ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-17180/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нещадим А.Э., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие ответчика – управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), третьего лица – Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобууправления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2018 по делу № А09-17180/2017 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Русинвест» (далее – ООО «Русинвест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с требованиями к управлению по строительству и развитию территории города Брянска (далее – управление, ответчик) о признании недействительным паспорта временного объекта от 08.12.2017 № С-0046/17, выданного в отношении торгового киоска, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Калинина, о\д 101, в части указания на титульном листе, в разделе о наименовании объекта, сведений: «место в Схеме № 15.1 (решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, утратило силу)»; на втором листе, в разделе согласования надзорных служб, сведений: «Управление по строительству и развитию территории города Брянска № 3930 от 16.03.2017 отрицательное»; на третьем листе сведений: «Паспорт временного объекта действителен до 20.06.2018», «Место № 15.1 было предусмотрено решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, которое в настоящее время утратило силу. В настоящее время на данной территории проведены работы по благоустройству. Согласно архитектурно-художественной концепции размещение каких-либо нестационарных торговых объектов в данном месте не предусмотрено».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская городская администрация.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2018 требования удовлетворены, на управление возложена обязанность в десятидневный срок выдать обществу паспорт временного объекта, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Калинина, н\д 101, без включения недействительных сведений и установлением пятилетнего срока действия паспорта временного объекта со дня его выдачи.
Не согласившись с решением суда, управление по строительству и развитию территории города Брянска и Брянская городская администрация обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывают на то, что спорная информация, содержащаяся в паспорте временного объекта, носит исключительно разъясняющий характер с учетом действия (утраты силы) нормативных актов на дату выдачи паспорта. Полагают, что включение в паспорт таких сведений не затрагивает права и законные интересы заявителя.
От ООО «Русинвест» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество по доводам жалобы возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление по строительству и развитию территории города Брянска и Брянская городская администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2013 году Брянской городской администрацией объявлен конкурс на право размещения нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, в том числе в отношении места № 15.1 (ул. Калинина, н/д 101-киоск).
На участие в конкурсе в отношении места № 15.1 поданы заявки ИП ФИО2 и ООО «Русинвест».
По результатам оценки и сопоставления заявок и прилагаемым к ним документам, при равном количестве баллов, победителем признана ИП ФИО2
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2017 по делу № А09-13001/2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, действия Брянской городской администрации, выразившиеся в признании ИП ФИО2 победителем конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <...> н/д 101 (место № 15.1) в соответствии с извещением от 11.01.2013, результаты которого отражены в протоколе заседания по проведению повторного конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска от 24.05.2013 и протоколе повторно проведенного конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска от 23.08.2013, признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность в тридцатидневный срок устранить выявленное нарушение посредством признания ООО «Русинвест» победителем конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <...> н/д 101 (место № 15.1) и выдачи паспорта временного объекта с местом размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <...> н/д 101.
Во исполнение решения суда заявителю 08.12.2017 выдан паспорт временного объекта № С-0046/17.
На титульном листе паспорта, в разделе «Наименование объекта», помимо сведений о виде нестационарного торгового объекта (торговый киоск), было указано следующее: «место в Схеме № 15.1 (решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 №781, утратило силу)».
На втором листе паспорта, в разделе «Согласования надзорных служб», содержались сведения об отрицательном согласовании управлением по строительству и развитию территории города Брянска («№ 3930 от 16.03.2017 отрицательное»).
На третьем листе паспорта отражено, что он действителен до 20.06.2018, а также то, что место № 15.1 было предусмотрено решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, которое утратило силу, и в настоящее время на данной территории проведены работы по благоустройству и согласно архитектурно-художественной концепции размещение каких-либо нестационарных торговых объектов в данном месте не предусмотрено.
ООО «Русинвест», полагая, что включение вышеуказанных сведений в паспорт временного объекта незаконно, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) одной из его целей является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связей, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьей 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1).
При этом органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры (подпункт «д» пункта 4 статьи 15 Закона № 381-ФЗ).
Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, на территории города Брянска регулируется Положением о порядке размещения нестационарных объектов на территории г. Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 (далее – Положение № 803).
Пунктом 3.1 Положения № 803 (в редакции, действующей на момент подведения итогов конкурса) определено, что лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, в установленном данным Положением порядке на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
Оформленный паспорт временного объекта выдается заявителю лично (руководителю организации, если заявителем является юридическое лицо) либо уполномоченному лицу под расписку на платной основе согласно утвержденным Брянской городской администрацией тарифам (пункт 3.2 Положения № 803).
В силу пункта 3.4 Положения № 803 в паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 данного Положения, владелец нестационарного торгового объекта – победитель конкурса (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта.
Согласно пункту 3.8 Положения № 803 период функционирования нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов)) для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению составляет 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта.
Постановлением Брянской городской администрацией от 30.07.2012 № 1874-п утверждена форма паспорта временного объекта, то есть его графическое отображение и состав сведений, подлежащих указанию в паспорте.
Приложением к постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2012 № 1874-п (в редакции на момент подведения итогов конкурса) определено, что паспорт временного объекта должен содержать наименование объекта, адресный ориентир, сведения о владельце (наименование, ФИО, адрес, паспортные данные предпринимателя), сведения о согласовании надзорных служб, срок действия паспорта.
Также паспорт должен содержать графические материалы по внешнему виду объекта и схему его размещения.
Постановлением Брянской городской администрации от 07.02.2014 № 261-п внесены изменения в постановление от 30.07.2012 № 1874-п, согласно которым на последней странице паспорта указываются сведения об основании выдачи паспорта (выписка из протокола заседания конкурсной комиссии), а также сведения об утверждении места размещения объекта решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска».
Из представленного в материалы дела паспорта временного объекта от 08.12.2017 № С-0046/17 видно, что в разделе «Наименование объекта», помимо сведений о наименовании (торговый киоск), содержится информация о месте в Схеме № 15.1, предусмотренном решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, которое утратило силу.
Аналогичные данные имеются на третьей странице паспорта с дополнением о проведении работ по благоустройству территории и недопустимости размещения на ней нестационарных торговых объектов.
Проанализировав вышеуказанные сведения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что их наличие в паспорте временного объекта от 08.12.2017 № С-0046/17 не соответствует требованиям постановления Брянской городской администрации от 30.07.2012 № 1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта».
При этом суд справедливо указал, что содержащиеся в паспорте сведения о недопустимости размещения каких-либо нестационарных торговых объектов по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Калинина, н\д дома 101, как не предусмотренных, не соответствуют Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405, допускающей в настоящее время установку субъектами малого предпринимательства торгового киоска по вышеуказанному адресу (пункт 9 раздела «Киоски» «по Советскому району» Схемы).
Кроме того, паспорт нестационарного торгового объекта подлежал выдаче ООО «Русинвест» на основании вступившего в законную силу решения суда для целей восстановления прав заявителя, нарушенных Брянской городской администрацией при подведении итогов конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов в 2013 году, а, следовательно, должен содержать информацию по состоянию на 2013 год и не включать сведения о прекращении действия нормативных актов на момент его фактической выдачи.
В разделе паспорта «Согласования надзорных служб» отражена информация об отрицательном согласовании со стороны управления по строительству и развитию территории города Брянска.
Между тем, управлением в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств наличия такого отрицательного согласования, а, следовательно, законности включения в состав паспорта указанных сведений.
Довод управления о том, что в ходе судебного разбирательства названные сведения были исключены из паспорта, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на пункт 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Суд области также пришел к правомерному выводу о недействительности паспорта в части установления срока его действия до 20.06.2018.
Как указывалось выше, период функционирования киосков для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению составляет 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта (пункт 3.8 Положения № 803).
Паспорт временного объекта № С-0046/17 выдан обществу 08.12.2017. Соответственно, установление срока его действия до 20.06.2018 (менее 5 лет) противоречит требованиям вышеприведенной нормы права.
Ссылка заявителей жалобы на то, что указанная в паспорте торгового объекта спорная информация носит исключительно разъясняющий характер, отклоняется апелляционным судом, поскольку наличие в паспорте нормативно не предусмотренных и недостоверных по содержанию сведений создает обществу препятствия для размещения торгового объекта и ставит под сомнение законность его нахождения на соответствующей территории, а потому нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта.
Доводы заявителей апелляционной жалобы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2018 по делу № А09-17180/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Брянской городской администрации и управления по строительству и развитию территории города Брянска – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.В. Большаков
Судьи
Е.В. Мордасов
В.Н. Стаханова