ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-3023/2008 от 24.08.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Иркутск

№А10-3023/2008

24 августа 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей: муниципального учреждения «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ» - Балачук Светланы Александровны (доверенность от 18.06.2009 № 526, паспорт), Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Баировой Светланы Витальевны (доверенность от 11.03.2009 № 1022, паспорт), Министерства финансов Республики Бурятия - Федоровой Елены Александровны (доверенность от 14.05.2009

№ 01-01/23-19, паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального учреждения «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ» и муниципального унитарного предприятия «Управление трамвая» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2009 года по делу

№А10-3023/2008 (суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Капустина Л.В., Даровских К.Н.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Управление трамвая» (далее – МУП «Управление трамвая») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению «Комитет производственных технологий и предпринимательства» (далее – МУ «Комитет ПТ и П») и Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о взыскании 140 420 рублей суммы выпадающих доходов по договору от 23.03.2007.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Российская Федерация в лице управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» (далее – РГУ «Центр соцподдержки»).

Постановлением администрации г. Улан-Удэ №41 от 02.02.2009 МУ «Комитет ПТ и П» переименован в муниципальное учреждение «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ» (далее – МУ «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ»).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2009 года исковые требования удовлетворены. Арбитражный суд взыскал с Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за счёт казны Республики Бурятия в пользу МУП «Управление трамвая» 144 728 рублей 40 копеек, из которых 140 420 рублей - убытки, 4 308 рублей 40 копеек – расходы истца по государственной пошлине.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2009 года решение суда первой инстанции отменено. Четвертый арбитражный апелляционный суд взыскал с МУ «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ» в пользу МУП «Управление трамвая» денежную сумму 140 420 рублей, в иске к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия отказал.

Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, МУ «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ» и МУП «Управление трамвая» обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить.

Как полагает МУ «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ» , исключение МУ «Комитет ПТ и П» из оплаты части проездных билетов стало возможным в результате действий администрации г. Улан-Удэ в лице комитета социальной защиты населения г. Улан-Удэ по проверке целевого использования бюджетных средств. Администрация г. Улан-Удэ осуществляла данные проверки в рамках государственного контракта с Министерством труда и социального развития Республики Бурятия. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.

МУП «Управление трамвая» в кассационной жалобе указывает на то, что надлежащим ответчиком по делу должно быть Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.

Министерство финансов Республики Бурятия в отзыве на кассационные жалобы доводы заявителей отклонило, указав на законность обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель МУ «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ» подтвердил доводы кассационной жалобы.

Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерства финансов Республики Бурятия возразили против доводов кассационных жалоб, указав на законность обжалуемого судебного акта.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 69570, 69571, 69573, 69575, 69701, 69702, 69704, 69706), однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационные жалобы не представили.

Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, МУП «Управление трамвая» в рамках заключенного с МУ «Комитет

ПТ и П» договора от 23.03.2007 осуществляло продажу отдельным категориям граждан социальных проездных билетов и обеспечивало их проезд на городском электрическом транспорте.

МУП «Управление трамвая» оказано ответчику услуг на сумму 15 727 380 рублей, что подтверждается актами выполненных работ.

МУ «Комитет ПТ и П» перечислило истцу 15 586 370 рублей, исключив при этом часть проездных билетов на сумму 140 420 рублей со ссылкой на результаты проверки, проведённой Комитетом социальной защиты населения г. Улан-Удэ.

Отказ МУ «Комитет ПТ и П» оплатить сумму выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда отдельной категории граждан, послужил основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования со ссылкой на статьи 307, 309, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал, что выпадающие доходы МУП «Управление трамвая» не были оплачены вследствие действий комитета социальной защиты населения г. Улан-Удэ (в настоящее время РГУ «Центр соцподдержки»), являвшегося структурным подразделением Министерства социальной защиты по Республике Бурятия. При этом суд исходил из того, что расходы истцу должны быть возмещены за счёт казны Республики Бурятия.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что бюджет г. Улан-Удэ в 2007 году получил из бюджета Республики Бурятия финансовые средства в сумме 15 788 500 рублей на обеспечение равной транспортной доступности для льготной категории граждан, таким образом МУ «Комитет ПТ и П» обладал финансовыми средствами в полном объеме для выполнения обязательств по договору с МУП «Управление трамвая», возмещение истцу расходов должно быть осуществлено за счет МУ «Управление транспорта связи города Улан-Удэ».

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счёт МУ «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ», Четвертый арбитражный апелляционный суд исходил из того, что истцом доказано наличие и размер убытков, возникших в результате невозмещения предоставленных отдельным категориям граждан льгот по проезду.

Данные выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда являются обоснованными.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая, что льготы предоставлены на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 27.02.2007 №118-р «Об утверждении Порядка и условий по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Бурятия по проезду в 2007 году на городском пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», а также то, что из бюджета Республики Бурятия в бюджет г. Улан-Удэ были перечислены финансовые средства в сумме 15 788 500 рублей, необходимые и достаточные для возмещения оказанных услуг МУП «Управление трамвая», суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат взысканию с МУ «Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ».

Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что отказ в оплате оказанных услуг стал возможным в результате действий комитета социальной защиты населения г. Улан-Удэ отклоняются как несостоятельные. Коммерческая организация, оказавшая услуги по льготной цене, не может лишаться права на возмещение выпадающих расходов по данной причине.

Несостоятельны доводы кассационных жалоб о том, что МУ «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку муниципальное образование «Город Улан-Удэ» получило в 2007 году из бюджета Республики Бурятия финансовые средства на покрытие расходов МУП «Управление трамвая» по перевозке льготной категории граждан в полном объеме, ответчиком правомерно определено МУ «Управление транспорта и связи администрации города Улан-Удэ», которому денежные средства были перечислены субъектом Российской Федерации на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2009 года по делу

№А10-3023/2008 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2009 года по делу №А10-3023/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Воробьева

Судьи:

В.И. Кулаков

И.П. Миронова