ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-9574/20 от 18.01.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 января 2022 года Дело № А08-9574/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малиной Е.В.,

судей Аришонковой Е.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,

при участии:

от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: ФИО1 – представитель по доверенности от 02.11.2021 № 14/04-МА/17853, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;

от АО «Лебединский ГОК»: ФИО2 – представитель по доверенности от 18.11.2020 № 165, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ; ФИО3 – представитель по доверенности от 13.01.2022 № 3, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего образования по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», паспорт РФ; ФИО4 – представитель по доверенности от 13.01.2022 № 4, сроком до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего образования по специальности «Маркшейдерское дело», паспорт РФ.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 по заявлению АО «Лебединский ГОК» к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Лебединский ГОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 273 от 03.11.2020 о назначении административного наказания, которым АО "Лебединский ГОК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ, c назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 заявленные требования удовлетворены, постановление № 273 от 03.11.2020 признано незаконным и отменено полностью.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ссылается на наличие в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку АО «Лебединский ГОК» осуществляет выборочную отработку месторождений полезных ископаемых, с нарушением положительного заключения государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71), протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп (п. 2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола), Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", которая может привести к сверхнормативным потерям при их добыче (с учетом пояснений административного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции). Также по мнению административного органа, графические схемы, представленные АО «Лебединский ГОК», не соответствуют имеющейся в деле проектной документации.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «Лебединский ГОК» обосновывает тот факт, что работы на АО «Лебединский ГОК» ведутся в соответствии с Техническим проектом разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов, выборочной (внепроектной) отработки и сверхнормативных потерь не зафиксировано, вывод административного органа о необходимости отработки единым карьером по периметру, содержащийся в постановлении № 273, построен на ошибочном толковании термина «единый карьер», отработка Южного участка Лебединского месторождения предусмотрена Техническим проектом в 3 этапе I очереди, начало которого запланировано на 2036 г., в связи с чем, в действиях АО «Лебединского ГОК» отсутствует объективная сторона вменяемого ему правонарушения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно утвержденному ежегодному плану проведения плановых проверок и на основании распоряжения от 17.09.2020 N Р-318 Управлением Росприроднадзора по Белгородской области с 24.09.2020 по 20.10.2020 в отношении АО "Лебединский ГОК" проведена плановая, выездная проверка.

Проверкой при рассмотрении плана развития горных работ на 2019 и 2020 года было установлено, что АО "Лебединский ГОК" отработка месторождения ведется с отклонениями от проектных решений, то есть не по периметру единым карьером, в частности Южный участок Лебединского месторождения не разрабатывается. Выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 20.10.2020 N 5/7167. Протокол составлен с участием представителя общества, о дате и месте составления протокола общество извещено.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 03.11.2020 N 273 АО "Лебединский ГОК" признано виновным в совершении административного правонарушения в области в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение правил пользования недрами в виде выборочной (внепроектной) отработки месторождений полезных ископаемых.
Полагая, что постановление от 03.11.2020 является незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях АО "Лебединский ГОК" состава административного правонарушения по  ч. 1 cт. 8.10 КоАП РФ.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Из постановления от 03.11.2020 N 273 следует, что АО "Лебединский ГОК" ведется отработка месторождения с отклонениями от проектных решений, то есть не по периметру единым карьером, поскольку установлено, что  Южный участок Лебединского месторождения не разрабатывается.
Указанные выводы административный орган сделал на основании Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденного в установленном порядке, с соблюдением условий лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, положительного заключения государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71- т. 2 л.д.156,164),, протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп  (п. 2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола – т.4 л.д. 133,137).
Согласно заключению государственной экспертизы N ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 (страницы 63 и 71- т. 2 л.д.156,164) предусмотрено : горные работы по добыче неокисленных кварцитов развиваются по всему периметру карьера, развитие карьера по скальным горизонтам осуществляется по всему периметру карьера с углубкой до отм. минус 270.
Из пункта  2.1 Протокола, п. 3 стр. 12 протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 22.12.2015 N 248/15-стп (т.4 л.д.133,137) следует, что добыча полезных ископаемых  из пород вскрыши на Лебединском и Стойло-Лебединском железнорудных месторождениях осуществляется одним карьером, расположенном в Губкинском районе Белгородской области. 
Проанализировав указанные документы, апелляционный суд соглашается с выводом суда области об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения по ст. 8.10 КоАП РФ, исходя из следующего. 
Отношения, возникающие в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункты 1, 7, 10 статьи 22 Закона о недрах).
Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр определены в статье 23 Закона о недрах, к которым относится в том числе обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр, 
Согласно лицензии на пользование недрами БЕЛ 16056 ТЭ АО "Лебединский ГОК" имеет право осуществлять, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ними перерабатывающих производств на месторождениях федерального значения Лебединское и Стойло-Лебединское. К указанной лицензии приложением N 9 оформлено дополнение N 1 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, зарегистрированное 02.11.2017 N 5806 и приложением N 10 оформлено дополнение N 2 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, зарегистрированное 15.05.2018 N 5899 (т. 1 л.д. 34-44).
Указанная лицензия зарегистрирована в Федеральном агентстве по недропользованию 28.04.2016 за N 6982/БЕЛ 16056 ТЭ и действует до 31.12.2035.
В соответствии с частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ об административных правонарушениях выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ об административных правонарушениях, выражается в действиях, бездействиях, состоящих в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Действительно, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр, каковым общество является в силу наличия у него лицензии на право пользования недрами, обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Между тем часть 1 статьи 8.10 Кодекса предусматривает ответственность не за все случаи возникновения сверхнормативных потерь при добыче, а именно за нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.

Cогласно п. 4.1.5 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии БЕЛ 16056 ТЭ от 27.04.2016) недропользователем - АО "Лебединский ГОК" - осуществлено согласование и утверждение в установленном порядке Проектной документации "Технический проект разработки Лебединского и Стойло Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденной протоколом ЦКР ТПИ N 155/118-стп от 28.08.2018.

Для исполнения обязанности по соблюдению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды АО "Лебединский ГОК" разработана «Оценка воздействия разработки месторождения на окружающую среду», которая выполнена в рамках технического проекта разработки месторождения. Технический проект прошел экологическую и государственную экспертизу: заключение экспертной комиссии государственной экологической утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 15.02.2019 №42 г.Белгород, и Положительным заключением государственной экспертизы ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» № в ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 утвержденным 29.05.2019.

В соответствии со ст. 29 Закона о недрах, предоставление недр в пользование разрешается после проведения государственной экспертизы их запасов.

Данная экспертиза проведена, что подтверждается протоколом Государственной комиссии № 5315 от 16.02.2018 (т. 1 л.д. 61).
Также Заявителем утверждены нормативы потерь полезных ископаемых, что подтверждается протоколами заседания ЦКР-ТПИ Роснедр № 248/15-стп от 22.12.2015, № 155/18-стп от 28.08.2018 (т. 1л.д. 58- 60).
Годовые планы развития горных работ, утвержденные в установленном порядке Верхне-Донским управлением Ростехнадзора (протокол № № 64 от 29.11.2018, № 41 от 09.07.2019 и № 74  от 02.12.2019, № 87 от 17.12.2020) устанавливают, что горные работы на АО «Лебединский ГОК» ведутся на основании планов развития горных работ, согласованных в установленном порядке, и «Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов». При этом отклонения от выполнения основных показателей не превышают установленную Техническим проектом норму ± 7% (стр. 10 Книги 1 Пояснительная записка 2862- ПЗ 3.1 Том 3.1) (т. 1 л.д. 133).

Согласно годовой форме федерального государственного статистического наблюдения N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче" фактические потери не превысили нормативов, установленных Техническим проектом. Извлечение из недр составило 99,00 % и 98,95 % при норме 98,48 %. Выборочной отработки и сверхнормативных потерь не зафиксировано.

Указанные планы развития горных работ на 2019 год и на 2020 год, также подтверждают, что недропользователь своевременно предоставлял геологическую информацию в федеральный и территориальный фонд.

Доказательств необоснованных либо сверхнормативных потерь АО "Лебединский ГОК" запасов полезных ископаемых в материалы дела не представлено.

Горные работы в карьере ведутся поуступно на 24-х 15-ти метровых горизонтах (+75, +60 и т.д. до -280 м), и в 2019 и 2020 годах в южно-лебединском направлении работы проводились на нижних горизонтах (-30, -45, -60 м). Это также предусмотрено графической частью проекта.

Таким образом, при добыче норматив вовлечения в хозяйственный оборот полезного ископаемого, установленный технологическим проектом и являющийся обязательным для недропользователя, не ухудшен - общество обеспечило наиболее рациональное комплексное использование недр и наиболее полное извлечение из недр запасов полезного ископаемого по сравнению с техническим проектом, который для него имеет обязательный характер и является основанием для подготовки годовых планов развития горных работ (пункт 6 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2016 N 814). Нормативы потерь не превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем самостоятельно без согласования.

Доводы административного органа о необходимости отработки месторождения единым карьером по периметру, основаны на ошибочном толковании термина «единый карьер» и противоречат Техническому проекту.

Из информации, содержащейся в п. 2.2.1 «Заключения государственной экспертизы по подсчету запасов железорудного месторождения Лебединское в Белгородской области», утвержденного протоколом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых № 5315 от 16.02.2018; в п. 2.2 протокола ЦКР ТПИ №155/118-стп от 28.08.2018; на стр. 9 Технического проекта. Раздел 2 «Геологическое строение». Книга 1. Пояснительная записка. 2862-ПЗ 2.1. Том 2.1, следует, что на государственном балансе числятся два железорудных месторождения: Лебединское и Стойло-Лебединское. В геологическом плане месторождения представляют собой единое целое и отрабатываются единым карьером. Граница между ними условная и по сути является границей между участками одного месторождения, разведанными в разное время. Геологическое строение месторождений идентично. В этой связи было принято решение объединить Лебединское и Стойло-Лебединское месторождения в один объект – Лебединское месторождение

Таким образом, указанные документы содержат информацию об объединении в одно Лебединское месторождение двух месторождений: Лебединского и Стойло-Лебединского, однако не содержат указание на очередность отработки месторождения.

Кроме того, у АО "Лебединский ГОК" имеются утвержденные в установленном порядке планы развития горных работ в 2019 г. и в 2020 г., что подтверждает ведение работ по разработке месторождения в соответствии с Техническим проектом, утвержденным протоколом ЦКР ТПИ №155/118-стп от 28.08.2018 – т. 5 л.д.20-24).

Оценивая содержание указанных документов, судом апелляционной инстанции установлено, что граница Южного месторождения карьера не включена в работы, запланированные проектом в 2019 году.
представленные графические материалы фактического положения горных работ по состоянию на 01.10.2019 и 01.10.2020 указывают, что отклонений от проектных решений при фактическом развитии горных пород недропользователем допущено не было- т. 5 л.д. 21-23.

Довод административного органа об обязанности разработки АО "Лебединский ГОК" Южного участка месторождения в проверяемый период противоречит материалам дела.

Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, документом, определяющим порядок разработки месторождений, согласно ст. 23.2 Закона о недрах, является Технический проект, утвержденный в установленном порядке.

В соответствии с утвержденным техническим проектом отработка всех балансовых запасов объединенного Лебединского месторождения, утвержденных протоколом ГКЗ Ns 5315 от 16.02.2018 г в границах действующей лицензии БЕЛ 16056 ТЭ от 27.04.2016 г до 2329 года, осуществляется следующими очередями и этапами:

1 очередь (2019-2204 г.г.) - отработка запасов объединенного Лебединского месторождения открытым способом. I очередь состоит из трех этапов. Запасы полезных ископаемых по этапам представлены в таблице 3.26 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов" на стр. 65 Книги 1 Пояснительная записка 2862- ПЗ 3.1 Том 3.1);
1 этап - 2019 - 2025 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 9, Книги 2 Графическая часть тома 3.2 2862- ПЗ 3.2., альбом 1 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов");
2 этап - 2026 - 2035 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 33 тома 3.2 2862- ПЗ 3.2, альбом 2 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов");
3 этап - 2036 - 2204 г.г. (графически представлены на чертеже 2862-1210-ГО, л. 4-5 Книги 2 Графическая часть тома 3.2 2862- ПЗ 3.2 альбом 1 "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов") (т. 1 л.д. 160-161).
Все этапы отработки месторождения отражены и графических материалах, которые являются неотъемлемой частью Технического проекта. Графические материалы - основа для определения границ ведения горных работ и безопасного недропользования, что установлено действующим законодательством РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008  N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию". Постановление Правительства от 06.08.2015 г. N 814 "Об утверждении правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых").
Очередность отработки балансовых запасов подтверждена, в том числе и в протоколе ЦКР ТПИ N 155/118-стп от 28.08.2018 (т. 1 л.д. 52).
Отработка Южного участка Лебединского месторождения предусмотрена вышеуказанным проектом в 3 этапе 1 очереди - начиная с 2036 г. (что видно на графическом материале 2862-1210-ГО, л. 5 Книги 2 Графическая часть альбом 1 тома 3.2 2862- ПЗ 3,2) (т. 1 л.д. 161).
Порядок производства горных работ в соответствии со ст. 24 Закона о недрах, с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. N 814 "Об утверждении правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых" (далее Постановление Правительства N 814) также должен определяться в соответствии с планами горных работ, составленными недропользователями и согласованными с Ростехнадзором,
Согласно п. 3 Постановления Правительства N 814 планы развития горных работ определяют направления развития горных работ, условия, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи и переработки полезных ископаемых.
План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ (п. 5 Постановления Правительства N 814).
Пункт 19 Постановления Правительства РФ N 814 устанавливает, что одним из оснований для отказа в согласовании плана горных работ является несоблюдение условий лицензий на пользование недрами и положений технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.
Требования к подготовке, содержанию и оформлению графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, в том числе в электронном виде, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр, а также требования к соблюдению условий безопасного недропользования устанавливаются органом государственного горного надзора.
В настоящий момент такие требования установлены приказом Ростехнадзора от 29.09.2017 N 401 (далее - Требования).
Пункт 3 Требований, также определяет, что планы развития горных работ (далее - планы) должны состоять из графической части и пояснительной записки с табличными материалами и подготавливаются на бумажном носителе и в электронном виде.
Пункт 8 Требований устанавливает, что планы в отношении видов горных работ должны содержать мероприятия (производственные программы, планы, графики) в области промышленной безопасности, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, включая обоснования и технические (технологические) решения, которые должны обеспечивать в том числе, планомерность разработки месторождений полезных ископаемых и (или) их отдельных участков, исключающую выборочную разработку месторождения полезных ископаемых.
Согласно пункту 13 Требований, графические материалы в зависимости от видов полезных ископаемых должны отображать направления развития работ, связанных с пользованием недрами, в планируемом периоде.
Заявителем в установленном законодательством порядке разработаны и согласованы с Ростехнадзором планы развития горных работ на 2019 год и на 2020 год, что подтверждается Протоколами технических совещаний по рассмотрению планов развития горных работ Верхне-Донского управления Ростехнадзора N 64 от 29.11.2018, N 41 от 09.07.2019, и N 74 от 02.12.2019.
В протоколах технических совещаний N 41 от 09.07.2019, N 74 от 02.12.2019, Верхне-Донским управлением Ростехнадзора прямо установлено, что горные работы на АО "Лебединский ГОК" ведутся на основании плана развития горных работ, согласованного в установленном порядке, и "Технического проекта разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов" (т. 2 л.д. 37-64).
Графические материалы планов развития горных работ имеют штамп "Согласовано" с указанием органа государственного горного надзора, принявшего соответствующее решение, а также номера и даты протокола рассмотрения, что соответствует п. 55 Требований (т. 2 л.д. 90-92).
Из графических материалов планов развития горных работ следует, что отработка Южного борта в проверяемом периоде не осуществляется, что соответствует "Техническому проекту разработки Лебединского и Стойло - Лебединского месторождения железистых кварцитов", утвержденному в установленном порядке, с соблюдением условий лицензии БЕЛ 16056 ТЭ.
Кроме того, письмом от 23.04.2021 N ЕП-04-31/6166 Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) разъяснило, что Южный участок Лебединского месторождения в период 2019-2020 гг. не планируется к разработке, поскольку включен в разработку после 2036 года. Также Роснедра подтверждают, что АО "Лебединский ГОК" рационально осуществляет разработку месторождения.

Таким образом, графические материалы утверждены в установленном порядке в составе Технического проекта и это не оспорено административным органом.

Следовательно, ссылка административного органа на то, что графические материалы не соответствуют текстовой части проектной документации, не имеет документального подтверждения.

В апелляционной жалобе административный орган также ссылается на протокол заседания центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 28.08.2018 № 155/18-стп.

При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, протокол ЦКР-ТПИ Роснедр от 28.08.2018 N 155/18-стп является организационно-распорядительным документом, в соответствии с которым, согласно абзацу 3 п. 20 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03,05.2010 г. N 118, комиссия принимает решение о согласовании проектной документации.
Соответственно, данный протокол также не определяет порядок разработки месторождения.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Таким образом, технический проект является единственным документом, который определяет, как должно разрабатываться месторождение.

Административный орган полагает, что протокол от 28.08.2018 №155/18-стп содержит календарный план добычных работ и не содержит сведений о конкретных участках месторождения полезных ископаемых.

При этом, в протоколе № 155\18-стп также имеется отсылка на Технический проект, а именно, указано: «В техническом проекте представлена генеральная схема отработки всех балансовых и части забалансовых запасов полезных ископаемых Лебединского месторождения до 2329 г. в границах лицензии БЭЛ 16056 ТЭ следующими очередями и этапами…» (т. 1 л.д. 52).

Таким образом, указанный протокол не устанавливает каких-либо обязательств для недропользователя по разработке месторождения, а отсылает к Техническому проекту и графическим материалам, входящим в состав Технического проекта.

Административный орган в оспариваемом постановлении указал, что нарушение по выборочной отработке подтвердилось при визуальном осмотре. Документального подтверждения, оформленного в установленном законом порядке, о результатах проведенного осмотра материалы не содержат. Каких-либо других документальных доказательств административным органом в подтверждение вины АО "Лебединского ГОКа" не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в связи с чем, постановление N 273 от 03.11.2020 подлежит отмене.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2021 по делу №А08-9574/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Малина

Судьи Е.А. Аришонкова

А.И. Протасов