ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-8996/2021 от 16.08.2023 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-8996/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2023

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя – государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2023), от заинтересованного лица – управления Федерального казначейства по Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 26.06.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Дубровкаагропромдорстрой» (Брянская область, Дубровский район, р.п. Дубровка, ОГРН <***>, ИНН <***>), управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерного общества «Брянскавтодор» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Почепский» (Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2023 по делу № А09-8996/2021 (судья Фролова М.Н.),

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» (далее – ГКУ «УАД Брянской области», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по Брянской области (далее – УФК по Брянской области, управление) о признании незаконным представления от 30.08.2021 № 27-24-11/3615.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Дубровкаагропромдорстрой» (далее – ООО «Дубровкаагропромдорстрой»), управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, акционерное общество «Брянскавтодор», межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Почепский».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, настаивая на том, что установка дорожных знаков в количестве, указанном в актах приемки выполненных работ и оплаченном заявителем, не доказана, УФК по Брянской области обжаловало его в апелляционном порядке.

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Представитель учреждения в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, УФК по Брянской области в соответствии с приказами управления от 04.06.2021 № 255 о/д «О назначении плановой выездной проверки государственной казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области», от 06.07.2021 № 312 о/д «Об изменении состава проверочной группы выездной проверки государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области», назначенной приказом управления от 04.06.2021 № 255 о/д» и на основании пункта 1 Плана контрольных мероприятий управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 31.12.2020, в период с 09.06.2021 по 14.07.2021 в отношении ГКУ «УАД Брянской области» проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Проверенный период с 01.01.2020 по 31.05.2021.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки ГКУ «УАД Брянской области» от 14.07.2021.

По результатам проверки УФК по Брянской области в адрес ГКУ «УАД Брянской области» выдано предписание от 30.08.2021 № 27-24-11/3615, согласно которому в ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения: в нарушение пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 статьи 748, пункта 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, принятой и введенной в действие с 09.03.2004 постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, Указаний по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, пункта 7.2 государственного контракта от 05.11.2019 № 0127200000219005914 по ремонту автомобильной дороги Жирятино - Тарасово на участках км 2+020 - км 5+640, км 5+640 - км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области ГКУ «УАД Брянской области» в 2020 году неправомерно произведена оплата денежных обязательств, выразившаяся в завышении стоимости выполненных работ ООО «Дубровкаагропромдорстрой» (подрядчиком) вследствие несоответствия объемов выполненных работ, объемам (материалам), указанным в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.11.2020 № 3 и № 10 на общую сумму 47 401 руб. 16 коп. (за счет средств федерального бюджета в сумме 27 976 руб. 16 коп. по КБК 819 0409 193R158560 244, за счет средств областного бюджета в сумме 19 425 руб. по КБК 819 0409 193R153930 244) , по установке дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках (знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой приоритета, размером 900x900x900 мм, тип 2.3.2; 2.3.3; 2.4), предъявлено в количестве 9 шт., тогда как фактически установлено 8 шт., и установке дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках (знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой информационные, размером 200x300 мм, тип 6.13, двухсторонние), предъявлено в количестве 11 шт., тогда как фактически установлено 2 шт.

УФК по Брянской области в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее – Федеральный стандарт № 1095), потребовало по указанному нарушению принять меры по устранению причин и условий нарушения, а также произвести возврат денежных средств в размере 47 401 руб. 16 коп. в соответствующие бюджеты (27 976 руб. 16 коп. – средства федерального бюджета, 19 425 руб. – средства областного бюджета).

Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, предписано представить в управление не позднее 01.10.2021.

ГКУ «УАД Брянской области», полагая, что представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В подпрограмме «Дорожное хозяйство» предусмотрен федеральный проект «Дорожная сеть».

Протоколом от 24.12.2018 № 15 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В структуре этого проекта утвержден федеральный проект «Дорожная сеть».

Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут предоставляться бюджетам субъектов в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ГКУ «УАД Брянской области» в 2020 году на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения предусмотрено средств в общей сумме 514 403 834 руб., использовано в общей сумме 514 403 811 руб. 10 коп., в том числе:

– за счет средств федерального бюджета в сумме 169 459 823 руб. 35 коп., КБК 0409 193R153930 244 (20-53930-00000-000000), использовано в полной сумме;

– за счет средств федерального бюджета в сумме 24 073 643 руб. 65 коп., КБК 819 193R153930 243 (20-53930-00000-000000), использовано в полной сумме;

– за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации в сумме 116 514 000 руб., КБК 819 0409 193R158560 244 (20-58560-00000-00), использовано в сумме 116 513 977 руб. 10 коп.;

– за счет средств областного бюджета в сумме 163 014 931 руб. 44 коп., КБК 819 193R153930 244 (8718), использовано в полной сумме;

– за счет средств областного бюджета в сумме 41 341 435 руб. 56 коп., КБК 819 9193R153930 243 (8718), использовано в полной сумме.

Перечень объектов и объемы финансирования расходов по ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, осуществляемых в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», в рамках реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть (Брянская область)» 2021-2023 годы подписан начальником ГКУ «УАД Брянской области» и согласован директором департамента строительства Брянской области 02.04.2021.

В статье 34 БК РФ установлено, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании протокола электронного аукциона от 21.10.2019 № 0127200000219005914 между ГКУ «УАД Брянской области» (заказчик) и ООО «Дубровкаагропромдорстрой» (подрядчик) заключен государственный контракт от 05.11.2019 № 0127200000219005914 на выполнение подрядных работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Жирятино - Тарасово на участках км 2+020- км 5+640, км 5+640 - км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области».

В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчику поручается выполнить подрядные работы по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Жирятино – Тарасово на участках км 2+020- км 5+640, км 5+640 - км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области» в соответствии с проектной документацией, утвержденной распоряжением ГКУ «УАД Брянской области» от 05.09.2019 № 123-р, и являющейся неотъемлемой частью этого контракта и с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ, являющимся приложением № 2 к контракту.

Существенными условиями контракта для сторон являются условия, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе: цена, сроки, качество работ, сроки предоставления гарантии качества (пункт 1.6 контракта).

В пункте 2.1 контракта установлено, что цена контракта определена по результатам электронного аукциона и составляет 93 366 474 руб. 70 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20% – 15 561 079 руб. 12 коп.

В пункте 5.1 контракта закреплено, что календарные сроки выполнения работ и сроки завершения отдельных видов работ определяются программой работ (приложение № 2 к контракту). Сроки выполнения работ определены сторонами в два этапа: начало работ с момента подписания контракта: 1 этап км 2+020 - км 5+640: окончание работ – 30.09.2020; 2 этап км 5+640 - км 11+600: окончание работ – 30.11.2021.

Срок окончания работ включает в себя выполнение работ в полном объеме, работу приемочной комиссии, подписание акта приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги. По согласованию с заказчиком работы могут быть выполнены и оплачены досрочно.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта подрядчик обязан выполнить все работы по ремонту объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложений к нему и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям проекта, настоящего контракта и приложений к нему.

В ходе проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере УФК по Брянской области в присутствии: представителя заказчика ГКУ «УАД Брянской области» и представителя подрядной организации ООО «Дубровкаагропромдорстрой» проведен контрольный замер выборочных объемов работ, выполненных в 2020 году подрядчиком ООО «Дубровкаагропромдорстрой», по результатам которого составлен акт контрольного замера выборочных объемов работ, выполненных в 2020 году подрядчиком ООО «Дубровкаагропромдорстрой» по ремонту автомобильной дороги Жирятино – Тарасово на участках км 2+020 – км 5+640, км 5+640 – км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области, от 06.07.2021.

Контрольным мероприятием выборочно проверено соответствие объемов выполненных работ объемам, указанным в актах о приемке выполненных работ (формы КС-2) за 2020 год в рамках исполнения государственного контракта от 05.11.2019 № 0127200000219005914 на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Жирятино – Тарасово на участках км 2+020 – км 5+640, км 5+640 – км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области», в том числе: устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/куб.м, (изменения толщины + 1 см); устройство водосбросных сооружений с проезжей части из продольных лотков из сборного бетона; устройство водосбросных сооружений с проезжей части из лотков в откосах насыпи; устройство водосбросных сооружений с проезжей части из гасителей; установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий (материал - камни бортовые БР 100.30.15); монтаж павильонов (материал - остановка автобусная ОМ-1 (металлические стойки, пластик), размеры 3000x1200х2400 мм); установка дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках; установка светильников: с лампами люминесцентными; прожектор, отдельно устанавливаемый: на стальной мачте, с лампой мощностью 500 Вт; устройство металлических барьерных ограждений типа 11ДО высотой 0,75 м механизированным способом, шаг стоек: 2 м и т.д.

По результатам проведенной проверки управлением сделан вывод, что при выполнении ГКУ «УАД Брянской области» работ по ремонту автомобильной дороги Жирятино – Тарасово на участках км 2+020 – км 5+640, км 5+640 – км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области» выявлено завышение стоимости выполненных работ в сумме 47 401 руб. 16 коп., которое произошло, по мнению управления, в результате несоответствия объемов фактически выполненных работ на объекте капитального строительства объемам, указанным в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) за 2020 год.

Суд первой инстанции, исследовав позиции сторон, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что заявителем не было допущено нарушений при приемке и оплате работ, с чем согласна апелляционная коллегия на основании следующего.

Согласно журналу производства работ № 1 (начат 02.03.2020 окончен 30.11.2020) по ремонту автомобильной дороги «Жирятино-Тарасово» на участках км 2+020-км 5+640, км 5+640-км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области, 23.10.2022 произведена установка щитков дорожных знаков на металлических стойках на ПК 0+00 – ПК 36+20 – стойки 39 шт., щитки дорожных знаков – 53 шт. и 18.11.2020 произведена установка дорожных знаков на ПК 36+20-ПК95+80 – 68 шт./60 стоек.

Это же количество знаков указано и в КС-3 от 30.11.2020 № 8, в которую входят КС-2 от 30.11.2020 № 3 – 39 шт., щитки дорожных знаков – 53 шт. и КС-2 от 30.11.2020 №10, в которую входят 68 шт. знаков, 60 стоек.

Согласно акту приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги Жирятино-Тарасово на участках км 2+020 км 5+640, км 5+640 км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области. 1 этап км 2+020 км 2+020 км 5+640 установлено и принято 53 шт. знаков.

Согласно акту приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги Жирятино-Тарасово на участках км 2+020 км 5+640, км 5+640 км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области. 2 этап км 5+640 км 11+600 установлено и принято 68 шт. знаков.

Установка дорожных знаков в количестве 121 шт. была заложена в ПСД (которая прошла государственную экспертизу) и отражена в сводной ведомости объемов работ на ремонт автомобильной дороги Жирятино-Тарасово на участках км 2+020 – км 5+640, км 5+640 – км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области (участок км 2+020 – км 5+640) – 53 шт. и в сводной ведомости объемов работ на ремонт автомобильной дороги Жирятино-Тарасово на участках км 2+020 – км 5+640, км 5+640 – км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области (участок км 5+640 – км 11+600) – 68 шт.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент приемки работ дорожные знаки установлены в полном объеме в количестве 121 шт., что подтверждается актом о приемке выполненных работ № 3 (КС-2) от 30.11.2020 (обустройство дороги (участок км 2+020 - км 5+640)); актом о приемке выполненных работ от 30.11.2020 № 10 (KC-2) (обустройство дороги (участок км 5+б40 - км 11+600)); актом приемки законченных работ от 30.11.2020 года по ремонту автомобильной дороги Жирятино - Тарасово на участках км 2+020 - км 5+640, км 5+640 - км 11+600 в Жирятинском районе Брянской области.

Данный объект принят в эксплуатацию 30.11.2020 решением приемочной комиссии, действующей на основании приказа начальника учреждения от 24.11.2020 № 463, полностью соответствовал условиям государственного контракта от 05.11.2019 № 0127200000219005914 и проектно-сметной документации.

Впоследствии объект передан по гарантийному паспорту АО «Брянскавтодор», которое производит работы по содержанию принятого в эксплуатацию объекта по государственному контракту от 31.12.2019 № 0127200000219007454.

Из материалов дела следует, что учреждение 14.09.2021 обратилось в УУП ОУУП и ПДН ПП «Жирятинский» МО МВД РФ «Почепский» с заявлением о хищении дорожных знаков (т. 2 л.д. 121-122). Согласно пояснениям от 29.09.2021 № 1-9/4237 всего похищено 10 щитков для дорожных знаков (т. 2 л.д. 144) – неустановка стольких же знаков вменяется учреждению согласно предписанию.

То обстоятельство, что учреждение обратилось с указанным заявлением в органы внутренних дел после проведения плановой проверки, не имеет правового значения для рассмотрения спора.

Отсутствие возражений со стороны ГКУ «УАД Брянской области» и подрядчика на акт контрольного обмера вопреки доводам управления не подтверждает несоответствие предъявленных к оплате и оплаченных работ, а лишь свидетельствует о согласии присутствующих при осуществлении контрольного замера должностных лиц с фактом отсутствия 10 дорожных знаков на момент совместного осмотра.

При этом следует отметить, что позиция УФК по Брянской области о несоответствии предъявленных к оплате и оплаченных работ основана на результатах проверки, проведенной в июле 2021 года, в то время как какие-либо доказательства, свидетельствующие об отсутствии дорожных знаков в ноябре 2020 года (на момент приемки работ), управлением в материалы дела не представлено.

Из материалов дела усматривается, что ГКУ «УАД Брянской области» до срока исполнения представления – до 01.10.2021 предприняты меры по устранению причин и условий нарушения – направлены заявление в полицию о факте кражи, предписание подрядной организации АО «Брянскавтодор» о восстановлении недостающих по причине хищения дорожных знаков. 14.09.2021 дорожные знаки были восстановлены в полном объеме, что подтверждается журналом производства работ АО «Брянскавтодор».

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах заявленные учреждением требования удовлетворены судом правомерно.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2023 по делу № А09-8996/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

Е.В. Мордасов

Ю.Е. Холодкова