АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
объявлена 3 июля 2020 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи Ермакова М.Н. судей Копырюлина А.Н. Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от ООО «Русинвест» не явились, извещены надлежаще
ОГРН <***>
от Брянской городской администрации не явились, извещены надлежаще
ОГРН <***>
от иных лиц, участвующих в деле не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по делу
№ А09-4697/2018,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Русинвест» (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным отказа Брянской городской администрации (далее - Администрация) от 09.04.2018 № 4/15-2945 в признании Общества победителем конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов по адресам: Бежицкий район, ул.Медведева о/д 5 - павильон; ул.22 Съезда КПСС, ост. «БУМ-Сити», четная сторона, остановочный комплекс - павильон; Володарский район, ул.Чернышевского, 19, ост. «Больница № 2» - киоск в составе остановочного комплекса; о возложении на Администрацию обязанности устранить выявленное нарушение посредством признания Общества победителем конкурса и возложении на Администрацию обязанности по выдаче паспортов временных объектов в десятидневный срок с даты вынесения решения по делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление по строительству и развитию территории города Брянска, ФИО2, ФИО3
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.08.2018, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018, в удовлетворении заявления Общества отказано в связи с нарушением сроков на обращение в арбитражный суд.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2019 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.10.2019, принятым по результатам нового рассмотрения дела, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобы не представили.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Администрацией в 2013 году был проведен конкурс на право размещения нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, при этом Общество являлось участником конкурса по местам в схеме № 44.15 - ул.Медведева о/д 5 - павильон, № 44.24 - ул.22 Съезда КПСС ост. «БУМ-Сити» четная сторона остановочный
комплекс - павильон, № 12.7 - ул.Чернышевского, 19 ост. «Больница № 2» - киоск в составе остановочного комплекса.
По итогам проведения конкурса был составлен протокол заседания конкурсной комиссии, согласно которому победителями конкурса по указанным местам в схеме были признаны иные лица.
Не согласившись с решением комиссии, Общество обратилось с жалобой в УФАС России по Брянской области на действия комиссии по проведению конкурса в части оценки и сопоставления поступивших заявок с прилагаемыми к ним документами и определения победителей конкурса. УФАС России по Брянской области 19.06.2013 было принято решение о признании жалобы Общества частично обоснованной и выдано было предписание организатору торгов - конкурсной комиссии - о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурса.
Поскольку предписание было исполнено частично, УФАС России по Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Брянска.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу
№ А09-9751/2013 (последний судебный акт – постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.09.2015) были признаны недействительными результаты конкурса по местам в схеме № 44.15 - ул.Медведева о/д 5 - павильон, № 44.24 - ул.22 Съезда КПСС ост. «БУМ-Сити» четная сторона остановочный комплекс - павильон, № 12.7 - ул.Чернышевского, 19 ост. «Больница № 2» - киоск в составе остановочного комплекса.
Ссылаясь на данные судебные акты, 19.03.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о признании его победителем конкурса по спорным местам.
Письмом от 09.04.2018 № 4/15-2945 Администрация сообщила Обществу о невозможности удовлетворения его заявления, ссылаясь на изменившееся правовое регулирование процедуры предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Считая действия Администрации незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пп.6.1 п.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Закон № 131-ФЗ) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, отнесены к компетенции органов местного самоуправления
поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781 была утверждена схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, а решениями Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 и № 804 соответственно были утверждены Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска и Положение о комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Конкурс, победителем которого Общество просило признать его при обращении в Администрацию 19.03.2018, проводился в соответствии с Положением № 803, а его результаты, признанные недействительными вступившими в законную силу судебными актами по делу № А09-9751/2013, определялись в соответствии с Положением № 804.
Однако, Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 21.03.2016 № 820-П было утверждено Положение о порядке проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, а Решением того же органа от 30.03.2016 № 387 – Положение о комиссии по проведению аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска. Положения №№ 803 и 804 были признаны утратившими силу.
Таким образом, с марта 2016 года вопросы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска регламентируются иными нормативными правовыми актами.
При этом как Положением № 804 2013 года, так и Положением № 387 2016 года определено, что комиссии по проведению конкурса и аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска являются постоянно действующими коллегиальными органами при Администрации, но при этом вопросы подчиненности комиссий Администрации указанными Положениями не регламентированы.
Кроме того, указанными Положениями определялось, что вопрос об оформлении и выдаче паспорта временного объекта (нестационарного торгового объекта) лицу, признанному победителем конкурса (в последующем
– аукциона) должен разрешаться самостоятельным органом – Управлением по строительству и развитию территории города Брянска (ОГРН 1063250004400).
При указанных обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Администрация не является полномочным органом ни для решения вопроса о признании Общества победителем конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов по спорным адресам, ни для решения вопроса о выдаче паспортов временных объектов, признали оспариваемый Обществом ненормативный правовой акт (письмо Администрации от 09.04.2018 № 4/15-2945) соответствующим закону и отказали в удовлетворении заявления Общества.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные судами выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившемся в принятии судом дополнительных доказательств в нарушение положений ч.2 ст.268 АПК РФ, не могут являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Полученная судом апелляционной инстанции посредством электронной почты копия Протокола комиссии по конкурсу, проводившемуся в 2013 году, и победителем которого Общество просило признать Администрацию (т.5 л.д.73-97), не оценивалась судом апелляционной инстанции в качестве доказательства доводов лиц, участвующих в деле, и приобщение данной копии к материалам дела не повлияло на правильность принятого судом апелляционной инстанции постановления.
Доводы кассационной инстанции о том, что судами не исследовались документы, подтверждающие доводы Общества о необходимости признания его победителем конкурса, проводившегося в 2013 году, несостоятельны. Поскольку суды правомерно признали Администрацию органом, в чьи полномочия не входил вопрос определения победителя конкурса, данный вопрос не должен был разрешаться судами в рамках настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы Общества повторяют доводы, заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286,287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 7 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года по делу № А09-4697/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Н.Ермаков
судьи А.Н.Копырюлин
Г.А.Стрегелева