ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-3296/2021 от 08.02.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

11 февраля 2022 года

Дело № А10-3296/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ананьиной Г.В.,

судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой О.Н.,

рассмотрев открытом в судебном заседании кассационные жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и лица, не привлеченного
к участию в деле, публичного акционерного общества «Россети Сибирь» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по
делу № А10-3296/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

акционерное общество «Улан-Удэ Энерго» (ОГРН 1080327000599,
ИНН 0326481003; далее - АО «Улан-Удэ Энерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба) с заявлением о признании незаконными приказа от 28.05.2021
№ 1/10 и письма от 28.05.2021 № 81-04-12-и1201/21.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года, заявленные требования удовлетворены. На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Не согласившись с указанными судебными актами, Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судами норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Служба полагает, что вывод судов об отсутствии оснований для отказа в открытии тарифного дела ввиду представления АО «Улан-Удэ Энерго» на бумажном носителе предложения о размере цен (тарифов) в составе тарифной заявки, при его тождественности предложению в электронной форме, составленному в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации, является ошибочным; Стандарты раскрытия информации не регламентируют порядок принятия тарифной заявки к рассмотрению и открытию дела; предложение, подаваемое в Службу, регламентировано исключительно пунктами 12, 17, 18 Правил государственного регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 (далее – Правила № 1178); при этом составной частью такого заявления (предложения) являются обосновывающие материалы, прилагаемые к такому предложению; пункт 9 (1) Правил № 1178 предусматривает в императивном порядке отказ в открытии дела, если предложение, опубликованное на сайте, не соответствует предложению, представленному в тарифный орган в виде заявления и материалов, без каких-либо исключений; указанное требование обусловлено положениями части 2 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), в соответствии с которыми при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования.

Также с кассационной жалобой в суд округа обратилось лицо, не привлеченное к участию в деле - публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее –
ПАО «Россети Сибирь»).

По мнению ПАО «Россети Сибирь», решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций по данному делу непосредственно затрагивают его права, обязанности и законные интересы. Суд первой инстанции обязал Службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Улан-Удэ Энерго», то есть принять заявление общества и рассмотреть его по существу. Вместе с тем, АО «Улан-Удэ Энерго», обращаясь за судебной защитой, преследует цель, в том числе, установить индивидуальные тарифы для проведения расчетов со смежными сетевыми организациями. ПАО «Россети Сибирь» имеет смежные электрические сети с заявителем и заключенный договор оказания услуг по передаче электроэнергии. Судебные акты по настоящему делу влияют на права и обязанности ПАО «Россети Сибирь», поскольку побуждают Службу к установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Суды неправомерно не привлекли ПАО «Россети Сибирь» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В отзыве на кассационную жалобу АО «Улан-Удэ Энерго» выражает несогласие с доводами Службы и ПАО «Россети Сибирь», просит оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, а также ПАО «Россети Сибирь» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru, телефонограммы), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 30.04.2021
АО «Улан-Удэ Энерго» обратилось в Службу с заявлением об установлении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание сетей на 2022 год в размере
22225,53 тысяч рублей и установлении индивидуальных тарифов для расчета со смежными сетевыми организациями, приложив материалы в обоснование предложения об установлении НВВ согласно описи.

Службой вынесен приказ от 28.05.2021 № 1/10 «Об отказе в открытии тарифного дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год на основании представленных предприятием предложений.

В адрес общества Служба направила извещение от 28.05.2021 № 81-04-12-и1201/21, содержащее в себе решение об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год. В качестве причины отказа Служба со ссылкой на пункт 9(1) Правил№ 1178, указала на несоответствие предложения, опубликованного на официальном сайте в сети Интернет по адресу: htpp://www.uuenergo.ru, предложению, представленному в орган регулирования. В разделе III «Цены (тарифы) по регулируемым видам деятельности организации» опубликованного предложения предприятием представлены размеры тарифов по полугодиям: ставки на содержание сетей, ставки на оплату технологического расхода и одноставочного тарифа. Однако в материалах тарифной заявки, представленной АО «Улан-Удэ Энерго», отсутствуют расчеты вышеназванных тарифов.

Не согласившись с указанными решением и приказом Службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные АО «Улан-Удэ Энерго» требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение и приказ Службы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основания и порядок установления цен (тарифов) в электроэнергетике регламентированы Правилами № 1178, пунктом 8 которых предусмотрено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 12 Правил № 1178).

Федеральной антимонопольной службой России приказом от 19.06.2018 № 834/18 утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент).

Согласно пунктам 26, 27 Регламента по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). В случае принятия решения об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) заявителю в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов направляется извещение.

Учитывая приведенные положения, суды верно указали, что регулирующий орган принимает решение об открытии или отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов) после рассмотрения, поданного регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов).

В силу пункта 9(1) Правил № 1178 регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Таким образом, как правильно указали суды, действующим законодательством предусмотрены два основания отказа регулируемой организации в открытии дела.

Согласно оспариваемому решению основанием его принятия явилось несоответствие опубликованного на официальном сайте предложения о размере цен (тарифов), информации, представленной АО «Улан-Удэ Энерго» в приложениях к заявлению об установлении цен, в частности отсутствовали расчеты тарифов по полугодиям: ставка на содержание сетей; ставка на оплату технологического расхода и одноставочного тарифа.

Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).

В частности, подлежит раскрытию по форме согласно приложению № 1 предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (подпункт «г» пункта 12, пункт 18 Стандарта раскрытия информации).

Как установлено судебными инстанциями, согласно подпункту «г» пункта 12, пунктам 17, 18, приложению № 1 Стандартов раскрытия информации предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на 2022 год размещено ОА «Улан-Удэ Энерго» на официальном сайте за 10 дней до предоставления в Службу.

Также судами установлено, что предложение, размещенное на сайте, идентично предложению о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на
2022 год, представленному в Службу в составе заявления об установлении цен, поскольку представлено в той же форме, содержащей те же показатели.

В названном случае, руководствуясь приведенными выше положениями
Правил № 1178, суды правомерно указали на то, что непредставление обществом при обращении в Службу в составе обосновывающих материалов расчета по форме П1.24, П1.25, а также слагаемых, используемых при расчете одноставочного тарифа, не может являться препятствием для открытия тарифного дела по мотиву несоответствия опубликованного на сайте предложения предложению, представленному в регулирующий орган.

Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения и приказа Службы, нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем признали заявленные АО «Улан-Удэ Энерго» требования подлежащими удовлетворению.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы Службы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют об ином толковании действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.

Рассмотрев кассационную жалобу ПАО «Россети Сибирь», суд округа приходит к следующим выводам.

По смыслу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 названного Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.

В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

Право на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, возникает в том случае, если оспариваемые судебные акты не просто затрагивают интересы данных лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года, было прекращено производство по апелляционной жалобе не участвующего в деле лица - ПАО «Россети Сибирь» на решение Арбитражного суда республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по настоящему делу.

Как верно указано судом апелляционной инстанции, обжалуемое решение суда
от 08 сентября 2021 года не содержит суждений и выводов о правах и обязанностях
ПАО «Россети Сибирь», не является судебным актом, принятым о его правах и обязанностях.

С учетом изложенного, оснований для вывода о том, что оспариваемое решение непосредственно затрагивает права и обязанности ПАО «Россети Сибирь» у суда кассационной инстанции не имеется. Приведенные в жалобе доводы об обратном не свидетельствуют.

Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование принятого судебного акта, поскольку такое право имеется только у лица, о правах и обязанностях которого суд принял решение.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление апелляционного суда о прекращении производства по апелляционной жалобе ПАО «Россети Сибирь» вынесено с соблюдением норм процессуального права.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Службы и ПАО «Россети Сибирь» Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату ПАО «Россети Сибирь»из федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по
делу № А10-3296/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 01 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить публичному акционерному обществу «Россети Сибирь»
(ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей излишне уплаченную по платежному поручению № 2073 от 07.02.2022.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Г.В. Ананьина

А.Н. Левошко

М.М. Шелёмина