2018 г в границах действующей лицензии БЕЛ 16056 ТЭ от 27.04.2016 г до 2329 года, осуществляется следующими очередями и этапами:
1 очередь (2019-2204 г.г.) - отработка запасов объединенного Лебединского месторождения открытым способом. I очередь состоит из трех этапов. Запасы полезных ископаемых по этапам представлены в таблице 3.26 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов" на стр. 65 Книги 1 Пояснительная записка 2862- ПЗ 3.1 Том 3.1);1 этап - 2019 - 2025 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 9, Книги 2 Графическая часть тома 3.2 2862- ПЗ 3.2., альбом 1 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов");2 этап - 2026 - 2035 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 33 тома 3.2 2862- ПЗ 3.2, альбом 2 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов");3 этап - 2036 - 2204 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 4-5 Книги 2 Графическая часть тома 3.2 2862- ПЗ 3.2 альбом 1 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов") (т. 1 л.д. 160-161).Все этапы отработки месторождения отражены и графических материалах, которые являются неотъемлемой частью Технического проекта. Графические материалы - основа для определения границ ведения горных работ и безопасного недропользования, что установлено действующим законодательством РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию". Постановление Правительства от 06.08.2015 г. N 814 "Об утверждении правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых").Очередность отработки балансовых запасов подтверждена, в том числе и в протоколе ЦКР ТПИ N 155/118-стп от 28.08.2018 (т. 1 л.д. 52).Отработка Южного участка Лебединского месторождения предусмотрена вышеуказанным проектом в 3 этапе 1 очереди - начиная с 2036 г. (что видно на графическом материале 2862-1210-ГО, л. 5 Книги 2 Графическая часть альбом 1 тома 3.2 2862- ПЗ 3,2) (т. 1 л.д. 161).Порядок производства горных работ в соответствии со ст. 24 Закона о недрах, с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. N 814 "Об утверждении правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых" (далее Постановление Правительства N 814) также должен определяться в соответствии с планами горных работ, составленными недропользователями и согласованными с Ростехнадзором,Согласно п. 3 Постановления Правительства N 814 планы развития горных работ определяют направления развития горных работ, условия, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи и переработки полезных ископаемых.План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ (п. 5 Постановления Правительства N 814).Пункт 19 Постановления Правительства РФ N 814 устанавливает, что одним из оснований для отказа в согласовании плана горных работ является несоблюдение условий лицензий на пользование недрами и положений технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.Требования к подготовке, содержанию и оформлению графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, в том числе в электронном виде, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр, а также требования к соблюдению условий безопасного недропользования устанавливаются органом государственного горного надзора.В настоящий момент такие требования установлены приказом Ростехнадзора от 29.09.2017 N 401 (далее - Требования).Пункт 3 Требований, также определяет, что планы развития горных работ (далее - планы) должны состоять из графической части и пояснительной записки с табличными материалами и подготавливаются на бумажном носителе и в электронном виде.Пункт 8 Требований устанавливает, что планы в отношении видов горных работ должны содержать мероприятия (производственные программы, планы, графики) в области промышленной безопасности, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, включая обоснования и технические (технологические) решения, которые должны обеспечивать в том числе, планомерность разработки месторождений полезных ископаемых и (или) их отдельных участков, исключающую выборочную разработку месторождения полезных ископаемых.Согласно пункту 13 Требований, графические материалы в зависимости от видов полезных ископаемых должны отображать направления развития работ, связанных с пользованием недрами, в планируемом периоде.Заявителем в установленном законодательством порядке разработаны и согласованы с Ростехнадзором планы развития горных работ на 2019 год и на 2020 год, что подтверждается Протоколами технических совещаний по рассмотрению планов развития горных работ Верхне-Донского управления Ростехнадзора N 64 от 29.11.2018, N 41 от 09.07.2019, и N 74 от 02.12.2019.В протоколах технических совещаний N 41 от 09.07.2019, N 74 от 02.12.2019, Верхне-Донским управлением Ростехнадзора прямо установлено, что горные работы на АО "Лебединский ГОК" ведутся на основании плана развития горных работ, согласованного в установленном порядке, и "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов" (т. 2 л.д. 37-64).Графические материалы планов развития горных работ имеют штамп "Согласовано" с указанием органа государственного горного надзора, принявшего соответствующее решение, а также номера и даты протокола рассмотрения, что соответствует п. 55 Требований (т. 2 л.д. 90-92).Из графических материалов планов развития горных работ следует, что отработка Южного борта в проверяемом периоде не осуществляется, что соответствует "Техническому проекту разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденному в установленном порядке, с соблюдением условий лицензии БЕЛ 16056 ТЭ.Кроме того, письмом от 23.04.2021 N ЕП-04-31/6166 Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) разъяснило, что Южный участок Лебединского месторождения в период 2019-2020 гг. не планируется к разработке, поскольку включен в разработку после 2036 года. Также Роснедра подтверждают, что АО "Лебединский ГОК" рационально осуществляет разработку месторождения.Таким образом, графические материалы утверждены в установленном порядке в составе Технического проекта и это не оспорено административным органом.
Следовательно, ссылка административного органа на то, что графические материалы не соответствуют текстовой части проектной документации, не имеет документального подтверждения.
В апелляционной жалобе административный орган также ссылается на протокол заседания центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 28.08.2018 № 155/18-стп.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, протокол ЦКР-ТПИ Роснедр от 28.08.2018 N 155/18-стп является организационно-распорядительным документом, в соответствии с которым, согласно абзацу 3 п. 20 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03,05.2010 г. N 118, комиссия принимает решение о согласовании проектной документации.Соответственно, данный протокол также не определяет порядок разработки месторождения.Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.Таким образом, технический проект является единственным документом, который определяет, как должно разрабатываться месторождение.Административный орган полагает, что протокол от 28.08.2018 №155/18-стп содержит календарный план добычных работ и не содержит сведений о конкретных участках месторождения полезных ископаемых.
При этом, в протоколе № 155\18-стп также имеется отсылка на Технический проект, а именно, указано: «В техническом проекте представлена генеральная схема отработки всех балансовых и части забалансовых запасов полезных ископаемых Лебединского месторождения до 2329 г. в границах лицензии БЭЛ 16056 ТЭ следующими очередями и этапами…» (т. 1 л.д. 52).
Таким образом, указанный протокол не устанавливает каких-либо обязательств для недропользователя по разработке месторождения, а отсылает к Техническому проекту и графическим материалам, входящим в состав Технического проекта.
Административный орган в оспариваемом постановлении указал, что нарушение по выборочной отработке подтвердилось при визуальном осмотре. Документального подтверждения, оформленного в установленном законом порядке, о результатах проведенного осмотра материалы не содержат. Каких-либо других документальных доказательств административным органом в подтверждение вины АО "Лебединского ГОКа" не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в связи с чем, постановление N 273 от 03.11.2020 подлежит отмене.Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи Е.А. Аришонкова
А.И. Протасов