ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-6322/2023 от 31.01.2024 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-6322/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2024

Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2024

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2023 по делу №А09-6322/2023 (судья М.С. Прудникова) принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «РитуалСервис» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (г. Москва), ФИО1 (Брянская область, пгт. Комаричи, с. Игрицкое) о взыскании 41 196 руб.,

УСТАНОВИЛ:

указанным решением иск удовлетворен, третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой о его отмене, ссылается на то, что нет доказательств того, что именно ФИО2 выдавалось свидетельство участника Великой Отечественной войны, и именно он награжден орденом Отечественной войны I степени Министерства обороны СССР от 06.04.1985 года № 74.

Как следует из материалов дела, 12.10.2022 ООО «Ритуал-Сервис» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключили договор №107, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника по увековечиванию памяти участника Великой Отечественной войны ФИО2 (далее – ФИО2) (л.д. 10-11).

В соответствии с п. 1.1 договора заказчик передает исполнителю, а исполнитель принимает право требования (право заказчика-заявителя) заказчика по возмещению расходов к органам исполнительной власти, в котором умерший проходил военную службу.

Подписание сторонами договоров является необходимым и достаточным подтверждением передачи заказчиком и принятия исполнителем вышеуказанного права требования.

Заказчик в соответствии в п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) доверяет исполнителю запрашивать в государственных органах исполнительной власти государственных архивах, органах местного самоуправления, районных отделах военного комиссариата Брянской области документы, необходимые для оформления материалов на получение денежной компенсации за изготовление и установку надгробного памятника, а также доверяет исполнителю направлять материалы для получения денежной компенсации за изготовление и установку надгробного памятника в военный комиссариат Брянской области (п. 1.2 договора).

Во исполнение принятых на себя обязательств, исполнитель выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника ФИО2, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 02.05.2023 №2 (л.д. 73).

Стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника ФИО2 составила 41 196 руб., в подтверждение чего представлена квитанция (л.д. 12).

Письмами от 08.11.2022 №648, от 27.03.2023 №260 и от 27.04.2023 №299 с приложенными к ним комплектами документов ООО «Ритуал-Сервис» обращалось в адрес Военного комиссариата Брянской области с требованием о возмещении расходов за изготовление и установку надгробного памятника ФИО2 в размере 41 196 руб. (л.д. 32, 34, 36).

В ответ на указанные письма ответчик в письмах от 08.11.2022 №1/5/336, от 19.04.2023 №1/5/91, от 23.05.2023 №1/5/116 заявил отказ в удовлетворении требований истца, ссылаясь на нарушение истцом установленного законом порядка обращения за возмещением расходов (л.д. 33, 35, 37).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «РитуалСервис» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей).

Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.

Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Статьей 5 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона № 8-ФЗ).

Как следует из положений Закона № 5-ФЗ и Закона № 8-ФЗ возмещение расходов по изготовлению и установке памятников не связано с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка погребения (к которым отнесены участники Великой Отечественной войны), производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (пункт 35 Порядка погребения).

В соответствии с пунктом 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 Порядка погребения.

Согласно пункту 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

По смыслу положений статей 5, 6 Закона № 8-ФЗ лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.

В соответствии с пунктом 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 №5, действующего в период возникновения спорных правоотношений, для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти, могут представлять в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) помимо удостоверения участника или инвалида войны, другие документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечению памяти.

Как следует из архивных справок ФГКУ «Центральный архив МО РФ» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, д. Кокино, призван в ряды Красной армии Таганрогским районным военным комиссариатом Ростовской области, в качестве сержанта проходил службу в 840 артиллерийском полку 280 стрелковой дивизии, который с 06 мая 1942 года по 10 августа 1943 года входил в состав действующей армии; приказом 840 артиллерийского полка награжден медалью «За боевые заслуги» №400886.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.1946 лишен награды «За боевые заслуги» в связи с осуждением по статье 206-7 «г» УК УССР, Приказом Министра обороны СССР от 06.04.2085 №74 награжден орденом Отечественной войны I степени, орден №2544853 (л.д. 17-20).

Кроме того, согласно справки, выданной Военным комиссариатом Брянской области от 21.11.2022 №12/288 ФИО2 в 1981 г. было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны серия З №602475 (л.д. 25).

В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 11 марта 1985 года «О награждении Орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» награждению орденами Великой Отечественной войны I и II степени подлежали исключительно лица, принимавшие непосредственное участие в Великой Отечественной войне.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что непосредственное нахождение ФИО2 в ходе Великой Отечественной войны в рядах действующей армии, не вызывает сомнений и взыскал 41 196 руб.

Апелляционная инстанция находит несостоятельными доводы жалобы об отсутствии доказательств выдачи ФИО2 свидетельства участника Великой Отечественной войны, и факта награждения орденом Отечественной войны I степени Министерства обороны СССР от 06.04.1985 года № 74, поскольку из материалов дела следует обратное.

Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2023 по делу № А09-6322/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий М.М. Дайнеко

Судьи Е.В. Мосина

Л.А. Капустина