ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-8440/16 от 23.10.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-8440/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Большакова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Староверовой Е.А., при участии в судебном заседании от истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области ФИО1 (доверенность от 19.10.2018 № 8621), от ответчика Департамента экономического развития Брянской области ФИО2 (доверенность от 23.01.2018), от ответчика Брянского микрофинансового фонда «Новый мир» ФИО3 (доверенность от 29.12.2017 № 1), от третьего лица Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства «Брянская микрофинансовая организация» ФИО4 (доверенность от 14.12.2016 № 32АБ1201299), рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2018 по делу № А09-8440/2016, принятое по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск) к Департаменту экономического развития Брянской области (г. Брянск), Брянскому микрофинансовому фонду «Новый мир» (г. Брянск), третье лицо: Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Брянская микрофинансовая организация» (г. Брянск), о признании конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета и соглашения №Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий недействительными и применении последствий недействительности сделки.,

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Департаменту экономического развития Брянской области (далее- департамент) Брянскому микрофинансовому фонду "Новый мир" (далее – БМФ «Новый мир») о признании конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства недействительным, о признании соглашения № Э-3-19 о порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансорования для субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.12.2015г., заключенного между Департаментом экономического развития Брянской области и Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир" недействительным и применении последствий недействительности сделки.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация", г. Брянск.

Решением от 21.03.2018 заявленные требования управления были удовлетворены частично. Конкурсный отбор на предоставление субсидий на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и соглашение №Э-3-19 от 21.12.2015, заключенное по итогам конкурсного отбора между Департаментом экономического развития Брянской области, г. Брянск, и Брянским микрофинансовым фондом "Новый мир", г. Брянск признаны недействительными.

В удовлетворении остальной части требований было отказано.

Не согласившись с принятым судом решением в части отказа в применении последствий недействительности соглашения №Э-3-19 от 21.12.2015, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.

Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.

Управление настаивает на том, что к признанному недействительным соглашению должны быть применены последствия недействительности сделки. По мнению апеллянта, поскольку БМФ «Новый мир» не соответствовал конкурсным условиям, денежные средства должны быть возвращены.

Департамент и БМФ «Новый мир» по доводам жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах.

В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали свои позиции, изложенные ранее.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 №538-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика". В списке субъектов РФ в названном Распоряжении числилась Брянская область.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 №1605. Названными Правилами определено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, прошедшим конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития РФ.

Порядок конкурсного отбора утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 27.02.2015.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 утверждены условия конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются соответствующие субсидии из федерального бюджета, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Брянской области от 26.10.2015 №540-п утверждён Порядок определения объёма и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казёнными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктами 2.1, 4.1 названного Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого по итогам конкурса.

Во исполнение указанных требований 02 декабря 2015 года на официальном сайте Департамента экономического развития Брянской области в сети Интернет было размещено сообщение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казёнными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок приёма документов на конкурсный отбор устанавливался с 3 по 10 декабря 2015 года.

03 декабря 2015 года в Департамент поступило заявление Брянского микрофинансового фонда "Новый мир" о предоставлении субсидий. Как следует из содержания Журнала поступления конкурсных заявок, иных заявлений в указанные сроки в Департамент не поступало.

Заявка Брянского микрофинансового фонда "Новый мир" была рассмотрена конкурсной комиссией по определению объёма и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казёнными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства 11.12.2015. Согласно Протоколу №1 от 11.12.2015 победителем конкурсного отбора был признан Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир", с которым 21.12.2015 Департамент экономического развития Брянской области подписал соглашение №Э-3-19.

25.12.2015 в Департамент поступила заявка Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация" на участие в объявленном конкурсе.

Письмом от 11.12.2016 Департамент известил заявителя о недопуске к конкурсному отбору, поскольку все бюджетные средства, предусмотренные для целей реализации конкурсного мероприятия, были распределены, в связи с чем Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская микрофинансовая организация" обратился в Брянское УФАС России с заявлением.

Рассмотрев заявление, и, установив, что конкурсный отбор был проведён Департаментом с нарушением требований действующего законодательства, поскольку были сокращены сроки приёма заявок на участие в нём, что повлекло сокращение круга участников отбора, и, как следствие, ограничило конкуренцию, управление обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Поскольку управление обжалует только часть решения, т.е. только в части отказа в применении последствий недействительности сделки, суд апелляционной инстанции связан доводами жалобы и не в праве выходить за ее пределы.

Отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федеранции, данного в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно пункту 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

Апеллянт полагает, в порядке статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, БМФ «Новый Мир» обязано возвратить денежные средства.

Вместе с тем, вопрос о необходимости возврата в бюджет денежных средств, полученных в качестве субсидии, регулируется бюджетным законодательством и разрешается с учетом порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подп. 3 п. 3. ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), поскольку требует установления факта нецелевого использования денежных средств, их размер, основания использования конкретными исполнителями, объемы финансирования и так далее.

Управление не является финансовым органом, которому предоставлено право применения мер бюджетного принуждения, ввиду чего антимонопольный орган не уполномочен на подачу иска о взыскании денежных средств в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного суда Российской Федерации № 309-ЭС17-20099 от 15.01.2018 по делу №А34-11476/2016.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Разделом 4 Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26.10.2015 №540-п (далее – Порядок) определен порядок предоставления субсидии победителям конкурсного отбора и контроль за ее использованием.

Согласно пункту 4.4. Порядка субсидии носят целевой характер. Получатели субсидии несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, соблюдение условий, установленных при их предоставлении, и достоверность представляемых сведений в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка департамент и органы государственного (муниципального) финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В силу пункта 4.7. Порядка в случае установления факта нарушения получателями субсидии условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, выявления недостоверных сведений в документах, представленных на основании письменных требований департамента, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 дней с момента получения требования о возврате.

Из системного толкования пунктов 4.5., 4.7. Правил следует, что основанием для возврата субсидии является исключительно нарушение условий предоставления субсидий.

В рассматриваемом случае материалами дела установлено и сторонами не оспаривалось, что БМФ «Новый мир» за счет полученной субсидии предоставил 96 микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. Следовательно, условия предоставления субсидии были исполнены. Данные обстоятельства также были установлены в ходе рассмотрения дела №А09-3530/2016.

Таким образом, в рамках настоящего дела и дела №А09-3530/2016 установлено только нарушение порядка получения субсидий и не установлено нарушение условий предоставления. Поскольку нарушение порядка предоставления субсидии не является основанием для ее возвращения, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы и считает, что решение суда от 21.03.2018 в обжалуемой части следует оставить без изменения.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.

Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта в обжалуемой части.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2018 по делу № А09-8440/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.В. Мордасов

Д.В. Большаков

Н.В. Еремичева