ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А10-2994/08 - Ф02-2467/2009
03 июня 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Мироновой И.П., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества «Бурятэнергосбыт» - ФИО1 (доверенность от 27.12.2008 № 247), общества с ограниченной ответственностью «Распределительные сети» - ФИО2 (доверенность от 31.12.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Распределительные сети» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 января 2009 года по делу №А10-2994/08 (суд первой инстанции: Орлов Э.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Распределительные сети» (ООО «Распределительные сети») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу «Бурятэнергосбыт» (ОАО «Бурятэнергосбыт») о взыскании 807 124 рублей 32 копеек - суммы задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии по договору №2 от 27.12.2006.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 января 2009 года в иске отказано.
Судебный акт принят со ссылкой на статьи 307, 424, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, статьи 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и мотивирован правомерностью изменения в декабре 2007 года установленного истцу тарифа на электрическую энергию.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе ООО «Распределительные сети» просит проверить законность принятого судебного акта в связи с нарушением арбитражным судом первой инстанции норм материального права: пунктов 10, 18, 64 Постановления Правительства Российской Федерации №109 от 26.02.2004 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», статьи 4 Федерального закона №41 от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
Заявитель кассационной жалобы считает Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 20.12.2007 №1/10 незаконным, принятым на срок менее одного финансового года и противоречащим статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию».
ООО «Распределительные сети» полагает, что при издании этого приказа был нарушен порядок принятия решения регулирующим органом, однако, указанное обстоятельство необоснованно не было учтено судом при принятии решения.
В отзыве ОАО «Бурятэнергосбыт» возразило против доводов кассационной жалобы, сославшись на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители истца и ответчика подтвердили доводы и возражения, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на неё.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14 часов 20 минут 2 июня до 9 часов 15 минут 3 июня 2009 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представители лиц участвующих в деле, приняли участие в судебном заседании.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанций о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 N 41-ФЗ в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов входит, в том числе установление тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что расчеты за оказанные услуги по передаче электроэнергии производятся по установленным уполномоченным органом тарифам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спор между ООО «Распределительные сети» и ОАО «Бурятэнергосбыт» возник по вопросу правомерности изменения в течение 2007 года установленного тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по договору от 27.12.2006 №2 и дополнительному соглашению к нему от 30.11.2007, в соответствии с которым был увеличен перечень точек приема электрической энергии в сеть исполнителя.
Поскольку расчет за оказанные услуги ОАО «Бурятэнергосбыт» осуществляло по измененному тарифу, а не по ранее утвержденному, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что государственное регулирование тарифов в отношении истца было установлено впервые, в связи с чем на него не распространяется действие ограничений, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Данные выводы суда первой инстанции являются неправомерными.
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 установлено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
В пунктах 10 и 64 названных Правил предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
При этом, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Расчетным периодом согласно пункту 2 указанных Правил является период продолжительностью не менее одного года, на который устанавливаются регулируемые тарифы (цены).
Установление тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую энергию в течение расчетного периода возможно только в двух случаях: при принятии решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также при установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Как следует из приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.12.2006 №1/36 и от 30.01.2007 №1/45 (т.1 л.д.63, т.6 л.д.6) впервые ООО Распределительные сети» тариф на услуги по передаче электрической энергии был установлен с 1 февраля 2007 года.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 20.12.2007 №1/10 установленный тариф был изменен в течение расчетного периода и в нарушение вышеназванных норм права.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истцу впервые был установлен тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и нераспространении в связи с этим обстоятельством на истца действия установленных законодателем ограничений, не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции представленный истцом расчет взыскиваемой суммы не был предметом исследования и оценка ему не дана, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для принятия нового судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 января 2009 года по делу №А10-2994/08 принято с нарушениями норм материального, в связи с чем на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене и передаче дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, проверить и дать оценку представленному истцом расчету взыскиваемой суммы, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права принять судебный акт, а также распределить расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 января 2009 года по делу №А10-2994/08 отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
А.И. Рудых
И.П. Миронова
Л.М. Соколова