ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-14594/17 от 16.08.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-14594/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) – Алексеева А.В. (доверенность от 29.12.2017 № 2.1-48/8804), в отсутствие истца – коллективного хозяйства «Серп и Молот» – колхоза (Брянская область, Суражский район, с. Влазовичи, ОГРН 1023201329854, ИНН 3229000373) и ответчиков – Влазовичской сельской администрации (Брянская область, Суражский район, с. Влазовичи, ОГРН 1053255031213, ИНН 3253001240), филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Брянское землеустроительное предприятие» (г. Брянск, ОГРН 1143256007498, ИНН 3257017900), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Влазовичской сельской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2018 по делу № А09-14594/2017 (судья Дюбо Ю.И.),

УСТАНОВИЛ:

коллективное хозяйство «Серп и Молот» – колхоз (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области), Влазовичской сельской администрации (далее – администрация) о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Брянская область, Суражский район, колхоз «Серп и Молот», с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:144, площадью 231 006 кв.м, 32:25:0380101:143, площадью 123 984 кв.м, 32:25:0380101:145 площадью 77 074 кв.м, 32:25:0380102:21, площадью 326 861 кв.м, 32:25:0380102:23, площадью 128 000 кв.м, 32:25:0380103:74 площадью 230 270 кв.м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью «Брянское землеустроительное предприятие».

Определением Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее Управление Росреестра по Брянской области).

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом заявлен отказ от исковых требований к ответчику – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2018 производство по делу в части требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области прекращено. В остальной части в иске отказано.

Судебный акт мотивирован недоказанностью наличия у истца имущественного интереса, подлежащего судебной защите применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 2 и 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и снятия спорных земельных участков с кадастрового учета на основании судебного акта.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Администрация указывает на то, что в силу пункта 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», снятие с кадастрового учета ранее учтенных до 01.03.2008 земельных участков, не имеющих правообладателя не носит заявительного характера и осуществляется органом регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем указание судом первой инстанции на то обстоятельство, что истцом не произведено обращение с соответствующим заявлением в Росреестр, является необоснованным.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области и Управление Росреестра по Брянской области в отзывах просили оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы.

В судебное заседание истец, администрация, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, а также позицию истца по апелляционной жалобе, выслушав представителя Управления Росреестра по Брянской области, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в 2007 году по заказу колхоза «Серп и Молот» было подготовлено землеустроительное дело по межеванию границ 20 земельных участков на площади 1 390 га из исходного земельного участка с кадастровым номером 32:25:0000000:107, земли сельскохозяйственного назначения. Данная площадь сложилась из площади земельных долей, по которым протоколом общего собрания собственников земельных долей по колхозу «Серп и Молот» было принято решение о передаче их в аренду.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра по состоянию на 29.12.2007 на кадастровый учет были поставлены как ранее учтенные земельные участки для сельскохозяйственного производства по адресу: Брянская область, Суражский район, колхоз «Серп и Молот», с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:144 площадью 231006 кв.м, 32:25:0380101:143 площадью 123 984 кв.м, 32:25:0380101:145 площадью 77 074 кв. м, 32:25:0380102:21 площадью 326 861 кв.м, 32:25:0380102:23 площадью 1 28 000 кв.м, 32:25:0380103:74 площадью 230 270 кв.м.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, представленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанных объектов.

Между администрацией (продавец) и истцом (покупатель) 09.06.2017 заключен договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя 47/286 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 13040080 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Брянская область, Суражский район, колхоз «Серп и Молот», кадастровый номер единого землепользования 32:25:0000000:107, принадлежащие продавцу на праве общей долевой собственности наосновании Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.01.2017, номер государственной регистрации права 32:25:0000000:107-32/013/2017-1.

Для образования земельного участка путем выдела в счет земельных долей в праве общей собственности, истец заключил договор на выполнение кадастровых работ в связи с выделением земельного участка и подготовке проекта межевого плана и межевого плана земельного участка с ООО «Брянское землеустроительное предприятие» (кадастровый инженер Беликова О.Г.).

Согласно проекту межевого плана, намечено выделить один многоконтурный земельный участок 32625:0000000:ЗУ1 состоящий из 6 контуров общей площадью 1069500 кв.м, который укладывается в границы ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков, право на которые не зарегистрировано, с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74.

Ссылаясь на то, что без снятия с кадастрового учета вышеуказанных ранее учтенных земельных участков, преобразование этих земельных участков в счет земельных долей с постановкой на кадастровый учет образуемого земельного участка 32625:0000000:ЗУ1 общей площадью 1 069 500 кв.м и регистрацией права в установленном порядке будет невозможно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая исковые требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату подачи рассматриваемого иска) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) (утратила силу с 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 указанного Закона.

Частью 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ (утратила силу с 01.01.2017) установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона № 221-ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона № 221-ФЗ (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.

Материалами дела установлено, что спорным земельным участкам с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74, присвоен статус «ранее учтенный» на основании статьи 45 Закона № 221-ФЗ в связи с его постановкой на кадастровый учет до вступления в силу данного закона – 29.12.2007, что не подтверждает временность характера сведений о них, либо иной особый статус.

Согласно части 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.

Приведенные выше ранее действующие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.

Аналогичная позиция изложена в пункте 25 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона № 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могли быть исключены (аннулированы) из государственного кадастра лишь в случае, если по прошествии пяти лет с момента постановки его на учет не имеется зарегистрированных прав на этот участок и при условии отсутствия иных притязаний (споров о правах) в отношении такого участка.

Как верно установлено судом первой инстанции, по истечении пяти лет с даты внесения записи в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74 (29.12.2007) государственная регистрация права на них не осуществлена, споры относительно принадлежности этих земельных участков отсутствуют.

Вместе с тем 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), который согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования,а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).

Соответствующие изменения о ведении порядка государственного кадастрового учета с 01.01.2017 внесены также в Закон № 221-ФЗ, который с указанной даты именуется Законом о кадастровой деятельности и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

При этом пункту 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

В силу пункта 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 года, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943), в зависимости от наличия в Государственном кадастре недвижимости сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в Государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре прав сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Данная норма применяется при отсутствии правового интереса землепользователей в оформлении прав на землю, чего в данном случае не усматривается, требует обращения в органы кадастрового учета, а также соблюдения процедуры, установленной пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, чего истцом произведено не было.

Из материалов дела усматривается, что в Едином государственном реестре недвижимости содержаться сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74. Указанные земельные участки образованы путем выдела в счет условных земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 32:25:0000000:107 (Брянская область, Суражский район, колхоз «Серп и Молот») на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 12.12.2007, протокола общего собрания собственников земельных долей по колхозу «Серп и Молот» от 22.05.2007, списка арендодателей к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности от 22.05.2007 и описания земельных участков от 26.09.2007. Сведения о регистрации образуемых земельных участках с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74 отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. В рамках исполнения пункта 1 части 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2015 № 943, собственникам земельных долей направлены уведомления. В случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут предоставлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

С учётом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении ранее учтенными земельными участками с кадастровыми номерами: 32:25:0380101:143, 32:25:0380101:144, 32:25:0380101:145, 32:25:0380102:21, 32:25:0380102:23 и 32:25:0380103:74, во внесудебном порядке.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу онедоказанности наличия у истца имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статей 2, 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2018 по делу № А09-14594/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Заикина

М.М. Дайнеко

Е.В. Рыжова