ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-3829/14 от 08.07.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело №А10-3829/2014

15 июля 2015 года

            Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2015 года.

            Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2015 года.

            Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Юшкарёва И.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Банщиковым С.А.,

при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Молокшонов Д.В., секретарь              Усачева Э.М.),

при участии в судебном заседании представителя муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ» - ФИО1 (доверенность от 29.05.2015), председателя дачного некоммерческого товарищества «Зеленый плюс» ФИО2 (паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию города                   Улан-Удэ» и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2014 года по делу № А10-3829/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),

установил:

дачное некоммерческое товарищество «Зеленый-Плюс» (ОГРН <***>; место нахождения: город Улан-Удэ; далее – ДНТ, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными действий муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ» (ОГРН <***>; место нахождения: город Улан-Удэ; далее – комитет), выразившихся в подаче заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:032402:4, и к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>; место нахождения: город Москва; далее – орган кадастрового учета, Кадастровая палата) в лице филиала по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 19.03.2014                       № 03/14-12859 о снятии земельного участка с кадастровым номером 03:24:032402:4 с государственного кадастрового учета и возложении обязанности восстановить сведения об указанном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое товарищество «Преображение» (ОГРН <***>; место нахождения: город Улан-Удэ).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года, заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным как противоречащее Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ                         «О государственном кадастре недвижимости» решение Кадастровой палаты в лице филиала по Республике Бурятия от 19.03.2014 № 03-14-12859 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:032402:4, на Кадастровую палату в лице филиала по Республике Бурятия возложена обязанность восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:24:032402:4 в государственном кадастре недвижимости. В удовлетворении требований к комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ отказано.

Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, комитет и Кадастровая палата обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных товариществом требований.

По мнению заявителей кассационных жалоб, судами при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

До начала рассмотрения кассационных жалоб по существу в судебном заседании председателем товарищества заявлено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании, мотивированное тем, что копия кассационной жалобы комитета товариществом своевременно не получена.

В удовлетворении ходатайства председателя товарищества об объявлении перерыва в судебном заседании судом кассационной инстанции отказано, поскольку материалы дела содержат доказательства направления копии кассационной жалобы в адрес товарищества.

Представителем комитета поддержаны доводы ходатайства о приостановлении производства по кассационным жалобам до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-1282/2015.

В удовлетворении ходатайства комитета о приостановлении производства по кассационным жалобам судом кассационной инстанции отказано, поскольку не установлено, что возможность рассмотрения кассационных жалоб по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу             № А10-1282/2015 отсутствует.

Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе комитета, председатель товарищества указал на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просил оставить их без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений         №№ 02170, 02587, 02589; информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет» 29.05.2015), однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением комитета от 31.12.2010 № СР-1278, принятым по заявлению ДНТ «Преображение», утверждена схема расположения земельного участка, ориентировочной площадью 158 300 кв.м., расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пос. Энергетик, для ведения дачного хозяйства (т.1, л.д.18).

25.02.2013 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:032402:4

Решением комитета от 11.03.2013 № З-445 дачному некоммерческому товариществу «Преображение» для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок, площадью 158 300 кв.м., с кадастровым номером 03:24:032402:4, местоположение которого: г. Улан-Удэ, пос. Энергетик.

11.03.2013 между комитетом и ДНТ «Преображение» заключен договор № 67/1 аренды названного земельного участка; земельный участок передан ДНТ «Преображение» по акту приема-передачи.

20.03.2013 между ДНТ «Преображение» и ДНТ «Зеленый-Плюс» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 11.03.2013                 № 67/1. В тот же день подписан передаточный акт в отношении названного земельного участка.

22.04.2013 ДНТ «Преображение» уведомило комитет о замене арендатора по указанному договору на ДНТ «Зеленый-Плюс».

Решением комитета от 13.03.2014 № З-А-33 решение от 11.03.2013 № З-445 и договор аренды земельного участка от 11.03.2013 № 67/1 признаны недействительными.

13.03.2014 комитетом в Кадастровую палату направлено заявление о снятии земельного участка с кадастровым номером 03:24:032402:4 с государственного кадастрового учета.

Решением Кадастровой палаты от 19.03.2014 № 03/14-12859 указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.

Не согласившись с действиями комитета, выразившимися в подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета, и решением Кадастровой палаты от 19.03.2014 № 03/14-12859, ДНТ «Зеленый-Плюс» обратилось в арбитражный суд с вышеперечисленными требованиями.

Удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Кадастровой палаты правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку он не являлся преобразуемым, и, как следствие, из противоречия оспариваемого решения требованиям части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» во взаимосвязи с положениями частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 названного Федерального закона.

Отказывая в удовлетворении требования товарищества к комитету, суд исходил из вывода о том, что действия, выразившиеся в подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета, права и законные интересы товарищества не нарушают.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Кроме этого, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 -20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» такие сведения до утраты ими в установленном названным Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу части 6 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

При принятии обжалуемых судебных актов судами правильно применены нормы материального права, в частности, суды обоснованно указали, что правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» подлежит применению в совокупности с иными положениями названного Федерального закона, в частности, с требованиями его части 2 статьи 25.

Используя системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», суды правильно указали, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.

Преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что спорный земельный участок не является преобразованным.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых и фактических оснований для снятия названного земельного участка с кадастрового учета.

Следовательно, решение Кадастровой палаты от 19.03.2014 № 03-14-12859 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:032402:4 обоснованно признано судами незаконным.

Рассмотрев довод комитета о ничтожности договора аренды земельного участка от 11.03.2013 № 67/1, изложенный в дополнении к кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что он не влияет на квалификацию судами действий органа кадастрового учета, осуществленную на основании указанных норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а также на выводы судов об отсутствии оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неверном толковании норм материального права, в частности, Федерального закона                                 «О государственном кадастре недвижимости», и сводятся к несогласию заявителей с установленными судами обстоятельствами и к переоценке доказательств, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 147, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении ходатайства муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ» о приостановлении производства по кассационным жалобам муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ» и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2014 года по делу № А10-3829/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по тому же делу отказать.

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2014 года по делу № А10-3829/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от               25 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

И.Ю. Юшкарёв

Судьи:

Л.А. Кадникова

А.А. Сонин