ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-3233/18 от 24.10.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Ленина, 100-б, г. Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита дело №А10-3233/2018

31 октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года

В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Капустиной Л.В.,

судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.03.2019 по делу №А10-3233/2018 по иску Правительства Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 670001, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Бухта Безымянная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 671273, Бурятия Республика, <...>), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 123112, <...>), акционерного общества «Особая экономическая зона «Байкальская гавань» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 671273, Бурятия Республика, <...>), акционерного общества «Особые экономические зоны» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 125009, <...>), общества с ограниченной ответственностью «Байкал Регион» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 670033, <...>), общества с ограниченной ответственностью «Байкальская бухта» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 670000, <...>), администрации муниципального образования «Прибайкальский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 671260, Бурятия Республика, <...>) о расторжении соглашения и взыскании денежных средств,

с участием в судебном заседании: представителя истца ФИО1, действовавшего по доверенности от 06.05.2019; представителя третьего лица АО «Особая экономическая зона «Байкальская гавань» ФИО2, действовавшего по доверенности от 16.10.2019,

у с т а н о в и л :

Правительство Республики Бурятия (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью «Бухта Безымянная» (далее – ответчик) с требованиями о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия от 07.08.2014 №С-316-ЕЕ/Д14, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и ООО «Бухта Безымянная», и взыскании 5 000 000 руб. штрафа.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Байкал Регион» и ООО «Байкальская бухта», Министерство экономического развития Российской Федерации, АО «Особая экономическая зона «Байкальская гавань», АО «Особые экономические зоны», администрация муниципального образования «Прибайкальский район» (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.03.2019 иск удовлетворен частично. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия №С-316-ЕЕ/Д14 от 07.08.2014, заключенное между Министерством экономического развития Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью «Бухта Безымянная» расторгнуто. В удовлетворении требования о взыскании 5 000 000 руб. неустойки отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом по делу, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик сослался на отсутствие своей вины в исполнении обязательств, установленных соглашением, поскольку в нарушение пункта 2.1.1 соглашения Министерство экономического развития Российской Федерации не заключило с ним договор аренды земельного участка, не предоставило в пользование земельный участок.

Истец и АО «Особая экономическая зона «Байкальская гавань» в отзывах на апелляционную жалобу привели аргументы в поддержку решения суда, сослались на то что, указанное ответчиком обстоятельство не заключения с Министерством экономического развития Российской Федерации договора аренды земельного участка не влияет на принятый по делу судебный акт. Каждый из них просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В связи с заменой в составе суда на судью Скажутину Е.Н. судьи Макарцева А.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 24.10.2019 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика, присутствовавший в судебном заседании 26.09.2019, изложил доводы, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, поддержал требование жалобы.

Представили истца и третьего лица АО «Особая экономическая зона «Байкальская гавань» изложили доводы в обоснование отзывов на апелляционную жалобу.

Третьи лица ООО «Байкал Регион», ООО «Байкальская бухта», Министерство экономического развития Российской Федерации, АО «Особые экономические зоны», администрация муниципального образования «Прибайкальский район», извещенные о возбуждении судебного производства по делу, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. Ответчик не обеспечил явку представителя в судебное заседание, состоявшееся 24.10.2019.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебные заседания представителей участвующих в деле лиц не препятствовала судебному разбирательству.

Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует и установил суд, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 №68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны, законченного 02.03.207 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия и администрацией муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия.

07.08.2014 Министерство экономического развития Российской Федерации, АО «Особые экономические зоны» (управляющая компания) и ответчик (резидент туристско-рекреационной деятельности) на срок до 31.12.2015 заключили соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия (далее - соглашение). Предметом соглашения стали отношения в связи с ведением резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне (ОЭЗ), а именно: строительством и эксплуатацией гостевого комплекса на участке «Бухтя Безымянная» ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань», созданием объектов гостевого комплекса общей площадью не менее 10 417 кв. м в соответствии с бизнес-планом.

По условиям соглашения ответчик обязался: на территории ОЭЗ вести только деятельность, предусмотренную соглашением (пункт 2.5.1); осуществить инвестиции в сумме не менее 380 936 000 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее 316 224 000 руб. (пункт 2.5.2); не позднее 260 дней с даты заключения соглашения направить в Министерство экономического развития Российской Федерации, заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны пункт 2.5.3); оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (пункт 2.5.4); оплатить расходы по формированию и государственному кадастровому учету земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и предоставляемого резиденту в аренду, в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (пункт 2.5.5); осуществить строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (пункт 2.5.7); согласовать с управляющей компанией проектную документацию, положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством РФ (пункт 2.5.9); согласовывать с управляющей компанией изменения графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительств, графика потребления ресурсов (пункт 2.5.10); информировать управляющую компанию об изменении сроков строительства объекта (пункт 2.5.11); обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны на территории земельного участка «Бухта Безымянная» в пределах арендуемого резидентом земельного участка (пункт 2.5.13 соглашения).

В пункте 4.6 соглашения стороны предусмотрели возможность расторжения соглашения судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной.

Комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации провели проверки выполнения ответчиком как резидентом ОЭЗ условий соглашения. По результатам проверок в период с 24.10.2016 по 06.11.2016, с 05.12.2017 по 18.12.2017, с 25.01.2018 по 30.01.2018 составлены акты от 11.11.2016 №9, от 22.11.2017 №3, от 05.02.2018 №3. В них зафиксировано нарушение исполнения ответчиком своих обязательств резидента: не соблюдены сроки ввода объектов в эксплуатацию (не выполнены работы по устройству внешних сетей электроснабжения, внешних сетей водоснабжения, автономного теплоснабжения, водоотведению с локальной очисткой, работы по устройству дорожной инфраструктура, подъездных дорог/съездов с трассы, работы по устройству объектов туристско-рекреационной инфраструктуры резидента).

С письмом от 11.11.2016 №Д14и-3360 Министерство экономического развития Российской Федерации направило ответчику копию акта проверки от 11.11.2016 №9, тогда же предложило ответчику представить мотивированные возражения. Министерство туризма Республики Бурятия направило ответчику уведомление от 09.01.2018 №1 об устранении нарушений, выявленных по итогам проверки исполнения ответчиком условий соглашения. Затем Министерство туризма Республики Бурятия направило ответчику уведомление от 15.02.2018 №48-03-04-И130/18 об устранении нарушений, выявленных по итогам плановой проверки исполнения ответчиком условий соглашения.

Ответчик не подтвердил исполнение принятых на себя по соглашению обязательств.

Правительство Республики Бурятия на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 №254 и в соответствии с соглашение от 01.06.2017 №С-92-АЦ/Д14, заключенным с Министерством экономического развития Российской Федерации, наделенное полномочиями по управлению ОЭЗ туристско-рекреационного типа созданной на территории муниципального образования Прибайкальский район Республики Бурятия, в том числе полномочиями контроля за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении заключенного с ответчиком соглашения по причине существенного нарушения ответчиком условий соглашения и не получением от ответчика согласия на расторжение соглашения.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», статей 4, 9, 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», статей 309, 310, 329, 330, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд исходил из наличия оснований для удовлетворения иска в части расторжения соглашения, поскольку нашел доказанным допущение ответчиком существенное нарушение соглашения. При этом суд посчитал не обоснованным требование истца в части взыскания с ответчика штрафа.

Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда правильным.

Поскольку спорные отношения возникли из соглашения по осуществлению туристско-рекреационной деятельности резидента, к ним применимы нормы Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон №116-ФЗ).

Туристско-рекреационная деятельность в ОЭЗ может осуществляться резидентом на основании соглашения, заключенного с уполномоченным государственным органом (статья 12 Закона №116-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона №116-ФЗ, соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной. Существенным нарушением резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении деятельности является в частности неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением (подпункт 4 пункта 3 статьи 20 Закона №116-ФЗ).

Аналогичное основание расторжения соглашения предусмотрено в пункте 4.6 соглашения.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты проверок деятельности ответчика по исполнению соглашения, в отсутствие в деле сведений, опровергающих их, суд установил, что с ноября 2016 года ответчик не исполняет принятые на себя обязательств резидента по осуществлению инвестиций в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением.

Указанное обстоятельство как существенное нарушение условий соглашения в силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 20 Закона №116-ФЗ является основанием для расторжения соглашения.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование истца о расторжении соглашения.

Доводы ответчика об отсутствии его вины по причине не заключения с ним договора аренды земельного участка не влияют на расторжение соглашения. Ответчик не оспорил и не опроверг установленные Министерством экономического развития Российской Федерации факты неисполнения ответчиком обязательств резидента по соглашению. Он не подтвердил, что действовал с должной степенью осмотрительности и заботы об исполнении своих обязанностей, совершил приготовления к исполнению соглашения.

Пункт 2.1.1 соглашения, предусматривает обязанность Министерства экономического развития Российской Федерации заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего государственный кадастровый учет, в срок не позднее 260 дней с даты получения соответствующего заявления резидента. В соответствии с пунктом 2.5.3 соглашения не позднее 260 рабочих дней с даты заключения соглашения направить в Министерство экономического развития Российской Федерации заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ. В соответствии с пунктом 4.5 соглашения, в случае отказа Министерства заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества резидент вправе обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения, либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного и (или) муниципального имущества.

Министерство экономического развития Российской Федерации в письменных пояснениях сослалось на направление ответчику договора аренды земельного участка. Ответчик не воспользовался правом на обращение в суд за заключением договора аренды земельного участка в случае уклонения Министерства экономического развития Российской Федерации от исполнения своей обязанности.

По изложенным причинам суд не принял доводы заявителя жалобы.

Суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых доводами апелляционных жалоб, и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»). Так как в части отказа в удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика штрафа доводы к отмене решения участвующие в деле лица не заявили, отсутствовали основания для пересмотра выводов арбитражного суда в части указанного требования.

Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.

Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 3 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины за апелляционную жалобу оставлены на заявителе.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 марта 2019 года по делу №А10-3233/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Капустина Л.В.

Судьи Скажутина Е.Н.

Юдин С.И.