ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-4043/2021 от 20.04.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело А09-4043/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от истца – департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 3-2), от ответчика – сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива «Сбытпродукт» (Брянская область, Стародубский район, с. Меленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 04.06.2021), ФИО3, ранее не участвовавшая в деле, не допущена в качестве представителя сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива «Сбытпродукт» ввиду непредставления документов, подтверждающих ее полномочия, в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице контрольно-ревизионного управления администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива «Сбытпродукт» на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2021 по делу № А09-4043/2021 (судья Петрунин С.М.),

УСТАНОВИЛ:

департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому (торговому) кооперативу «Сбытпродукт» (далее – СПСК «Сбытпродукт», кооператив, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 10 196 000 руб., полученных в качестве гранта на «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация губернатора Брянской области и правительства Брянской области в лице контрольно-ревизионного управления администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, СПСК «Сбытпродукт» обжаловал его в апелляционном порядке. Полагает, что проведение управлением проверки целей использования средств гранта до истечения установленного соглашением срока его использования неправомерно. Указывает, что приобретенный в целях исполнения требований гранта объект недвижимости – административное здание был приобретен в составе единого имущественного комплекса, а впоследствии 24.05.2021 назначение указанного здания было изменено на «склад», то есть приведено в соответствие с целевым назначением использования бюджетных средств, что не было учтено судом. Отмечает, что кооперативом в целях исполнения требований гранта были заключены договоры на поставку сельскохозяйственной техники с ООО «АгроСнабжение», однако, не исполнены последним ввиду признания его банкротом; следовательно, в неисполнении обязательств ООО «АгроСнабжение» вина кооператива отсутствует.

Департамент и управление возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.

Управление представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 23.12.2019 в департамент поступила заявка СПСК «Сбытпродукт» на участие в конкурсном отборе сельскохозяйственных потребительских кооперативов на право предоставления гранта.

Протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов на право предоставления грантов от 25.12.2019 № 3 принято решение признать СПСК «Сбытпродукт» участником мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» и установить размер предоставляемого гранта СПСК «Сбытпродукт» в размере 20 000 000 руб.

Приложением к приказу департамента от 26.12.2019 № 435 о перечислении средств, полученных из областного бюджета на финансирование мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» в 2019 году СПСК «Сбытпродукт» установлено распределение средств в размере 20 000 000 руб.

Между департаментом и СПСК «Сбытпродукт» заключено соглашение от 25.06.2019 № 1 о предоставлении субсидии (гранта) из областного бюджета на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Согласно пункту 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии (далее – грант) в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов»; в целях исполнения получателем плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования.

Пунктом 3.1.1 соглашения установлено, что грант предоставляется в соответствии с порядком предоставления субсидии на основании решения конкурсной комиссии, осуществляющей рассмотрение документов, представленных претендентами на получение гранта, и принявшей положительное решение о его предоставлении, на цели, указанные в разделе 1 данного соглашения.

Получатель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов (пункты 3.13, 4.5.4 соглашения).

Пунктом 1.3 подраздела 5.3.10 приложения 3 приложения 7 к постановлению правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (далее – Постановление № 18-п) установлены направления расходования средств гранта, в том числе, приобретение, строительство, ремонт, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Подпунктом «г» пункта 5.1 подраздела 5.3.10 приложения 3 приложения 7 к указанному Постановлению определено, что в случае использования гранта (части гранта) на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки получатели грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сроки, установленные соглашением, заключенным с департаментом, направляют в департамент документы о целевом использовании полученных ими грантов:

копии договоров на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров;

копии документов, подтверждающих оплату специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров (копии платежных поручений, квитанции к приходным кассовым ордерам, копии чеков);

Копии платежных документов (иных банковских документов), выписка из ссудного счета за дату погашения заверяются кредитной организацией, в которой произведены финансовые операции.

Ответственность за достоверность представляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами документов, подтверждающих целевое использование грантов, несут СПоК, являющиеся получателями средств.

Ответственность за целевое использование бюджетных средств несут СПоК, являющиеся получателями средств.

Согласно пункту 3.3 соглашения грант подлежит казначейскому сопровождению в порядке, определенном Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и в плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и в плановый период 2020 и 2021 годов».

Получатель обязан представлять в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные порядком санкционирования целевых средств (пункт 3.4.7 соглашения).

В силу пункта 4.1.7 соглашения департамент обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Порядком предоставления субсидии и соглашением.

Согласно пункту 16 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителями Брянской области контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент.

Пунктом 13 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителями Брянской области предусмотрено, что в случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий в текущем финансовом году, возврат субсидий осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств – департамента.

В соответствии с пунктом 17 Порядка проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими субсидии, осуществляют департамент и органы государственного финансового контроля.

Управлением в соответствии с приказом администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 01.12.2020 № 518-пр (в редакции приказов администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 11.12.2020 № 546-пр, от 22.01.2021 № 38-пр) «О назначении внеплановой выездной проверки» в период с 03.12.2020 по 28.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка по теме «Проверка осуществления расходов бюджета Брянской области на реализацию мероприятия «Развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы), утвержденной постановлением правительства Брянской области от 26.12.2016 № 729-п, и мероприятия «Развитие материально- технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» ведомственного проекта «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы), утвержденной постановлением правительства Брянской области от 30.012019 № 18-п», в департаменте сельского хозяйства Брянской области за 2018 год – истекший период 2020 года, по результатам которой составлен акт от 28.01.2021.

В ходе проверки управлением в отношении СПСК «Сбытпродукт» установлены следующие нарушения:

– в нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 1.3 порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы в 2019 году, пункта 1.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на развитие материально-технической базы от 25.12.2019 № 1 СПСК «Сбытпродукт» в 2020 году допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 392 400 руб. по КБК 817 0405 171B3K.5430632 (19-В08) (за счет средств федерального бюджета – 361 008 руб., за счет средств областного бюджета – 31 392 руб.), выразившееся в направлении средств гранта на приобретение административного здания-конторы и земельного участка под ним, не являющегося производственным объектом по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

– в нарушение пункта 10 приказа Минфина России от 11.12.2018 № 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» кооперативом осуществлено неправомерное перечисление средств гранта в сумме 9 803 600 руб. (60 % за счет средств гранта) за фактически недоставленный товар, а именно в ходе проведенного 15.01.2021 осмотра установлено, что оборудование и транспортные средства, приобретенные СПСК «Сбытпродукт» по договорам купли-продажи от 24.04.2020 №№ 251/20, 254/20, 076/20, заключенным с ООО «Агроснабжение» (г. Орел) отсутствуют, а именно: автомобиль фургон рефрижератор изотермический (пенополистерол) на базе Газель-№х1 с закладными для холодильника, 50 мм 3,1x2,16x2,0 холодильник «Элинж С2Т» 1 ед., оборудование для сухой очистки, взвешивания, дозировки, фасовки, сеткозашивки, упаковки 1 ед., трактор МТЗ 1 ед., погрузчик фронтальный КУН (ТСГК.8) - 1500-0 с ковшом погрузочным 0,8 куб. м КУН (ТЛК8) - 2000-2, в вилочным захватом КУН (ТПК8) -2000-13 с джостиком 1 ед., полуприцеп цистерна для перевозки воды ТК 5000x1 1 ед., очиститель вороха самопередвижной ОВС-25 1 ед., протравливатель семян ПСК-15 1 ед., транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ- 200 1 ед., загрузчик сеялок на автомобиль ЗИЛ ЗМП-25 1 ед. общей стоимостью 16 340 000 руб. (за счет средств гранта оплачено 60 % – 9 803 600 руб., оплата 40 % за счет собственных средств не производилась). При этом согласно данным универсальных передаточных документов от 24.04.2020 №№ УЦ476, УЦ479, УЦ477 вышеуказанное оборудование и транспортные средства 24.04.2020 получены председателем СПСК «Сбытпродукт» ФИО4

По результатам проверки управлением сделан вывод, что СПСК «Сбытпродукт» для оплаты оборудования и транспортных средств, приобретенных по вышеуказанным договорам, заключенным с ООО «Агроснабжение» (г. Орел), за счет средств гранта, в управление Федерального казначейства по Брянской области представлены заведомо недостоверные универсальные-передаточные документы от 24.04.2020 №№ УЦ476, УЦ479, УЦ477 о получении вышеуказанного оборудования и транспортных средств.

Согласно пункту 4.1.8 соглашения в случае установления департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и данным соглашением, в том числе отражения в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, получателю направляется требование об обеспечении возврата гранта в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В адрес СПСК «Сбытпродукт» 17.03.2021 департаментом направлена претензия № 8-1575 с требованием в течение 30 дней с момента получения в добровольном порядке произвести возврат бюджетных средств в размере 10 196 000 руб.

Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения департамента с иском в арбитражный суд.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 67, департамент является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, утверждает и доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (пункты 2.1.11, 2.1.12 Положения).

В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением № 18-п (в редакции от 19.12.2019, действовавшей на момент предоставления гранта) в подразделе 5.3.10 приложения 3 приложения 7 предусмотрено мероприятие «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов», приложением 7 утвержден порядок предоставления субсидии.

Порядок регламентирует предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) Брянской области – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат без НДС в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг за счет средств областного бюджета, в том числе остатков субсидий, не использованных на начало очередного финансового года, потребность в которых подтверждена, и определяет: категории и (или) критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля (надзора) соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Грант в форме субсидии из областного бюджета, включая целевой межбюджетный трансферт (субсидию) из федерального бюджета, предоставляемые в объеме бюджетных ассигнований, предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими виды деятельности в сфере сельского хозяйства на территории Брянской области, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Форма соглашения утверждается приказом департамента.

Как усматривается из материалов дела, между департаментом и СПСК «Сбытпродукт» заключено соглашение от 25.06.2019 № 1 о предоставлении субсидии (гранта) из областного бюджета на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, согласно пункту 1.1 которого предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии (гранта) в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов»; в целях исполнения получателем плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств).

Пунктом 3.1.1 соглашения установлено, что грант предоставляется в соответствии с порядком предоставления субсидии на основании решения конкурсной комиссии, осуществляющей рассмотрение документов, представленных претендентами на получение гранта, и принявшей положительное решение о его предоставлении, на цели, указанные в разделе 1 данного соглашения.

Получатель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов (пункт 3.13, 4.5.4 соглашения).

Из материалов дела следует, что управлением в ходе проверки в отношении СПСК «Сбытпродукт» установлены следующие нарушения:

– в нарушение статьи 306.4 БК РФ, пункта 1.3 порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы в 2019 году, пункта 1.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на развитие материально-технической базы от 25.12.2019 № 1 СПСК «Сбытпродукт» в 2020 году допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 392 400 руб. по КБК 817 0405 171B3K.5430632 (19-В08) (за счет средств федерального бюджета – 361 008 руб., за счет средств областного бюджета – 31 392 руб.), выразившееся в направлении средств гранта на приобретение административного здания-конторы и земельного участка под ним, не являющегося производственным объектом по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

– в нарушение пункта 10 приказа Минфина России от 11.12.2018 № 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» кооперативом осуществлено неправомерное перечисление средств гранта в сумме 9 803 600 руб. (60 % за счет средств гранта) за фактически недоставленный товар, а именно в ходе проведенного 15.01.2021 осмотра установлено, что оборудование и транспортные средства, приобретенные СПСК «Сбытпродукт» по договорам купли-продажи от 24.04.2020 №№ 251/20, 254/20, 076/20, заключенным с ООО «Агроснабжение» (г. Орел) отсутствуют, а именно: автомобиль фургон рефрижератор изотермический (пенополистерол) на базе Газель-№х1 с закладными для холодильника, 50 мм 3,1x2,16x2,0 холодильник «Элинж С2Т» 1 ед., оборудование для сухой очистки, взвешивания, дозировки, фасовки, сеткозашивки, упаковки 1 ед., трактор МТЗ 1 ед., погрузчик фронтальный КУН (ТСГК.8) - 1500-0 с ковшом погрузочным 0,8 куб. м КУН (ТЛК8) - 2000-2, в вилочным захватом КУН (ТПК8) -2000-13 с джостиком 1 ед., полуприцеп цистерна для перевозки воды ТК 5000x1 1 ед., очиститель вороха самопередвижной ОВС-25 1 ед., протравливатель семян ПСК-15 1 ед., транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ- 200 1 ед., загрузчик сеялок на автомобиль ЗИЛ ЗМП-25 1 ед. общей стоимостью 16 340 000 руб. (за счет средств гранта оплачено 60 % – 9 803 600 руб., оплата 40 % за счет собственных средств не производилась). При этом согласно данным универсальных передаточных документов от 24.04.2020 №№ УЦ476, УЦ479, УЦ477 вышеуказанное оборудование и транспортные средства 24.04.2020 получены председателем СПСК «Сбытпродукт» ФИО4

Таким образом, СПСК «Сбытпродукт» для оплаты оборудования и транспортных средств, приобретенных по вышеуказанным договорам, заключенным с ООО «Агроснабжение» (г. Орел) за счет средств гранта, в управление Федерального казначейства по Брянской области представлены заведомо недостоверные универсальные-передаточные документы от 24.04.2020 №№ УЦ476, УЦ479, УЦ477 о получении вышеуказанного оборудования и транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Согласно статье 6 БК РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается использование кооперативом средств гранта с нарушением условий его предоставления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных департаментом требований, в связи с чем денежные средства в размере 10 196 000 руб. взысканы с ответчика в пользу истца правомерно.

Довод кооператива о том, что проведение управлением проверки целей использования средств гранта до истечения установленного соглашением срока его использования неправомерно, отклоняется апелляционной коллегией по следующим основаниям.

Пунктом 2.1 пункта 2 подраздела 5.3.10 приложения 3 приложения 7 Постановления № 18-п установлено, что срок использования гранта кооперативом составляет не более 24 месяцев с даты его получения.

Аналогичные условия закреплены в пунктах 3.17 и 4.5.10 соглашения от 25.06.2019 № 1.

Данное условие призвано установить временной промежуток, в течение которого должна быть освоена вся сумма гранта.

По смыслу пунктов 3.12, 4.5.3 соглашения получатель вправе по своему усмотрению в рамках отведенного срока использовать средства гранта согласно плану расходов.

Таким образом, в зависимости от волеизъявления получателя грант возможно освоить как в более короткий срок полностью, так и распределить его освоение на весь отведенный период.

Согласно акту внеплановой выездной проверки контрольно-ревизионного управления администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области по теме «Проверка осуществления расходов бюджета Брянской области на реализацию мероприятия «Развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы), утвержденной постановлением правительства Брянской области от 26.12.2016 № 729-п, и мероприятия «Развитие материально- технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» ведомственного проекта «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы), утвержденной постановлением правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п, в департаменте за 2018 год – истекший период 2020 года проверка указанных в акте мероприятий в отношении начата 03.12.2020.

В рамках вышеуказанной проверки департамента на основании приказов администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 11.12.2020 № 542-пр «О проведении встречной выездной проверки», от 16.12.2020 № 551-пр «О приостановлении проведения встречной выездной проверки» и от 13.01.2021 № 6-пр «О возобновлении проведения встречной выездной проверки» управлением проведена встречная выездная проверка использования бюджетных средств в СПСК «Сбытпродукт» за 2018 год – истекший период 2020 года.

Таким образом, с учетом вышеназванных приказов проверка в отношении СПСК «Сбытпродукт» фактически начата управлением 15.01.2021.

Согласно выписке из лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса за 28.04.2020 № 41276007640 грант по состоянию на 28.04.2020 СПСК «Сбытпродукт» освоен (использован) в полном объеме.

Учитывая полное использование СПСК «Сбытпродукт» средств гранта спустя 4 месяца с даты получения и за 8 месяцев до начала контрольного мероприятия, а также наличие согласия кооператива на осуществление проверки соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии, довод ответчика о сокращении срока использования гранта признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.

Аргумент кооператива о том, что приобретенный в целях исполнения требований гранта объект недвижимости – административное здание был приобретен в составе единого имущественного комплекса, впоследствии 24.05.2021 назначение указанного здания было изменено на «склад», то есть приведено в соответствие с целевым назначением использования бюджетных средств, не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.

Из договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.01.2020 № 2 следует, что СПСК «Сбытпродукт» приобретены здание-конторы и земельный участок под ним стоимостью 654 000 руб., из них за счет средств гранта оплачено 392 400 руб.; здание склада и земельный участок под ним стоимостью 1 604 000 руб., из них за счет средств гранта оплачено 962 400 руб.; здание цеха станции тракторов и земельный участок под ним стоимостью 5 742 000 руб., из них за счет средств гранта оплачено 3 445 200 руб.

Из вышеуказанного договора купли-продажи не следует, а СПСК «Сбытпродукт» не представил документального подтверждения, что указанные объекты недвижимого имущества входят в состав единого имущественного комплекса.

По договору купли-продажи недвижимого имущества от 15.01.2020 № 2 кооперативом приобретены отдельные объекты недвижимого имущества – три нежилых здания и три земельных участка под ними.

Каждый объект (здания и земельные участки под ними) внесен в Единый государственный реестр недвижимости в качестве отдельного объекта недвижимого имущества, что подтверждается выписками в отношении данных объектов. К бухгалтерскому учету СПСК «Сбытпродукт» указанные объекты недвижимости также приняты как отдельные инвентарные объекты.

Таким образом, документального подтверждения принадлежности здания конторы к единому имущественному комплексу в материалах дела не имеется.

Ссылка СПСК «Сбытпродукт» на изменение назначения приобретенного административного здания-конторы на «склад» в мае 2021 года не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку данное обстоятельство не исключает допущенного в 2020 году нецелевого использования средств гранта в сумме 392 400 руб. ввиду того, что кооперативом приобретен объект недвижимого имущества, не являющийся производственным объектом по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, определенным в направлениях расходов, утвержденных пунктом 1.3 Порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы в 2019 году.

Факт нецелевого использования СПСК «Сбытпродукт» бюджетных средств подтверждается также постановлениями контрольно-ревизионного управления администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 28.12.2021 № 851/2-КРУ о наложении штрафа по делу № 31 об административном правонарушении и от 28.12.2021 № 855/2-КРУ о наложении штрафа по делу № 32 об административном правонарушении, которыми к административной ответственности привлечены СПСК «Сбытпродукт» как юридическое лицо и бывший председатель СПСК «Сбытпродукт» на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нецелевое использование бюджетных средств) с наложением административного штрафа в общей сумме 39 620 руб.

Вышеуказанные постановления не обжаловались и вступили в законную силу. Суммы штрафов уплачены.

Довод СПСК «Сбытпродукт» о том, что кооперативом в целях исполнения требований гранта были заключены договоры на поставку сельскохозяйственной техники с ООО «АгроСнабжение», однако, не исполнены последним ввиду признания его банкротом, подлежит отклонению, поскольку нарушение обязательств по поставке со стороны ООО «АгроСнабжение» не является основанием для освобождения СПСК «Сбытпродукт» от исполнения принятых на себя обязательств по соглашению и освобождения от ответственности в виде возврата полученных средств гранта за неисполнение соглашения.

Спор между СПСК «Сбытпродукт» и его контрагентом ООО «АгроСнабжение» по договору поставки подлежит разрешению в установленном законом порядке. ООО «Агро Снабжение» не является стороной соглашения о предоставлении субсидии.

Неисполнение контрагентом СПСК «Сбытпродукт» принятых на себя обязательств относится к собственным предпринимательским рискам последнего (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Последствия недостаточной осмотрительности в осуществляемой предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее сделку, и, во всяком случае, не могут быть перенесены на бюджет. Возникшие обстоятельства, связанные с действиями третьих лиц, не являются чрезвычайными, в связи с чем не исключают ответственность ответчика за ненадлежащее исполнение обязательства, наличие или отсутствие вины СПСК «Сбытпродукт» не влияет на обязанность возвратить сумму полученного гранта.

Кроме того, в адрес департамента 05.11.2020 поступило обращение СПСК «Сбытпродукт» о непоставке техники ООО «Агроснабжение» в установленные договором сроки.

Департаментом 09.11.2020 за № 3-5406 дан ответ на указанное обращение, в котором разъяснен механизм и правовые основания расторжения договора в судебном порядке, рекомендовано в кратчайший срок обратиться в арбитражный суд с целью применения к нарушителю мер гражданско-правовой ответственности, а также возврата оплаченных по договору денежных средств.

Между тем, сведений от СПСК «Сбытпродукт» об обращении в суд с исковым заявлением о расторжении договора поставки с ООО «Агроснабжение» либо иных исков в отношении данного контрагента в департамент не поступило.

Таким образом, сделать вывод о наличии в действиях ответчика признаков добросовестного поведения не представляется возможным.

Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 3.4.7 соглашения получатель обязан представлять в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные порядком санкционирования целевых средств.

Согласно абзацам четвертому и восьмому пункта 10 приказа Минфина России от 11.12.2018 № 259н при санкционировании целевых расходов территориальный орган Федерального казначейства не принимает к исполнению платежные поручения юридического лица на перечисление целевых средств на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства при условии представления документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, управлением Федерального казначейства по Брянской области перечисление средств гранта санкционируется только после предоставления грантополучателем документов, подтверждающих поставку по договору с приложением универсальных передаточных документов.

Предоплата по договору (авансирование) осуществляется самостоятельно грантополучателем за счет собственных средств в размере, предусмотренном условиями договоров поставки сельскохозяйственного оборудования от 24.04.2020 № 076/20, от 24.04.2020 № 254/20, от 24.04.2020 № 251/20, а универсальные передаточные документы предоставляются получателем гранта в управление для завершения оплаты по договорам.

Как было установлено управлением в ходе проверки в отношении СПСК «Сбытпродукт», для оплаты оборудования и транспортных средств, приобретенных по вышеуказанным договорам, заключенным с ООО «Агроснабжение» за счет средств гранта, в управление Федерального казначейства по Брянской области представлены заведомо недостоверные универсальные передаточные документы от 24.04.2020 №№ УЦ476, УЦ479, УЦ477 о получении вышеуказанного оборудования и транспортных средств (представление администрации от 10.03.2021 № 5-1373и).

Таким образом, отсутствие поставки техники, а также утрата бюджетных средств, вызваны непосредственными действиями ответчика, выразившимися в нарушении порядка казначейского сопровождения средств грантовой поддержки, и не могут рассматриваться как обстоятельства, не зависящие от воли ответчика.

Довод ответчика о том, что денежные средства гранта взысканы судом в пользу департамента ошибочно, поскольку они являются бюджетными средствами и подлежали взысканию в федеральный бюджет, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку пунктом 13 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителями Брянской области предусмотрено, что в случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий в текущем финансовом году, возврат субсидий осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств – департамента.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2021 по делу № А09-4043/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова