ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-1596/2022 от 28.09.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-1596/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фахреевой Д.Р., в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Барабанова Дмитрия Александровича, заинтересованного лица Брянской городской администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2022 по делу № А09-1596/2022 (судья Фролова М.Н.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Барабанов Дмитрий Александрович (г. Брянск, ОГРНИП 304325528800498, ИНН 323212378150) (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 08.02.2022 № 343-п «О прекращении действия паспорта временного объекта от 16.01.2020 № С-009/20, выданного ИП Барабанову Д.А. (адресный ориентир: Советский район, пр-т Ленина, о/д 6 (ТЦ «Родина).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2022 заявление предпринимателя удовлетворено, постановление администрации от 08.02.2022 № 343-п «О прекращении действия паспорта временного объекта от 16.01.2020 № С-009/20, выданного ИП Барабанову Д.А. (адресный ориентир: Советский район, пр-т Ленина, о/д 6 (ТЦ «Родина) признано недействительным, с администрации в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Не согласившись с данным решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции указывает на неоднократное нарушение предпринимателем правил осуществления торговой деятельности.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит в ее удовлетворении отказать.

Определением заместителя председателя суда в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Тимашковой Е.Н. на судью Мордасова Е.В., в связи с чем рассмотрение жалобы произведено с самого начала вновь сформированным составом суда.

В рамках исполнения определения суда апелляционной инстанции от 29.08.2022 представитель управления направил ходатайства о приобщении к материалам дела копий следующих документов: письма управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 16.12.2021 № 5368/08, протокола об административном правонарушении от 29.10.2020 № 361, постановления мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г.Брянска от 15.02.2020 по делу № 5-729/2020, решения Советского районного суда г. Брянска от 01.04.2021 по делу № 12-155/2021, протокола № 100 об административном правонарушении от 29.03.2021, постановления мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г.Брянска от 14.07.2021 по делу № 5-260/2021, решения Советского районного суда г. Брянска от 15.09.2021 по делу № 12-665/2021, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления.

Поскольку данные документы представлены во исполнение определения суда, то суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 200 АПК РФ, статьей 268 АПК РФ, удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил названные документы к материалам дела.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ИП Барабанов Д.А. на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта (киоск) по адресу: г. Брянск, Советский район, пр-т Ленина, о/д 6 (ТЦ «Родина»), место в схеме № 25.9.

Брянской городской администрацией предпринимателю выдан паспорт временного объекта от 16.01.2020 № С-009/20, специализация: печатная продукция, сроком до 15.01.2025.

От управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее – управление потребительского рынка Брянской области) 16.12.2021 поступило письмо с приложением копии постановления мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г.Брянска от 14.07.2021 по делу № 5-260/2021, в соответствии с которым ИП Барабанов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно установлен факт реализации предпринимателем алкогольной продукции (пива и пивных напитков) в нестационарном торговом объекте по адресу: г. Брянск, Советский район, пр-т Ленина, о/д 6.

На основании указанного письма и постановлений, решений судов, а также протоколов об административном правонарушении управления потребительского рынка Брянской области администрацией принято постановление от 08.02.2022 № 343-п, которым было прекращено действие паспорта временного объекта от 16.01.2020 № С-009/20, выданного ИП Барабанову Д.А.

Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 (далее – Положение № 803).

Согласно пунктам 1.4., 1.5 Положения № 803 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе. Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право па размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения№ 803).

В пунктах 4.4, 4.5 Положения № 803 закреплено, что владелец нестационарного торгового объекта на протяжении всего срока эксплуатации нестационарного торгового объекта обязан эксплуатировать нестационарный торговый объект в соответствии с паспортом временного объекта и заявленными на конкурсе условиями.

В силу пункта 5.1 Положения № 803 действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; приостановления деятельности владельца нестационарного торгового объекта по решению надзорного и (или) контролирующего органа; невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта, предусмотренных настоящим Положением.

Действие паспорта временного объекта прекращается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; невыполнения владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки; неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта; прекращения владельцем нестационарного торгового объекта в установленном законом порядке своей деятельности; неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) настоящим Положением, что подтверждено соответствующими актами проверок; истечения срока действия паспорта временного объекта; исключения нестационарного торгового объекта из Схемы (пункт 5.2 Положения № 803).

Согласно пункту 5.3 Положения № 803 приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке.

Постановлением администрации от 21.06.2013 № 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска ( далее – Положение № 1550) .

Пунктом 3 указанного Положения определено, что действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях, установленных пунктом 5.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

К требованиям по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта в соответствии с разделом 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов относятся: отсутствие помех основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды территорий, на которых размещается нестационарный торговый объект; соответствие места фактического размещения владельцем нестационарного торгового объекта месту, определенному Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 N 781, и паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем на основании и в соответствии с паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем в соответствии с заявленными на конкурсе условиями; соответствие внешнего вида нестационарного торгового объекта архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации.

Выявление фактов нарушения обязательных требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения контрольных мероприятий, в том числе муниципального контроля в области торговой деятельности, уполномоченными на то органами, по результатам которых составляются акты проверок, являющиеся основанием для принятия решения о приостановлении действия паспорта временного объекта.

В случае невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта приостановление действия паспорта временного объекта производится на срок, не превышающий одного месяца.

Действие приостановленного паспорта возобновляется уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление его действия.

Неустранение таких причин в течение установленного срока является основанием для принятия решения о прекращении действия паспорта временного объекта.

Пунктом 4 указанного Положения № 1550 определено, что действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в частности, неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

Решение о прекращении действия паспорта временного объекта принимается в течение пяти рабочих дней со дня наступления оснований для такого прекращения, а в случае невозможности установления такого дня – со дня их выявления (поступления документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, влекущих прекращение действия паспорта временного объекта).

Нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, должны быть подтверждены соответствующими актами проверок либо иными документами, составляемыми в процессе осуществления надзорной и контролирующей деятельности уполномоченными на то органами.

В целях обеспечения своевременного выявления фактов нарушения требований, являющихся основаниями для приостановления либо прекращения действия паспорта временного объекта, управление по строительству и развитию территории города Брянска ежегодно в срок до 1 сентября представляет в уполномоченный орган на проведение муниципального контроля в области торговой деятельности предложения по включению в ежегодный план проведения плановых проверок владельцев нестационарных торговых объектов с учетом Схемы и выданных паспортов временных объектов (пункт 5 Положения № 1550).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в управление по строительству и развитию территории города Брянска поступило письмо управления потребительского рынка Брянской области, в котором до администрации доведены сведения об имеющемся постановлении мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г. Брянска от 14.07.2021 по делу № 5-260/2021, в соответствии с которым ИП Барабанов Д.А. вследствие нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно установлен факт реализации предпринимателем алкогольной продукции (пива и пивных напитков) в нестационарном торговом объекте по адресу: г. Брянск, Советский район, пр-т Ленина, о/д 6.

Вместе с тем согласно паспорту временного объекта от 16.01.2020 № С-009/20, выданного ИП Барабанову Д.А., указанный объект имеет специализацию – печатная продукция.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, основанием для прекращения действия паспорта временного объекта, выданного ИП Барабанову Д.А., послужило нарушение предпринимателем правил эксплуатации торгового объекта.

Из оспариваемого постановления администрации от 08.02.2022 следует, что основанием для прекращения действия паспорта временного объекта, выданного ИП Баранову Д.А. послужило письмо управления потребительского рынка по Брянской области, а также протокол об административном правонарушении от 29.10.2020 № 361, протокола управления № 100 об административном правонарушении от 29.03.2021, постановление мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г.Брянска от 15.02.2020 по делу № 5-729/2020, решение Советского районного суда г. Брянска от 01.04.2021 по делу № 12-155/2021, постановление мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного районного суда г.Брянска от 14.07.2021 по делу № 5-260/2021, решение Советского районного суда г. Брянска от 15.09.2021 по делу № 12-665/2021, представленных Советской районной администрацией города Брянска письмом от 22.12.2021 № 931, что расценено администрацией как неоднократное нарушение владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

При этом судом первой инстанции правомерно указано, что акты планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка заявителю не вручались, иные проверки не проводились, предписание об устранении выявленных нарушений предпринимателю не выдавалось, отсутствие в оспариваемом постановлении конкретных нарушений требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта лишало заявителя возможности устранить такие нарушения в период приостановления действия паспорта временного объекта либо представить свои мотивированные возражения об отсутствии нарушений.

По справедливому суждению суда, вопреки позиции апеллянта, администрацией нарушен порядок, установленный Положением о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта, поскольку выявленное уполномоченным органом нарушение правил эксплуатации торгового объекта являлось основанием для приостановления действия паспорта временного объекта.

И, лишь, в случае невыполнения владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки администрация вправе прекратить действие паспорта временного объекта.

Поскольку в силу пункта 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и пункта 4 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта в случае невыполнения владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки, действие паспорта временного объекта прекращается, отсутствие в оспариваемом постановлении указаний на конкретные нарушения, подлежащие устранению, фактически предрешает вопрос о прекращении действия паспорта временного объекта.

Между тем сами по себе протоколы об административных правонарушений не могут свидетельствовать об имеющихся нарушениях владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности и других требований, установленных действующим законодательством.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в абзац 6 пункта 5.2 раздела 5 Положения № 803 внесены изменения от 29.06.2022 в следующей редакции «неоднократного нарушения владельцем нестационарного объект или лицом, осуществляющим в нем деятельность, обязательных требований в области торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством, что подтверждено вступившими в законную силу постановлениями о назначении административного наказания». Данная редакция абзаца 6 пункта 5.2 раздела 5 Положения № 803 действует с 01.07.2022. Оспариваемый приказ издан 08.02.2022.

Следовательно, положения данной нормы не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку обратной силы не имеют.

Вместе с тем администрацией в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены документы, подтверждающие соблюдение Порядка приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта.

Иных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность прекращения действия паспорта временного объекта 16.01.2020 № С-009/20, не представлено.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2022 по делу № А09-1596/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Н. Стаханова

Судьи

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов