ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-2437/17 от 10.10.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-2437/2017

«11» октября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

при участии в судебном заседании представителя государственного автономного учреждения Республики Бурятия «Дирекция спортивных сооружений» ФИО1 (доверенность от 09.01.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Республики Бурятия «Дирекция спортивных сооружений» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года по делу №А10-2437/2017 (суд первой инстанции – Логинова Н.А.),

установил:

государственное автономное учреждение Республики Бурятия «Дирекция спортивных сооружений» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ГАУ РБ «ДСС», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - УФК по РБ, Управление) о признании недействительным и отмене представления от 20.04.2017 №02-11-46/23-1503.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года по делу №А10-2437/2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В апелляционной жалобе учреждение не согласно с выводами суда первой инстанции о том, что являлось государственным заказчиком и должно было руководствоваться при осуществлении закупок положениями пункта 4 статьи 15 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также о нарушении сроков реализации мероприятия в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан в 2014-2017 годы и на период до 2020 года).

По мнению заявителя жалобы, при осуществлении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3, поскольку затраты на приобретение и монтаж лифта и лестничной подъемной наклонной платформы в рамках применения Закона 44-ФЗ не относятся к капитальным вложениям.

УФК по Республике Бурятия в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.09.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

УФК по Республике Бурятия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 28 февраля по 06 марта 2017 года УФК по РБ на основании приказа руководителя Управления от 28.02.2017 №97 в отношении ГАУ РБ «ДСС» проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, за 2015-2016 годы. По результатам проверки составлен акт от 06.03.2017, копия которого получена лично директором Учреждения 10.03.2017.

В ходе проверки установлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля:

1) мероприятие «Организация мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта» не реализовано в полном объеме в сроки, установленные подпрограммой «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 №107;

2) в нарушение части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без проведения процедур размещения заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных нужд, предусмотренных федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок, осуществлена закупка оборудования (лифт и лестничная подъемная наклонная платформа), затраты на приобретение которой являются капитальными вложениями.

20.04.2017 года заместителем руководителем Управления ФИО2 в адрес ГАУ РБ «ДСС» вынесено представление №02-11-46/23-1503, которым указано на необходимость в срок до 16.05.2017 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.

Не согласившись с названным представлением от 20.04.2017 №02-11-46/23-1503, заявитель обратился в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, оспариваемое представление вынесено Управлением по результатам проведения проверки использования Учреждением средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, за 2015-2016 годы.

Поскольку заявитель является автономным учреждением, которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не относится к участникам бюджетного процесса, УФК по РБ осуществлен контроль за соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части соблюдения заявителем целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.

В силу положений части 3 статьи 265, статьи 269.2, части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", подпункта «в» пункта 7, подпункта «г» пункта 10, пунктом 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила №1092), оспариваемое представление вынесено заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО2 в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РБ от 14.03.2014 N 107 утверждена Подпрограмма 2 «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2017 годы и на период до 2020 года)", целью которой является выполнение обязательств по социальной поддержке инвалидов, обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Республике Бурятия.

Согласно паспорту подпрограммы этапами реализации подпрограммы являются: I этап: 2014 - 2017 годы; II этап: 2018 - 2020 годы.

Названной Подпрограммой в 2015 году предусмотрено ресурсное обеспечение организации мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта в размере 4 850 000 руб.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (действующими до 01.01.2016, далее - Правила №297), предусмотрено, что субсидии предоставляются на основании соглашений, заключаемых в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 10 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Как установлено судом первой инстанции, 05.08.2015 в соответствии с Правилами №297 между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение №15-С-13-ГП-62 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Республики Бурятия, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Предметом Соглашения является предоставление в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в подпрограмму «Доступная среда» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 №107, в размере 23 330 000 рублей.

Согласно пункту 2 Соглашения от 05.08.2015 №15-С-13-ГП-62 условиями предоставления субсидии являются:

1) наличие программы Субъекта, прошедшей экспертизу на заседании Координационного совета по контролю за реализацией Программы, утвержденной в установленном порядке, содержащей требование об уточнении мероприятий программы Субъекта при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности предоставления субсидии;

2) наличие в бюджете Субъекта бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Субъекта, на финансирование которого предоставляется субсидия.

26.08.2015 во исполнение мероприятия «Организация мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта» Подпрограммы 2 «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2017 годы и на период до 2020 года)" между Республиканским агентством по физической культуре и спорту и ГАУ РБ «ДСС» заключено Соглашение №17¬08-2015, предметом которого является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению целевой субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» для реализации в 2015 году мероприятий по формированию условий доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с поступлением средств из федерального бюджета в соответствии со сметой расходов (Приложение №1) (пункты 1.1-.1.2).

Размер субсидии составляет 3 400 000 рублей (пункт 1.3).

Согласно смете расходов (Приложение №1 к Соглашению) в перечень товаров (работ, услуг), необходимых для реализации мероприятий по формированию условий доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения входят:

- лестничная платформа наклонного перемещения для инвалидов стоимостью 370 000 руб.;

- монтажные работы по установке лестничной платформы наклонного перемещения стоимостью 90 000 руб.;

- поставка, монтаж и пусконаладочные работы по устройству лифта стоимостью 1 843 277,71 руб.;

- работы по монтажу пандуса в рамках текущего ремонта стоимостью 35 207 руб.;

- материалы для монтажа пандусов стоимостью 61 515 руб. 29 коп.

Соглашение считается заключенным и вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31 декабря 2015 г. (пункт 5).

15.10.2015 между Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия и ГАУ РБ «ДСС» заключено Дополнительное соглашение №1 к Соглашению от 26.08.2015 №17-08-2015, согласно которому в пунктах 1.2, 1.5 Соглашения слова «для реализации в 2015 году» заменены словами «для организации и реализации в 2015 -2016 годах»; в пункте 5.2 слова «до 31 декабря 2015 года» заменены словами «до 31 июня 2016года».

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением от 26.08.2015 №17-08-2015, ГАУ РБ «ДСС» заключило следующие договоры:

1) договор на поставку лестничной подъемной наклонной платформы «INVA 350» от 13.10.2015 №624/АУ с ООО «Центр реабилитационной техники «ИНВА». Стоимость товара составила 370 000 рублей (пункт 2.1 договора). Оплата производится из средств целевой субсидии «Субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» (пункт 3.3 договора). Заказчик производит авансовый платеж в размере 30% - 111 000 руб. на основании счета на оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней, окончательная оплата в размере 70% - 259 000 руб. производится по факту поставки товара в течение 10 банковских дней на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной по форме ТОРГ-12, а также акта приема-передачи товара (пункт 3.2 договора). Согласно спецификации к договору срок поставки: не более 60 дней с момента поступления авансового платежа на расчетный счет поставщика.

Дополнительным соглашением от 29.10.2015 №1 к договору стороны предусмотрели, что заказчик производит авансовый платеж в размере 70% - 259 000 руб. на основании счета на оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней, окончательная оплата в размере 30% - 111 000 руб. производится по факту поставки товара в течение 10 банковских дней на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной по форме ТОРГ-12, а также акта приема-передачи товара.

Дополнительным соглашением от 18.12.2015 №2 к договору стороны предусмотрели, что заказчик производит авансовый платеж в размере 70% - 259 000 руб. на основании счета на оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней, окончательная оплата в размере 30% - 111 000 руб. производится до 28.12.2015.

Дополнительным соглашением от 23.12.2015 №3 к договору стороны предусмотрели, что заказчик производит платеж в размере 100% - 370 000 руб. на основании счета на оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней, окончательная оплата производится до 28.12.2015.

Поставка лестничной подъемной наклонной платформы Учреждению произведена 21.03.2016 на основании универсального передаточного документа от 08.02.2016 №10.

Стоимость товара оплачена в полном объеме платежными поручениями от 24.11.2015 №115796, от 25.12.2015 №398991.

2) договор подряда от 17.12.2015 №12 (№858/АУ) с ООО «Бурятская Компания «Союзлифтмонтаж» на выполнение работ по установке лестничной подъемной наклонной платформы прямолинейной траектории INVA 350 зав. №AL 676 в помещении Физкультурно-спортивного комплекса, расположенного по адресу: <...>. Стоимость работ согласно локально-сметному расчету №1 составила 90 000 руб. Оплата производится за счет средств целевой субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» в порядке 100% предоплаты в срок до 28 декабря 2015г. путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика (пункты 3.2, 3.4 договора). Срок исполнения: в течение 20 дней с даты передачи оборудования для монтажа (пункт 1.3 договора).

Работы по установке лестничной подъемной наклонной платформы приняты актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 18.04.2016 №1 на сумму 90 000 рублей в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 18.04.2016 №1 и оплачены в полном объеме платежным поручением от 23.12.2015 №371006.

3) договор на поставку с монтажом и пуско-наладочными работами пассажирского лифта на Центральном стадионе, расположенном по адресу: <...>, от 08.10.2015 №617/АУ с ООО «КрасЛифтКомплект». Стоимость оборудования и работ составила 2 629 845 руб. (пункт 2.1 договора). Оплата производится за счет средств целевой субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» (пункт 3.4 договора). Заказчик производит авансовый платеж в размере 30% - 788 953 руб. 50 коп. на основании счета на оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней, окончательная оплата производится в размере 70% - 1 840 891 руб. 50 коп. по факту поставки оборудования с монтажом и пуско-наладочными работами на основании акта приема-передачи оборудования, товарной накладной по форме ТОРГ-12, акта выполненных работ, локального сметного расчета и предоставления счета на оплату в течение 10 банковских дней с момента получения их заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика (пункт 3.3 договора). Срок поставки оборудования: не более 60 дней с момента поступления авансового платежа на расчетный счет поставщика (пункт 3.2 договора).

Дополнительным соглашением от 19.10.2015 №1 к договору стороны предусмотрели, что срок поставки оборудования: не менее 90 рабочих дней с момента поступления аванса. Оплата производится поэтапно: заказчик на основании счета на оплату производит авансовый платеж за оборудование в размере 30% от цены договора, что составляет 788 954 руб. в течение 10 банковских дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика; платеж в размере 1 000 000 руб. - в течение 3 банковских дней с даты получения уведомления по электронной почте al.77@inbox.ru E-mail: priem@-sport.ru о готовности оборудования к отгрузке заводом-изготовителем; сумму в размере 109 228 руб. - в течение 3 банковских дней на основании акта приема-передачи оборудования, товарной накладной по форме ТОРГ-12. Перед началом выполнения работ по пуско-наладке заказчик производит предоплату 30% от стоимости работ - 219 498 руб. 90 коп., оставшиеся 70% от стоимости работ - 512 164 руб. 10 коп. в течение 10 банковских дней на основании подписанного сторонами акта выполненных работ и счета на оплату.

Дополнительным соглашением от 23.12.2015 №2 к договору стороны предусмотрели, что дополнительно поставщик выполняет работы по стройготовности шахты лифта на сумму 220 000 руб. (в т.ч. затраты на исследование шахты лифта в размере 47 000 руб.) в соответствии с локально-сметным расчетом. Оплата производится поэтапно: заказчик на основании счета на оплату производит авансовый платеж за оборудование в размере 30% от цены договора, что составляет 788 954 руб. в течение 10 банковских дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика; платеж в размере 1 000 000 руб. - в течение 3 банковских дней с даты получения уведомления по электронной почте al.77@inbox.ru E-mail: priem@-sport.ru о готовности оборудования к отгрузке заводом- изготовителем; сумму в размере 840 891 руб. - до 28.12.2015. Перед началом выполнения работ по стройготовности шахты лифта заказчик производит предоплату 100% от стоимости работ - 220 000 руб. на основании счета на оплату до 28.12.2015. Оплата в размере 213 432,71 руб. производится из средств целевой субсидии «Субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения», 6 567,29 руб. - из средств от деятельности, приносящей доход.

Поставка оборудования Учреждению произведена 24.02.2016 на основании товарной накладной от 24.02.2016 №10.

Работы по монтажу и пуско-наладочные работы приняты актами о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.02.2016 №№1, 2, 3 на общую сумму 2 849 845 рублей в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 24.02.2016 №4.

Стоимость оборудования и работ оплачена в сумме 2 843 277 руб. 71 коп. платежными поручениями от 29.10.2015 №847079, от 14.12.2015 №265499, от 25.12.2015 №419650.

4) договор подряда от 13.10.2015 №642/АУ с ООО «Купина» на выполнение работ по монтажу пандуса на объекте «Стадион на 10 000 мест и легкоатлетический манеж», находящийся по адресу: <...>. Оплата в размере 35 207 руб. производится после подписания акта выполненных работ за счет целевой субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» (пункты 4.1, 4.4). Срок выполнения работ: 20 рабочих дней с момента подписания настоящего договора обеими сторонами (пункт 1.3).

Работы по монтажу пандуса приняты актом о приемке выполненных работ от 30.10.2015 №1 на сумму 35 207 рублей в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 30.10.2015 №1 и оплачены в полном объеме платежным поручением от 17.12.2015 №305279.

5) договор от 08.10.2015 №641/АУ с ООО «СантехМЕТ» на поставку товара (материалов для монтажа пандусов) согласно счету №10968 от 08.10.2015. Цена договора составила 61 515,29 руб. (пункт 4.1). В пунктах 4.3-4.4 договора предусмотрено, что оплата товара производится за счет целевой субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» путем предоплаты в размере 100%. Поставщик обеспечивает поставку товара в течение 5 календарных дней с даты поступления денежных средств на расчетный счет поставщика. Поставка товара Учреждению произведена 20.10.2015 на основании универсального передаточного документа от 20.10.2015 №9969. Стоимость товара оплачена в полном объеме платежным поручением от 16.10.2015 №765963.

Таким образом, Учреждением на цели предоставления субсидии «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» по состоянию на 31 декабря 2015 года потрачено 2 400 000 руб., из которых 3 303 277 руб. 71 коп. потрачены на невыполненные работы.

Указанное подтверждается также отчетом Учреждения об исполнении условий предоставления субсидии и об эффективности осуществления расходов, источниками финансового обеспечения которых является субсидия «Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения» (федеральный бюджет) на 31 декабря 2015 года.

При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Учреждением в 2015 году показатели результативности предоставления субсидии не достигнуты, а именно не выполнены в полном объеме мероприятия по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта.

Также является правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении Учреждением сроков реализации мероприятия в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан в 2014-2017 годы и на период до 2020 года): 1-й этап - 2014-2017 годы, 2-й этап - 2018-2020 годы.

Пунктом 8 Соглашения от 05.08.2015№15-С-13-ГП-62 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в подпрограмму «Доступная среда» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014 - 2017 годы и на период до 2020 года)» предусмотрено, что субсидия из федерального бюджета предоставляется бюджету Субъекта на текущий финансовый год.

Таким образом, мероприятие, предусмотренное Соглашением от 26.08.2015 №17-08-2015, заключенным между Республиканским агентством по физической культуре и спорту и ГАУ РБ «ДСС» в связи с поступлением средств из федерального бюджета, должно быть реализовано в полном объеме в 2015 году.

Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом им порядке.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По каждой государственной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы (пункт 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поскольку внесение изменений в дату реализации мероприятий в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации возможно только на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, постольку продление срока реализации мероприятия Дополнительным соглашением от 15.10.2015, заключенным между Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия и ГАУ РБ «ДСС», следует признать неправомерным, тем самым нарушаются сроки выполнения Подпрограммы «Доступная среда» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)».

Следовательно, вывод суда первой инстанции, основанный на представленных в материалы дела доказательствах о нарушении Учреждением сроков реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой 2 «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы на период до 2020 года), утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 №107, является правильным.

Обоснован и соответствует закону вывод УФК по РБ о нарушении Учреждением части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как установлено УФК по РБ и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заключение и исполнение договоров от 13.10.2015 №624/АУ с ООО «Центр реабилитационной техники «ИНВА» на поставку лестничной подъемной наклонной платформы прямолинейной траектории INVA 350 в помещении физкультурно-спортивного комплекса, расположенного по адресу <...>, от 08.10.2015 №617/АУ с ООО «КрасЛифтКомплект» на поставку с монтажом и пуско-наладочными работами пассажирского лифта на Центральном стадионе, расположенном по адресу: <...>, осуществлялось Учреждением в целях реализации мероприятий, предусмотренных соглашением от 26.08.2015 №17-08-2015, за счет средств, источником которых являлась субсидия из федерального бюджета, в соответствии с Положением о закупках, утвержденным на заседании Наблюдательного совета Учреждения, то есть заключение и исполнение указанных договоров осуществлялось Учреждением в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из системного толкования положений части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ и положений части 2 статьи 1 Закона N 223 -ФЗ следует, что указанные законы регулируют правоотношения в области закупки товаров, работ и услуг с различным субъектным составом. При этом случаи применения Закона N 44-ФЗ к правоотношениям в области закупки товаров, работ и услуг с участием автономных учреждений указаны в части 4 статьи 15 указанного закона.

Согласно части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Таким образом, автономное учреждение руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ в случае предоставления бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности и только в области мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.

Положения части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ направлены на реализацию норм статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности. В этой связи в Законе N 44-ФЗ (пункт 31 части 1 статьи 93) использован установленный Бюджетным кодексом термин "субсидии на осуществление капитальных вложений", определяющий способ финансового обеспечения строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.199 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно Положению о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 №158 лифт является одним из видов инженерного оборудования современных городских жилых, общественных и промышленных зданий. Новый лифт включается в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации, то есть после завершения монтажа и приведения в состояние, пригодное для использования.

Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, предусмотрено, что лифты являются подъемно-транспортным оборудованием, включенным в третью амортизационную группу (код по ОКОФ 330.28.22.1.). Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерств финансов РФ от 04.12.2010 №157н, установлено, что затраты на приобретение и монтаж оборудования должны учитываться на счете 106 «вложения в основные средства», подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

Таким образом, затраты на приобретение и монтаж лифта и лестничной подъемной наклонной платформы правильно расценены УФК по РБ как капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности.

Поскольку в данном случае закупка произведена за счет субсидии, предоставляемой из бюджета субъекта РФ, то она должна была быть осуществлена в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ.

Таким образом, довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона N 223-ФЗ несостоятелен, поскольку указанный закон определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон N 223-ФЗ и предусмотренные им Положения о закупках, утвержденные наблюдательными советами автономных учреждений, не подлежат применению.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года по делу №А10-2437/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

Г.Г. Ячменёв