ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-1415/19 от 26.11.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-1415/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 25.07.2019), от заинтересованного лица – Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 31.05.2019 № 1/06-1109и), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2019 по делу № А09-1415/2019 (судья Мишакин В.А.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный дом» (далее – ООО «УК Уютный дом», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее – администрация) о признании недействительным предписания от 15.02.2019 № 109/2019.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2019 требования общества удовлетворены, предписание от 15.02.2019 № 109/2019 признано недействительным.

В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ООО «УК Уютный дом» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 № 1 и на основании договора от 01.11.2016 является управляющей организацией многоквартирного дома № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске.

Брянской городской администрацией на основании распоряжения от 14.02.2019 № 109/2019 (в редакции распоряжения от 14.02.2019 № 109-1/2019) в рамках муниципального жилищного контроля проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, по результатам которой составлен акт от 14.02.2019 № 109/2019 и выдано предписание от 15.02.2019 № 109/2019.

Данным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 19.02.2019 выполнить очистку внутридворового проезда многоквартирного дома № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске от снега и наледи (снежных наростов и наледи); осуществлять контроль за состоянием указанного проезда в период снегопадов, своевременно проводить работы по расчистке проезда.

Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд области пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласен суд апелляционной инстанции в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ определяет муниципальный жилищный контроль как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Брянской области от 08.04.2013 № 21-З «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области» муниципальный жилищный контроль на территории Брянской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, данным Законом и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, городского округа, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, определяются в соответствии с уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 3 названного Закона).

На основании пункта 1.3 Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.08.2013 № 1071, муниципальный жилищный контроль осуществляется от имени Брянской городской администрации ее структурным подразделением, уполномоченным муниципальным правовым актом на осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Брянска (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с федеральными законами, законами Брянской области, нормативными правовыми актами города Брянска, данным Порядком.

Уполномоченным органом муниципального жилищного контроля на территории города Брянска в соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 04.10.2013 № 2434-п, является отдел муниципального контроля Брянской городской администрации.

Отдел муниципального контроля Брянской городской администрации статуса юридического лица не имеет.

Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, положения статьи 20 ЖК РФ и иных актов об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.

Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме.

Такой вывод следует из буквального содержания части 1.1 статьи 20 ЖК РФ. Этот вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ.

Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Частью 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Брянская городская администрация, обосновывая правомочия на проведение спорной проверки, утверждает, что квартира № 79 в многоквартирном доме № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске является муниципальной собственностью.

В качестве документов, подтверждающих право собственности на указанное жилое помещение, представлены постановление администрации города Брянска от 17.05.1994 № 1117 «О муниципальной собственности города Брянска» с перечнем жилого фонда, нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, а также решение Малого Совета Брянского городского Совета народных депутатов от 24.02.2000 № 651 о приеме в муниципальную собственность г. Брянска жилых домов, в том числе дома № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав данные документы, приходит к выводу о том, что они не подтверждают наличие у муниципального образования «город Брянск» права собственности на вышеназванную квартиру, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

На основании абзаца второго пункта 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, относятся исключительно к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного управления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта, жилой дом № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске построен в 1994 году.

Постановлением от 17.05.1994 № 1117 «О муниципальной собственности города Брянска», изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265, утвержден перечень объектов жилого фонда, нежилых помещений, зданий, находящихся в муниципальной собственности города Брянска.

Многоквартирный жилой дом № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске в указанный перечень не вошел.

Кроме того, из положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не следует, что оно распространяет действие на объекты недвижимости, которые будут созданы в будущем, в период после 1991 года.

Данное Постановление определило критерии разграничения государственной собственности в отношении объектов, существовавших на момент его принятия, и не распространяется на объекты, созданные после 1991 года.

Принимая во внимание изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что муниципальное образование «город Брянск» приобрело право собственности на квартиру № 79 в вышеназванном жилом доме на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

31.01.1998 введен в действие Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), пунктом 2 статьи 4 которого предусматривалась обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Закона.

Срок создания системы учреждений юстиции по регистрации прав определен данным Законом до 01.01.2000 (пункт 2 статьи 33).

Пунктом 1 постановления администрации Брянской области от 09.11.1999 № 435 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация прав на недвижимость Брянским областным комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городах Брянске (кадастровый номер 28), Клинцы (кадастровый номер 30), Клинцовском районе (кадастровый номер 33) с 09.11.1999.

Из материалов дела усматривается, что решение Малого Совета Брянского городского Совета народных депутатов № 651 о приеме в муниципальную собственность г. Брянска жилых домов, в том числе дома № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске, принято 24.02.2000, то есть после введения в действие Закона № 122-ФЗ и даты, с которой начал осуществлять деятельность по обязательной государственной регистрации прав на недвижимость Брянский областной комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В этой связи, в силу прямого указания закона право собственности муниципального образования на вышеназванное жилое помещение подлежало обязательной государственной регистрации и может считаться возникшим только с момента такой регистрации.

Между тем, согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 19.08.2019 № 32/000/001/2019-75519, от 26.08.2019 № 32-0-1-96/4201/2019-4231, от 01.11.2019 № 32-0-1-23/4601/2019-20828 сведения о правообладателе квартиры № 79 в многоквартирном доме № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске в реестре отсутствуют.

На основании изложенного судебная коллегия находит не подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами наличие у муниципального образования «город Брянск» права собственности на указанное жилое помещение.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на договор социального найма жилого помещения от 05.03.2008 № 305 и выписку из реестра муниципального имущества от 25.10.2019 № 15053 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации не подтверждают наличие прав на недвижимое имущество.

В материалах дела также имеется письмо Бежицкой районной администрации города Брянска от 10.09.2019 № 11/03-1862, в котором указано, что договоры социального найма также заключены с гражданами, проживающими в квартирах №№ 31, 63, 109, 117 в доме № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске, однако, согласно представленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2019 № 32-0-1-23/4601/2019-20831, № 32-0-1-23/4601/2019-20837, № 32-0-1-23/4601/2019-20833, № 32-0-1-23/4601/2019-20834 собственниками названных жилых помещений являются физические лица, при этом их право собственности зарегистрировано задолго до проведения администрацией спорной проверки.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности администрацией наличия полномочий на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирного дома № 27 по ул. ФИО3 в г. Брянске и, как следствие, недействительности оспариваемого предписания от 15.02.2019 № 109/2019.

При этом суд также учитывает, что на территории Брянской области не принят закон, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ).

С учетом указанного, апелляционная коллегия судей не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2019 по делу № А09-1415/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Д.В. Большаков

Н.В. Еремичева

Е.В. Мордасов