ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-7525/2021 от 19.10.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД 

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

«26» октября 2022 года                     

г.Калуга

           Дело № А09-7525/2021

Резолютивная часть постановления изготовлена 19.10.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2022.

            Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

ФИО3

при участии в заседании:

от истца:

ООО «Технострой»

от   ответчика:

Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области

от третьего лица:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области

ФИО4 (дов. от 18.09.2022);

не явились, извещены надлежаще;

не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технострой» на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу № А09-7525/2021,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Технострой», ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – ООО «Технострой») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее - Фонд) о признании недействительным акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора на проведении капитального ремонта от 27.05.2021 и обязании устранить нарушение прав и законных интересов истца путем исключения (удаления) акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта от 27.05.2021 из единой информационной системы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 решение Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2022 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО «Технострой» обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований.  

В представленном отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области просило оспариваемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации краткосрочного плана работ по капитальному ремонту многоквартирных домов Брянской области, утвержденного на 2020-2022 годы в рамках региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области (2014-2043 годы)», Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области организован электронный аукцион в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) с целью заключения договора № 116.КР.2021 на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома № 75/49 по ул. Ново-Советская в г. Брянске.

Указанный аукцион проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее – Постановление № 615).

По итогам электронного аукциона победителем признано ООО «Технострой» (протокол от 07.05.2021).

18.05.2021 Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области на электронную почту истца направлен для подписания договор № 116.КР.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах

20.05.2021 ответчик письменно уведомил истца о необходимости оформления банковской гарантии к моменту подписания договора.

21.05.2021 ООО «Технострой» направило ответчику проект банковской гарантии, который согласован Фондом 24.05.2021.

27.05.2021 Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области в комиссионном порядке составлен акт об уклонении ООО «Технострой», как победителя электронного аукциона от 07.05.2021, от заключения договора № 116.КР.2021, поскольку на момент составления настоящего акта истец не предоставил и не разместил на электронной площадке информацию о наличии банковской гарантии, подтверждающей обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта (п. 205 Постановления № 615).

Данный акт от 27.05.2021 был размещен в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для составления акта от 27.05.2021 и внесения соответствующей информации в Единую информационную систему, ООО «Технострой» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 197 Постановления Правительства РФ № 615, определяющего порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее, чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона.

 В силу п. 199 Постановления № 615 в случае, если победитель электронного аукциона или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор, переданный ему в соответствии с п.п. 165, 185, 187 настоящего Постановления, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.

Согласно п. 200 Постановления № 615 в случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, от заключения этого договора, заказчиком составляется акт об уклонении от заключения договора, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора, о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, уклонившимся от заключения такого договора, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта передает заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.

В силу п. 205 Постановления № 615 договор о выполнении работ заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора, в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

Исполнение договора об оказании услуг обеспечивается банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий (ст. 74.1 Налогового кодекса РФ; обеспечительным платежом (п. 206 Постановления № 615).

В соответствии с п. 207 Постановления № 615 способ обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается такой договор, самостоятельно из способов, предусмотренных п. 206 Постановления. Размер обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта определяется заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно п. 213 Постановления № 615 заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта банковскую гарантию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее поступления.

Пунктом 29 информационной карты (раздел 8 аукционной документации) установлен срок, в течение которого победитель электронного аукциона, с которым заключается договор, должен подписать договор и передать его региональному оператору, а именно - в течение 10 дней с даты получения договора.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 07.05.2021№ 060050000022100072 ООО «Технострой» признано победителем аукциона.

Указанный протокол размещен 07.05.2021 на официальной электронной торговой площадке (http://www.rts-tender.ru), что подтверждено материалами дела и заявителем жалобы не оспаривается, в связи с чем судом обоснованно установлено,  что последним день подписания договора о проведении капитального ремонта являлось 27.05.2021.

Материалами дела подтверждено, что Региональный фонд капитального ремонта Брянской области 18.05.2021 направил истцу для подписания проект спорного договора № 116.КР.2021 на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома № 75/49 по ул. Ново-Советская в г. Брянске.

Представленный истцом ответчику проект банковской гарантии согласован Фондом 24.05.2021, что заявителем жалобы не оспаривается.

В соответствии с требованиями п. 205, п. 206 Постановления № 615 направление победителем электронного аукциона банковской гарантии предшествует заключению договора.

Однако в нарушение указанных норм ООО «Технострой» получило банковскую гарантию ПАО «Совкомбанк» только 21.06.2021, то есть за пределами предусмотренного п. 197 Постановления № 165 и аукционной документацией срока для подписания договора и предоставления обеспечения исполнения своих обязательств, что истцом также документально не оспорено.

При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих, что нарушение Обществом императивных требований  Постановления № 615 о сроках предоставления обеспечения и направления договора заказчику вызвано обстоятельствами, не зависящими от истца, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для признания ООО «Технострой» уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в порядке п.п. 199, 200 Постановления Правительства РФ № 615.

Следует отметить, что, принимая решение от 28.06.2021 о включении ООО «Технострой» в реестр недобросовестных подрядных организаций Управление ФАС по Брянской области установило отсутствие доказательств, свидетельствующих об осуществлении истцом каких-либо действий, направленных на заключение договора и обеспечение исполнения такого договора в предельные сроки, установленные Постановлением № 615 и конкурсной документацией.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2022 по делу № А09-7526/2021 указанное решение антимонопольного органа от 28.06.2021 о включении ООО «Технострой» в реестр недобросовестных подрядных организаций признано законным и обоснованным.

  В связи с вышеизложенным, ссылка заявителя на преждевременное размещение ответчиком (27.05.2021, а не 28.05.2021) акта об уклонении Общества от заключения договора правомерно отклонена судами двух инстанций, как не имеющая существенного правового значения в данном случае, поскольку банковская гарантия, которая является обязательной для заключения спорного договора, была предоставлена истцом только 21.06.2021, то есть значительно позднее истечения предельного срока заключения договора.   

Судом обоснованно указано, что заключение договора на выполнение подрядных работ в отношении общего имущества многоквартирного дома в отсутствие обязательного надлежащего обеспечения такого договора противоречит требованиям Постановления Правительства РФ № 615 и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 163-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод кассатора о том, что предоставленная 21.06.2021 банковская гарантия соответствовала требованиям конкурсной документации был предметом рассмотрения суда и отклонен за несостоятельностью, поскольку подписанный договор в адрес Фонда истцом в установленный срок не направлялся, обеспечение исполнения договора представлено за пределами указанного срока, в связи с чем в силу п. 199 Постановления № 615 организатор торгов в любом случае обязан был отказаться от принятия указанной гарантии, даже в случае ее соответствия аукционной документации (Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2018 № 307-КГ18-20135).

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение  Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу № А09-7525/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

   Председательствующий

                    ФИО1

   Судьи

                    ФИО2

                    ФИО3