ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-7198/2021 от 01.06.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-7198/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Грошева И.П., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2022 по делу № А09-7198/2021 (судья Мишакин В.А.) принятое по исковому заявлению акционерного общества «Чистая планета» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (Брянская обл., Брянский р-н, с. Глинищево, ИНН <***>, ОГРНИП <***>), третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО2 (Брянская обл., Брянский р-н, п. Кузьмино, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании 20 779 руб. 90 коп.,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Чистая планета» (далее – АО «Чистая планета», истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с 01.07.2020 по 30.04.2021 в сумме 20 779 руб. 90 коп., расходов на оплату юридических услуг в сумме 15 000 руб.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, ответчик).

Определением Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2021 судом произведена замена ненадлежащего ответчика – ИП ФИО2 надлежащим – ИП ФИО1

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2022 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 20 779 руб. 90 коп., 2 000 руб. понесенных судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и 10 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО не доказан. Ссылаясь на договор аренды, заключенный с ИП ФИО2, полагает, что объем ТКО определен не верно. Указывая, что в судебном заседании 22.11.2021 ИП ФИО3, с которой заключен договор на оказание юридических услуг, участие не принимала, полагает, что факт оказания юридических услуг не доказан.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Кодекса жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «Чистая планета» обладает статусом Регионального оператора по обращению с отходами на территории Брянской области на основании соглашений № 1 от 28.04.2018 и № 2 от 03.05.2018 (т. 1, л. д. 43 – 52), заключенных с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

АО «Чистая планета» опубликовало типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО 24.05.2018 в газете «Брянский рабочий», 25.05.2018 в издании «Учительская газета», а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 1, л. д. 53 – 54).

Согласно выписке ЕГРН (т. 1, л. д. 13 – 18) собственником спорного нежилого помещения (наименование магазин «Восточный» – кафе) является ИП ФИО1, общая площадь помещения составляет 104,9 кв. м.

Истцом установлено ведение хозяйственной деятельности на указанном объекте ИП ФИО2, что подтверждается квитанцией об оплате товара по адресу спорного помещения, в которых указан продавец – ИП ФИО2 (т. 1, л. д. 22).

Письмом от 07.05.2021 № 8226 (т. 1, л. д. 23 – 24) истец направил в адрес ИП ФИО2 договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 12.04.2021 № НФ-060606 (т. 1, л. д. 26-29). Указанный договор сторонами не подписан.

Из материалов дела усматривается, что между ИП ФИО2 и ИП ФИО1 заключен договор аренды нежилого помещения от 01.07.2020 (далее – договор аренды, т. 1, л. д. 19 – 21), согласно условиям которого арендодатель обязуется за плату передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение, торговой площадью 20 кв. м, расположенное на 1 этаже здание, общей площадью 50 кв. м, расположенное по адресу 241525, <...>.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды арендная плата состоит из постоянной части, которая включает в себя арендную плату, вывоз ТБО, уборка и охрана, подготовка здания к сезонной эксплуатации, санитарное содержание и уборка общего имущества и прилегающей территории. Переменная часть включает в себя стоимость коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, энергоснабжение, газоснабжение).

Истец, ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, при этом суд исходил из следующего.

Правоотношения регионального оператора в сфере обращения ТКО регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В силу пункта 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8.18 Правил № 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6 – 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Положения статьи 24.6 указанного закона предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы в соответствии с пунктом 10 данной статьи обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом, оферта должна содержать существенные условия договора.

С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 8 (17) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) Правил №1156.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с вышеуказанными пунктами в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пунктам 8 (14), 8 (15) раздела I (1) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) Правил № 1156 мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент публикации типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО спорное нежилое помещение находилось в собственности ответчика ИП ФИО1, и не было передано по договору аренды ИП ФИО2, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в силу вышеприведенных правовых норм договорные отношения возникли именно между АО «Чистая планета» и ИП ФИО1 Последующее направление истцом проекта договора ИП ФИО2 в силу норм главы 29 ГК РФ не влечёт за собой расторжения договора заключенного с собственником нежилого помещения - ИП ФИО1 Возникшие между истцом и ответчиком правоотношения могли бы быть прекращены на основании достигнутого сторонами соглашения, либо в судебном или ином установленном законом порядке порядке в силу статей 421, 450, 452 ГК РФ. Доказательств расторжения заключенного сторонами договора, в том числе путем одностороннего отказа от него, если такой отказ допускается, в материалы дела не представлено.

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Вместе с тем в установленных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон случаях обязательство может создавать обязанность должника совершить определенное действие или воздержаться от него в отношении третьих лиц, создавать для третьих лиц права в отношении сторон обязательства (например, в случае заключения договора в пользу третьего лица в соответствии со статьей 430 Гражданского кодекса).

Учитывая изложенное заключение ответчиком и третьим лицом договора аренды нежилого помещения само по себе не влечет прекращения правоотношений по вывозу ТКО между АО «Чистая планета» и ИП ФИО1

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7 и 8 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

По результатам проведенного конкурсного отбора между АО «Чистая планета» и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены Соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области, в соответствии с которыми АО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.

В соответствии с соглашением № 1 в зону деятельности регионального оператора включено муниципальное образование «Брянский район», на территории которого расположено спорное помещение.

В приложении № 1 к договору определен объект, по которому оказывается услуга места накопления ТКО (спорное помещение), расчетные единицы измерения, норматив накопления, объем ТКО, тариф и стоимость услуг.

Пунктом 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.

В соответствии с пунктом 8 (2) Правил № 1156 при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в трехдневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утверждены Правила (далее – Правила учета ТКО), устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил учета ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пп. «а» пункта 5 названных Правил (пункт6 Правил учета ТКО).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 20.12.2019 № 37/176-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2020 год», на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 473, 06 руб. (с НДС) за 1 куб. м (т. 1, л. д. 51).

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2020 № 31/1-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2021 год», на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составляет 455, 66 руб. (с НДС) за 1 куб. м (т. 1, л. д. 52).

Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018, с изменениями внесенными приказами от 29.11.2018 и от 13.12.2019 № 419, утверждены нормативы накопления ТКО, которые для предприятий торговли (продовольственные и промтоварный магазин) в 2020 году составляли 0,52 м3/в год на 1 м2 от общей площади (для продовольственного) и 0,51 м3/в год на 1 м2 от общей площади (для промтоварного) и в 2021 году не изменились.

В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В подтверждение факта оказания услуг по договору истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы (т. 1, л. д. 34 – 42).

Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.

Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.

Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.

Оказание региональным оператором услуги по транспортированию ТКО всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все образователи.

Исходя из изложенного, а также с учетом, представленных в материалы дела документов, суд пришел к выводу о том, что на протяжении спорного периода ответчик образовывал ТКО, образованные отходы ответчика вывозились с общей контейнерной площадки.

Доказательств самостоятельного вывоза и размещения ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключение соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, ответчиком в нарушение части 2 статьи 9, части 1 статьи 65, части 3.1 статьи 70 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд пришел к верному выводу, что начисление платы за обращение с ТКО правомерно производится по спорному помещению по тарифам для коммерческого субъекта, принимая за основу расчета площадь спорного помещения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом доказан факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период, а также их объем и стоимость, в связи с чем, удовлетворил исковые требования АО «Чистая планета» о взыскании с ИП ФИО1 задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2020 по 30.04.2021 в сумме 20 779 руб. 90 коп.

Рассмотрев требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 101, 106, 110 АПК РФ, пунктом 3 постановления Пленума от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», установив факт несения истцом судебных издержек и их относимость к рассматриваемому спору (т. 1, л. д. 55 – 56, 57), исходя из принципа соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон, учитывая критерий разумности, с учетом степени сложности рассматриваемого спора, проанализировав содержание и объем выполненной представителем работы, учитывая Рекомендации по оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, учреждениям, организациям, предприятиям утвержденные Советом Адвокатской палаты Брянской области 25.03.2014, пришел к выводу о соответствии критерию разумности заявленных к взысканию истцом судебных издержек в размере 10 000 руб.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.

В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о недоказанности истцом факта оказания услуг по вывозу ТКО.

Указанные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку сводятся к несогласию с оценкой данной судом фактическим обстоятельствам дела, что в силу статьи 270 АПК РФ не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Доказательств того, что истец в спорный период не осуществлял вывоз ТКО, равно как и доказательств того, что имелись жалобы на бездействие истца, выразившееся в неосуществлении мероприятий по вывозу ТКО и их скоплению, в материалы дела не представлено.

Доводы ответчика со ссылками на договор аренды, заключенный с ИП ФИО2, о том, что объем ТКО определен не верно, несостоятельны в силу выше приведенных правовых норм и разъяснений.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из того обстоятельства, что ответчиком не представлено доказательств того, что спорное нежилое помещение используется не полностью для работы магазина, в том числе для его обслуживания и хранения товаров.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области № 85 от 09.02.2018, с изменениями, внесенными приказами № 858 от 29.11.2018, № 419 от 13.12.2019 на территории Брянской области, утверждены нормативы накопления ТКО:

Так, для предприятий торговли (промтоварного магазина) норматив накопления ТКО в 2020 году составлял 0,51 м3/год на 1 м2 общей площади (для промтоварного магазина) и в 2021 году норматив накопления ТКО не изменился.

Из изложенного следует, что при расчете стоимости услуг регионального оператора по обращение с ТКО не может применятся часть площади нежилого помещения (площадь, указанная в договоре аренды помещения), а расчет производится исходя из общей площади нежилого помещения, в котором осуществляется хозяйственная деятельность.

Довод ответчика о недоказанности истцом факта оказания юридических услуг, поскольку в судебном заседании 22.11.2021 ИП ФИО3, с которой заключен договор на оказание юридических услуг, участие не принимала, не принимается судом апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что в указанном судебном заседании принимала участие ФИО4, состоящая в трудовых отношениях с ИП ФИО3, с которой заключен договор на оказание юридических услуг.

При этом договор на оказание юридических услуг допускает возможность привлечения для исполнения поручений иные организации и отдельных специалистов (пункт 3.1 договора).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Схожий правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 01.04.2022 N 310-ЭС22-2709 по делу N А09-11538/2020.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в силу пункта 1 статьи 110 Кодекса относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2022 по делу № А09-7198/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.П. Грошев

Судьи Т.В. Бычкова

Н.В. Егураева