Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-4748/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2019 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2019 года по делу №А10-4748/2018 по заявлению Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Счетной палате Республики Бурятия (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительными представления от 11 июля 2018 года № 35, постановления от 11 июля 2018 года № 37,
суд первой инстанции, судья Пунцукова А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности от 31.05.2019, ФИО2, представитель по доверенности от 17.04.2018, ФИО3, представитель по доверенности от 31.05.2019;
от третьих лиц:
администрации муниципального образования «Закаменский район» (ОГРН <***>, ИНН: <***>): не было;
администрации муниципального образования городского поселения «город Закаменск» (ОГРН <***>, ИНН: <***>): не было
установил:
Заявитель, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Счетной палате Республики Бурятия о признании недействительными:
Представления от 11 июля 2018 года № 35:
за исключением подпунктов 3.1, 3.4 пункта 3, пунктов 5, 6, 8 итоговой части представления, содержащей предложения Счетной палаты Республики Бурятия;
в части указанной в пункте 7 суммы средств, подлежащих возврату в республиканский бюджет, в размере 11 488 657,93 руб.;
Постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11.07.2018 № 37 в части, касающейся представления от 11.07.2018 № 35 (т. 1, л.5, т. 3 л.1, т. 4, л. 6).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2019 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал недействительными:
пункты 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части, пункт 7 резолютивной части в части предложения о принятии мер по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657 руб. 93 коп. Представления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 35, внесенного в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия,
пункт 2 Постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 37 об утверждении представления от 11 июля 2018 года № 35 в части пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части, пункта 7 резолютивной части в части предложения о принятии мер по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657 руб. 93 коп., как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того в данной части выводы Счетной палаты не соответствуют бюджетному законодательству и нарушают права и законные интересы Министерства.
Счетная палата, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, требования которой уточнены в судебном заседании и которая просит решение отменить в той части, которой требования Министерства удовлетворены. В указанной части палата просит принять новое решение, отказав в удовлетворении требований. В остальной части оставить решение суда без изменения.
Представители Счетной палаты в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив следующее.
По мнению Счетной палаты, заключенные Министерством Соглашения от 15.12.2016 №09-06/С-2016/М, Соглашения от 29.03.2017 №020-06/С-2017/М в нарушение пунктов 2, 4, 7 Порядка предоставления субсидий, влекущее нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также внесение дополнительным соглашением от 20.12.2017 №020-06/С-2017/М-1 к Соглашению от 29.03.2017 №020-06/С-2017/М изменений в пункт 2.2.4 в нарушение действующего законодательства на момент заключения дополнительного соглашения от 20.12.2017 №020-06/С-2017/М-1 Порядка предоставления субсидии (в редакции от 02.08.2017) содержит признаки бюджетного правонарушения – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, что за проверяемый период 2016-2017 составло неправомерно перечисленных субсидий на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию в сумме 14 650, 64946 тыс. руб. (в 2016 году 6555, 94421 тыс. руб. + 8094, 70525 тыс. руб. в 2017).
Представители счетной палаты пояснили, что оспаривают решение суда по п. 7 итоговой части Представления лишь в сумме 11 488 657 руб. 93 коп.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального образования «Закаменский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального образования городского поселения «город Закаменск» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.05.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителей Счетной палаты, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции, в соответствии с годовым планом работы на 2018 год Счетной палаты Республики Бурятия проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в форме субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, включая обоснованность размера предоставленной субсидии ООО «Закаменск ЖКХ»; осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии Минстроем РБ.
Объектами контрольного мероприятия со стороны Счетной палаты явились Министерство и Администрация муниципального образования «Закаменский район».
По результатам проверки составлены акты проверки от 29 мая 2018 года № 1 в отношении Администрации МО «Закаменский район», № 2 в отношении Минстроя РБ (т.3, л.д.79-158).
Пунктом 1 Постановлением Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 37 (т.1 , л. 29) утвержден отчет аудитора №25-09-01/18 о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2016 и 2017 годах бюджету МО «Закаменский район» в форме субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, в рамках реализации основного мероприятия «Создание условий для текущего функционирования объектов жизнеобеспечения» ГП РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия (т.2, л.д.79-178).
Пунктом 2 Постановления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 37 (т.1 , л. 29) утверждено и предложено направить Представление по результатам контрольного мероприятия Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО «Закаменский район» (т.1 л.д.29-30)..
Представлением Счетной палаты от 11 июля 2018 года №35 (т. 1, л. 31) Министерству предложено:
1. осуществлять предоставление субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, соответствующему муниципальному образованию согласно имеющимся полномочиям в сфере организации теплоснабжения в границах, определенных Порядком предоставления субсидий, поселений в соответствии с действующими нормативно-правовой базой, соглашениями;
2. четко соблюдать требования Порядка формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из республиканского бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений;
3. инициировать внесение изменений в Порядок предоставления субсидий:
3.1. в целях определения размера субсидии включить условие об исключении из фактического расхода мазута объема обводненного мазута;
3.2. в целях экономии республиканских средств рассмотреть вопрос об изменении части 11 Порядка предоставления субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, в части исключения условия приравнивания планового показателя выработки тепловой энергии к фактической выработке тепловой энергии;
3.3. предусмотреть установление требования по ограничению авансирования субсидии ввиду ее компенсационного характера; 3.4. предусмотреть условие предоставления документов, подтверждающих соответствие критериям отбора муниципальных образований на получение субсидии; 3.5. рассмотреть вопрос о расширении случаев возврата средств в республиканский бюджет, в частности, нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, в порядке и в сроки, установленные соответствующим нормативноправовым актом;
4. не допускать внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, влекущих необоснованное увеличение размера субсидии из республиканского бюджета;
принять меры по обеспечению достоверности и соотносимости предоставляемых муниципальным образованием отчетных данных с данными, предоставляемыми в РСТ РБ.
предусмотреть механизм документального оформления принятых решений о предоставлении субсидии муниципальным образованиям по результатам рассмотрения их заявок;
7. принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 14650,64946 тыс. руб. (в 2016 году 6555,94421 тыс.руб. + 8094,70525 тыс.руб. в 2017 году), за исключением возвращенного неиспользованного остатка субсидии;
8. по результатам настоящего контрольного мероприятия применить меры дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим выявленные нарушения;
9. уведомить и письменной форме Счетную палату Республики Бурятия о принятых по результатам рассмотрения Представления решениях и мерах с предоставлением подтверждающих документов в течение одного месяца со дня получения Представления.
Суд апелляционной инстанции, анализируя заявление Министерства в суд (т. 1, л. 5 ), уточнение требований (т. 3, л. 1), уточнение требований (т. 4, л. 6 ) исходит из следующего.
Статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в исковом заявлении указываются требования истца к ответчику.
Из содержания заявления Министерства в суд (т. 1, л. 5 ), уточнения требований (т. 3, л. 1), уточнения требований (т. 4, л. 6 ) буквально следует, что Министерство просило суд:
признать недействительным представление Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 за исключением подпунктов 3.1, 3.4 пункта 3, пунктов 5, 6, 8 итоговой части представления, содержащей предложения Счетной палаты Республики Бурятия, в связи с их исполнением; в части указанной в пункте 7 суммы средств, подлежащих возврату в республиканский бюджет, в размере 11 488 657,93 руб. (т.3 , л. 2, т. 4, л. 6).
Постановление Счетной палаты Республики Бурятия от 11.07.2018 № 37 (т. 1 л. 24).
Таким образом, требования Министерства к Счетной палате состояли в признании недействительным
- представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части пунктов итоговой части: пункта 1, пункта 2, пункта 3.2, пункта 3.3, пункта 3.5, пункта 3.6, пункта 4, пункта 7 (в части суммы 11 488 657,93 руб.), пункта 9;
- Постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11.07.2018 № 37.
Требований о признании недействительными пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части представления от 11 июля 2018 года № 35 ни исковое заявление, ни уточнения исковых требований не содержат.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части представления от 11 июля 2018 года № 35 отменить в порядке ст. 270 АПК РФ, поскольку суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, допустив процессуальное нарушение в определении требований стороны, которое привело в принятию неправильного решения.
Как считает суд апелляционной инстанции суду первой инстанции надлежало рассмотреть следующие требования Министерства:
о признании недействительными пункта 1, пункта 2, пункта 3.2, пункта 3.3, пункта 3.5, пункта 3.6, пункта 4, пункта 9 итоговой части представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 и в части пункта 7 итоговой части представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части требований принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657,93 руб.
о признании незаконным Постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11.07.2018 № 37 в части, касающейся представления от 11.07.2018 № 35.
Как следует из материалов дела суд первой инстанции отказал Министерству в удовлетворении требований о признании недействительными пункта 1, пункта 2, пункта 3.2, пункта 3.3, пункта 3.5, пункта 3.6, пункта 4, пункта 9 итоговой части представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35.
В части требований Министерства о признании недействительными пункта 7 представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части требований принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657,93 руб. суд первой инстанции требования удовлетворил, признав его не соответствующим Бюджетному законодательству.
Суд первой инстанции также признал недействительным пункт 2 постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 37 об утверждении представления от 11 июля 2018 года № 35 в части пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части, пункта 7 резолютивной части в части предложения о принятии мер по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657 руб. 93 коп.
Между тем в данной части суд первой инстанции также вышел за пределы фактических требований заявителя, в связи с чем решение суда в части признания недействительным пункт 2 постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 37 об утверждении представления от 11 июля 2018 года № 35 в части пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части следует отменить в порядке ст. 270 АПК РФ, поскольку суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, допустив процессуальное нарушение в определении требований стороны, которое привело в принятию неправильного решения.
Оценивая доводы апелляционной жалобы в части оспаривания выводов суда первой инстанции о признании недействителен представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части пункта 7 итоговой части представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части требований принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657,93 руб. суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 18 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 N 2087-IV "О Счетной палате Республики Бурятия" установлено, что представление Счетной палаты подписывается Председателем Счетной палаты либо его заместителем. Органы государственной власти и государственные органы Республики Бурятия, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. Невыполнение в установленный срок представления Счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ч.2).
Таким образом, представление Счетной палаты является властно-распорядительным актом, поскольку невыполнение в установленный срок представления Счетной палаты влечет за собой ответственность и оно соответствует критериям ненормативного правового акта подлежащего рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Министерства в данной части исходил из следующего.
Суд полагает необоснованными выводы Счетной палаты о том, что Министерство должно было в соответствии с Порядком предоставления субсидий предоставить муниципальному образованию «Закаменский район» субсидию на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, исключив долю бюджетной сферы и населения. поскольку он не соответствует действующему бюджетному законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности.
Пунктом 7 резолютивной части представления Министерству предложено принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 14 650 649,46 руб. (в 2016 году 6 555 944,21 руб. + 8 094 705,25 руб. в 2017 году), за исключением возвращенного неиспользованного остатка субсидии.
Представители Счетной палаты пояснили суду, что по указанному пункту представления предложено возвратить денежные средства в республиканский бюджет только в связи с выводом о передаче муниципальным образованием ГП «город Закаменск» муниципальному образованию «Закаменский район» части полномочий: по объектам бюджетной сферы и населения. По иным выводам, сделанным в ходе контрольного мероприятия, предложений о возврате денежных средств в республиканский бюджет оспариваемым представлением не вносилось.
Министерство оспорило пункт 7 резолютивной части Представления в части суммы 11 488 657,93 руб., указав, что Министерством в ходе проверки в отношении Администрации МО «Закаменский район» установлен остаток средств субсидии, подлежащий возврату в республиканский бюджет, в сумме 3 161 991,53 руб. Данные средства были перечислены в республиканский бюджет Администрацией МО «Закаменский район» в июле 2018 года.
На момент проверки Счетной палаты данная сумма не была возвращена в полном объеме, в связи с чем, не учтена при определении суммы, подлежащей возврату в республиканский бюджет.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу о недействительности пункта 7 резолютивной части представления Счетной палаты в части предложения принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657,93 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает в данной части выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, по следующим основаниям.
Государственной программой РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 № 424 (далее – Госпрограмма), в рамках реализации мероприятия «Создание условий для текущего функционирования объектов жизнеобеспечения» подпрограммы 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» (приложение № 5 к Госпрограмме, далее – Подпрограмма 2) предусмотрено предоставление компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию.
В таблице 2.1 Структуры Подпрограммы 2 указаны объемы финансирования компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию.
В приложении № 9 к Подпрограмме 2 отражено распределение субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, предусмотрены МО «Закаменский район» в 2016 году в объеме 21383,4 тыс.руб., в 2017 году в объеме 26350,4 тыс.руб.
В целях обеспечения надежной и устойчивой работы муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут, Постановлением Правительства РБ от 24.12.2013 № 698 утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию (Порядок предоставления субсидий).
На основании пункта 3 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются Муниципальным образованиям в целях компенсации расходов, возникших из-за разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут.
В соответствие с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий в редакции, действовавшей в спорный период, в течение десяти дней со дня принятия решения о предоставлении Субсидии главный распорядитель бюджетных средств заключает с Муниципальным образованием - получателем Субсидии соглашение о предоставлении Субсидии в текущем финансовом году.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2016 года между Минстроем РБ и муниципальным образованием «Закаменский район» заключено Соглашение № 090-06/с-2016/м о предоставлении субсидии из республиканского бюджета муниципальному образованию «Закаменский район» на софинансирование компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию в 2016 году (т.1, л.д.128-131).
В соответствии с п.1.1 данного соглашения от 15.12.2016, Министерство обязуется предоставить МО «Закаменский район» субсидию на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, за счет средств республиканского бюджета в размере 21 383 400 руб., а МО «Закаменский район» обязуется указанную Субсидию использовать по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить софинансирование за счет средств бюджета муниципального образования «Закаменский район» в размере 678 540 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения.
Доля софинансирования республиканского бюджета на 1 полугодие 2016 года составляет 90%, местного бюджета – 10%, доля софинансирования республиканского бюджета на 2 полугодие 2016 года – 99,9%, местного бюджета – 0,1%.
Лимиты бюджетных обязательств доведены до Минстроя РБ расходным расписанием от 01.12.2016 № 811/268, предельные объемы финансирования расходным расписанием от 20.12.2016 № 811/303 в полном объеме 21 383,4 тыс.руб.
Министерство на основании Соглашения от 15.12.2016 произвело перечисление субсидии МО «Закаменский район» в объеме 21 383,4 тыс.руб. на основании платежного поручения от 22.12.2016 № 93906.
Администрацией МО «Закаменский район» перечислена в 2016 году в адрес ООО «Закаменск ЖКХ» субсидия за счет средств республиканского бюджета в размере 21 383,4 тыс.руб.
Также Администрация МО «Закаменский район» направила в адрес Министерства информацию о перечислении ООО «Закаменск ЖКХ» субсидии за счет средств местного бюджета в размере 678 540 руб. по платежному поручению от 08.12.2016 № 868636.
В 2017 году МО «Закаменский район» произвело возврат в республиканский бюджет неиспользованной в 2016 году субсидии в размере 781 844,51 руб., что не оспаривается Счетной палатой.
29 марта 2017 года между Минстроем РБ и муниципальным образованием «Закаменский район» заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета муниципальному образованию «Закаменский район» на софинансирование компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, в 2017 году, № 020-06/с-2017/м (т.1, л.д.132-135).
В соответствии с п.1.1 Соглашения от 29.03.2017, Министерство обязуется предоставить МО «Закаменский район» субсидию на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, за счет средств республиканского бюджета в размере 17 000 000 руб., а МО «Закаменский район» обязуется указанную Субсидию использовать по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить софинансирование за счет средств бюджета муниципального образования «Закаменский район» в размере 17 017 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения.
Соглашением установлено, что доля софинансирования республиканского бюджета – 99,9%, местного бюджета – 0,1%.
Дополнительным соглашением от 20.12.2017 № 020-06/с-2017/м-1 к Соглашению от 29.03.2017 объем предоставляемой субсидии за счет средств республиканского бюджета увеличен до 26 350,4 тыс.руб., объем финансирования за счет средств бюджета МО «Закаменский район» увеличен с 17 017 руб. до 26 376,78 руб.; увеличен показатель результативности с 84,9 тыс.Гкал до 89,9 тыс.Гкал (т.1, л.д.137-139).
Указанные расходы на предоставление субсидии включены в республиканский бюджет Законом Республики Бурятия от 07.03.2017 № 2297-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в объеме 17 000 000 руб.
Согласно Закону Республики Бурятия от 15.11.2017 № 2726-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования увеличены до 26 350,4 тыс.руб.
Согласно отчету Минстроя РБ за 2017 год кассовое исполнение составило 26 350,4 тыс.руб. или 100%.
Лимиты бюджетных обязательств доведены до Министерства в сумме 17 000 000 рублей и 9 350 400 рублей расходными расписаниями от 21.03.2017 № 811/055, от 23.11.2017 № 811/277, и предельные объемы финансирования в сумме 17 000 000 рублей и 9 350 400 рублей расходными расписаниями от 27.04.2017 № 811/092, от 19.12.2017 № 811/322. Министерство произвело перечисление субсидии МО «Закаменский район» в сумме 17 000 000 руб. платежным поручением от 02.05.2017 № 38611, в сумме 9350 400 руб. платежным поручением от 20.12.2017 № 113717.
В 2017 году МО «Закаменский район» произвело перечисление ООО «Закаменск ЖКХ» субсидии в объеме 26 376 776,78 руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета в сумме 26 350 400 руб., за счет средств местного бюджета в сумме 26 376,78 руб.
Счетная палата, оценив указанное, пришла к выводу об излишнем выделении субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Закаменский район» без учета объёма переданных полномочий от муниципального образования городского поселения «город Закаменск».
Как следует из акта проверки № 2 от 29.05.2018 и отчета от 29.06.2018 № 25-09-01/18, в соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" МО ГП «город Закаменск» осуществляло полномочия по организации теплоснабжения в границах поселения «город Закаменск» посредством заключения договоров аренды от 01.01.2016 и концессионного соглашения от 12.02.2016 с ООО «Закаменск ЖКХ».
Между тем, исходя из пункта 2 Порядка предоставления субсидий, в редакции, действовавшей в спорный период, субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию (далее - Субсидии), предоставляются муниципальным образованиям городским округам, поселениям, а также муниципальным районам, которым в установленном порядке переданы полномочия в сфере теплоснабжения (далее - Муниципальные образования), в которых доля теплоснабжения, осуществляемого от муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут, по одному муниципальному поселению или городскому округу составляет не менее 70%.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидий, в редакции, действовавшей в спорный период, основанием для отказа в предоставлении Субсидии является несоответствие Муниципального образования критериям, указанным в пункте настоящего Порядка.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается Счетной палатой, в том числе и в апелляционной жалобе, доля теплоснабжения, осуществляемого от муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут, по МО городскому поселению «город Закаменск» составляет не менее 70%.
Более того, из материалов дела следует, что 29 декабря 2005 года между Администрацией МО ГП «город Закаменск» и Администрацией МО «Закаменский район» заключено соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (т.1, л.д.123-125).
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 29.12.2005 Администрация МО ГП «город Закаменск» передает, а Администрация МО «Закаменский район» принимает и осуществляет полномочия, перечисленные в пункте 2.2 Соглашения.
Пунктом 2.1 Соглашения от 29.12.2005 предусмотрено, что Администрация МО ГП «город Закаменск» передает Администрации МО «Закаменский район» осуществление части полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения объектов бюджетной сферы и населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2.2 Соглашения от 29.12.2005 для решения указанного вопроса местного значения данным Соглашением передаются следующие полномочия:
- обеспечение освоения целевых бюджетных средств, выделенных на:
1. возмещение убытков, компенсацию выпадающих доходов от эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, компенсацию расходов, связанных с производством и реализацией коммунальных ресурсов, создание запасов топлива, реализацию целевых программ в сфере ЖКХ.
2. проведение капитального ремонта инженерной инфраструктуры в связи с подготовкой объектов бюджетной сферы к отопительному сезону, объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 29.12.2005 передача полномочий производится в интересах социально-экономического развития городского поселения «город Закаменск» и с учетом возможности эффективного их осуществления органами местного самоуправления муниципального района.
Оценив указанное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что из Соглашения от 29.12.2005 следует, что полномочия МО ГП «город Закаменск» по обеспечению освоения целевых бюджетных средств, выделенных на возмещение убытков, компенсацию выпадающих доходов от эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, компенсацию расходов, связанных с производством и реализацией коммунальных ресурсов, создание запасов топлива, реализацию целевых программ в сфере ЖКХ, переданы МО «Закаменский район» в полном объеме.
Следовательно нет оснований утверждать, что часть названных полномочий находилось у МО ГП «город Закаменск», тем более что в любом случае их объем не мог быть превышать долю теплоснабжения 70 %, в то время как доля теплоснабжения, осуществляемого от муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут, по одному муниципальному поселению или городскому округу должна составлять составляет не менее 70%.
Между тем Счетная палата не представила в дело доказательств, что МО ГП «город Закаменск», передав полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения МО «Закаменский район», оставило себе долю теплоснабжения поселения не мене 70 % и тем самым право на получение субсидий на аналогичные цели.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что распределение средств субсидии утверждено в Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 № 424. Согласно таблице 3 к Подпрограмме № 2 получателем субсидии утверждено муниципальное образование «Закаменский район», а не МО ГП «город Закаменск».
Доказательств, что МО ГП «город Закаменск» получал на аналогичные цели субсидии из бюджета субъекта в ходе проверки не установлено и как нарушение Министерству не вменяется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности выводов Счетной палаты о том, что Министерство должно было в соответствии с Порядком предоставления субсидий предоставить муниципальному образованию «Закаменский район» субсидию на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, исключив долю бюджетной сферы и населения МО ГП «город Закаменск».
На основании указанного суд первой инстанции обоснованно пришел к обоснованному выводу, что пункт 7 представления Счетной палаты от 11 июля 2018 года № 35 в части требований принять меры по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657,93 руб. является незаконным, не соответствующим бюджетному законодательству нарушающим права и законные интересы Министерства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Соглашение от 15.12.2016 №09-06/С-2016/М, Соглашение от 29.03.2017 №020-06/С-2017/М, а также внесение дополнительным Соглашением от 20.12.2017 №020-06/С-2017/М-1 к Соглашению от 29.03.2017 №020-06/С-2017/М изменений в пункт 2.2.4 заключены Министерством в нарушение пунктов 2, 4, 7 Порядка предоставления субсидий и влекут нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов суд апелляционной инстанции отклоняет, как основанные на неверном применении норм права.
Таким образом, в данной части в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Оценивая требования апелляционной жалобы относительно признания судом первой инстанции п. 2 постановления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 37 об утверждении представления от 11 июля 2018 года № 35 в части пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.14, 3.3, 3.4, 3.12, 3.19, 3.20 мотивировочной части, пункта 7 резолютивной части в части предложения о принятии мер по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657 руб. 93 коп. недействительным, как несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы министерства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Деятельность Счетной палаты регулируется Законом Республики Бурятия от 5 мая 2011 года № 2087-IV «О Счетной палате Республики Бурятия», Регламентом Счетной палаты Республики Бурятия утвержденного Постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия от 29.03.2012 №3/1,
Пунктом 2 Регламента установлено, что Регламент является правовым актом Счетной палаты. Требования настоящего Регламента распространяются на все действия сотрудников Счетной палаты и служебные документы Счетной палаты. Неисполнение сотрудником Счетной палаты требований Регламента является нарушением служебной дисциплины и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.
Пунктом 4 статьи 1 Регламента установлено, что в Счетной палате действуют, в том числе следующие виды документов: 1) решения (постановления) Коллегии Счетной палаты, принятые (утвержденные) Коллегией документы.
Пунктом 14 статьи 7 Регламента устанавливает, что решения Коллегии Счетной палаты по результатам заседания принимаются в форме постановлений или протокольных записей.
Из указанного следует, что постановления, принимаемые Счетной палатой, в рамках Регламента Счетной палаты Республики Бурятия являются актами регламентирующими деятельность Счетной палаты и не являются актами ненормативного правового характера обязательного для исполнения, в данном случае Министерством.
Поскольку постановление Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 37 об утверждении аудиторского заключения и принятое в порядке утвержденного регламента, регламентирует лишь деятельность должностных лиц Счетной палаты, является локальным актом регулирующим деятельность Счетной палаты и не является ненормативным правовым актом, обладающим властно-распорядительным содержанием по отношению к Министерству, то, по мнению суда апелляционной инстанции, оно не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу, поскольку не возлагает на него каких-либо обязанностей, ограничений в деятельности или мер принуждения.
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции считает, что в данной части решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, поскольку в деле нет доказательств, что данное постановление, в том числе и в части утверждения представления нарушает права и законные интересы Министерства.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 (ред. от 23.07.2009) «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от «11» марта 2019 года по делу №А10-4748/2018 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Заявленные Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия требования удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 7 резолютивной части представления Счетной палаты Республики Бурятия от 11 июля 2018 года № 35 в части предложения о принятии мер по возврату средств в республиканский бюджет в размере 11 488 657 руб. 93 коп. как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Счетной палате Республики Бурятия устранить нарушения прав и законных интересов Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В остальной части в удовлетворении требований отказать».
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Д.В. Басаев
В.А. Сидоренко