АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск | №А10-3594/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» - ФИО1 (доверенность от 12.01.2015 № 2ю),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года по делу № А10-3594/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства (г. Улан-Удэ, ОГРН: <***>, далее - ФКУ Упрдор «Южный Байкал», Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Кяхта» (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по выдаче согласия на передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность участка автомобильной дороги А165 «Улан-Удэ - Кяхта до границы с Монголией» км 208+371-км 219+000.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Муниципальное казенное учреждение администрация муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года решение суда от 28 октября 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ Упрдор «Южный Байкал» ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм процессуального права; просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФКУ Упрдор «Южный Байкал» поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 21.03.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 15 апреля 2015 годадо 22 апреля 2015 года до 10 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. После перерыва в судебном заседании участвует представитель ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 17.09.2012 Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) проведено совещание с представителями заинтересованных учреждений, по итогам которого решено организовать подготовку материалов по передаче из федеральной собственности участка федеральной автомобильной дороги А-165, утратившего свое значение в связи с вводом в эксплуатацию обхода г. Кяхта (л.д.30-33).
19.10.2012 представителями заинтересованных органов и учреждений проведено совещание по вопросу передачи участка автодороги Улан-Удэ – Кяхта в муниципальную собственность, на котором отмечено, что в связи с окончанием строительства обхода г. Кяхта и образованием дублирующего участка нового направления участок автодороги федерального значения Улан-Удэ-Кяхта с км 206+650 до км 219, проходящей по территории Кяхтинского района и г. Кяхты, утрачивает федеральное значение. Участок автодороги км 209+371 до км 219 + 000, находящийся в границах городского округа Кяхта, относится к автодорогам общего пользования местного значения. Решено рекомендовать ФКУ Упрдор «Южный Байкал» направить обращения в адрес МО «город Кяхта» о получении согласия о приеме участка автодороги Улан-Удэ-Кяхта в муниципальную собственность (л.д.34-35)
Письмом от 31.10.2012 №1030 администрация сообщила ФКУ Упрдор «Южный Байкал» об отказе в даче согласия на принятие в муниципальную собственность спорного участка дороги (л.д.92).
05.06.2013 представителями заинтересованных органов и учреждений проведено повторное совещание по вопросу передачи участка автодороги Улан-Удэ – Кяхта в муниципальную собственность, о чем составлен протокол, в соответствии с которым решено муниципальному образованию «Город Кяхта» подготовить и направить в ФКУ Упрдор «Южный Байкал» согласие на принятие в муниципальную собственность участка автомобильной дороги «Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией км 208+371 – км 219+000 в срок до 15.06.2013 (л.д.36).
19.06.2013 состоялось очередное совещание представителей заинтересованных органов и учреждений по вопросу передачи участка автодороги Улан-Удэ – Кяхта в муниципальную собственность.
19.09.2013 Управлением в адрес муниципального образования «Город Кяхта» направлено письмо с просьбой направить согласие на передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-165 Улан-Удэ (автодорога «Байкал») – Кяхта до границы с Монголией, км 208+371 – км 219. Данное письмо получено администрацией 01.10.2013.
31.10.2013 администрация сообщила Управлению о том, что вопрос о приеме-передаче участка автомобильной дороги не может быть рассмотрен до выполнения пунктов 1-2, 4 Протокола совещания от 19.06.2013 (л.д.94).
23.12.2013 Управлением в адрес администрации направлено письмо с просьбой представить необходимые документы в соответствии с пунктом 6 протокола совещания от 19.06.2013. Письмо получено 24 декабря 2013 года (л.д.28).
28.01.2014 Управлением в адрес администрации вновь направлено письмо с этой же просьбой. Письмо получено адресатом 04.02.2014 (л.д.95).
Письмом от 05.03.2014 администрация сообщила Управлению о том, что вопрос о приеме-передаче участка автомобильной дороги не может быть рассмотрен до выполнения пунктов 2, 4 Протокола совещания от 19 июня 2013 года (л.д.96).
Считая незаконным допущенное администрацией бездействие по непринятию решения по выдаче согласия на передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность участка автомобильной дороги А165 «Улан-Удэ - Кяхта до границы с Монголией» км 208+371- км 219+000, Управление обратилось в арбитражный суд.
Отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из того, что на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не обязательно получать именно согласие муниципального образования; достаточно лишь его волеизъявления.
Кроме того, суды признали, что обращения Управления должны быть рассмотрены администрацией не позднее 2 месяцев со дня их поступления, а именно, 31.12.2012, 01.12.2013, 23.02.2014 и 04.04.2014; Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением 15.07.2014, то есть по истечении установленного статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, ходатайство о его восстановлении заявлено не было.
Выводы судов двух инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований являются правильными в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции неоднократно предлагал Управлению уточнить заявленные требования, которые, в конечном счёте, были обоснованы положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ).
В силу положений приведённого закона право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику – Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Следовательно, требование заявителя по делу - федерального казённого учреждения, не являющегося представителем собственника, о признании незаконным вышеупомянутого бездействия органа местного самоуправления не подлежало удовлетворению. Из заявления Управления в арбитражный суд (л.д. 7, том 1) видно, что Управление, не имея на то полномочий, выступало в интересах Российской Федерации.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что требование Управления в адрес администрации дать согласие на передачу участка автомобильной дороги из федеральной собственности в муниципальную собственность основано на результатах совещания в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), а также последующих совещаниях, содержащих рекомендации Управлению направить обращение в муниципальное образование о получении вышеупомянутого согласия.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.12.2006 № 5420 указывает на то, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ устанавливают порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Названное разграничение полномочий заявителем не доказано, в связи с чем оснований ссылаться на положения данного федерального закона у Управления не имелось.
При таких условиях ссылки в кассационной жалобе на то, что суды не дали надлежащую оценку представленных администрацией доказательств её волеизъявления, учтены быть не могут.
Поскольку заявитель кассационной жалобы не доказал, какие его собственные права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушают действия (бездействия) администрации г. Кяхта, следует признать, что отсутствовала необходимая совокупность условий для признания оспариваемых действий (бездействия) администрации незаконными.
Ссылка в кассационной жалобе на не исследование судами вопроса о наличии полномочий у и.о. главы г. Кяхта на подписание письма от 31.10.2012 № 1030 учтена быть не может, поскольку требование Управления к администрации дать согласие на передачу муниципалитету федерального имущества поступило не от публичного собственника и не в связи с перераспределение публичных полномочий.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года по делу № А10-3594/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Л.А. Кадникова | |
Судьи: | Л.М. Соколова А.И. Чупров |