Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск | |
Дело № А10-4807/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Логиновой Н.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Цыремпиловой Е.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ - Старковой Юлии Александровны (доверенность от 18.02.2015 № 4); Комитета по управлению имуществом и землепользованию – Старковой Юлии Александровны (доверенность от 16.02.2015 № 30); общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс» – Иванова Дмитрия Вячеславовича (доверенность от 08.07.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2015 года по делу № А10-4807/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс» (г. Улан-Удэ, ОГРН 1110327007922, далее – ООО «Стройкомплекс», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (г. Улан-Удэ, ОГРН: 1080326002778, далее – Комитет по архитектуре) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, выраженного в письме от 03.07. 2014 № 20450050, решения от 25.07.2014 № СР-1562 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности» и действий по формированию испрашиваемого земельного участка для последующего его предоставления на торгах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены потребительское общество «ВМЕСТЕ» (далее – ПО «ВМЕСТЕ», потребительское общество), Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее – Комитет по управлению имуществом).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными отказ Комитета по архитектуре в предоставлении земельного участка для строительства магазина смешанных товаров по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, выраженный в письме от 03.07.2014 № 20450050, решение от 25.07.2014 № СР-1562 и действия по формированию земельного участка для последующего предоставления на торгах как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года решение суда от 2 февраля 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по архитектуре ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неприменения судами решения Улан-Удэ городского Совета депутатов от 30.04.2013 № 690-57, пункта 1 подпункта 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации; считает необоснованным вывод судов о возможности возобновления процедуры предварительного согласования места размещения магазина.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Комитета по архитектуре поддержала доводы кассационной жалобы, просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт.
Представитель Комитета по управлению имуществом согласилась с доводами кассационной жалобы.
Представитель ООО «Стройкомплекс» считает судебные акты законными, просит оставить их без изменения.
ПО «ВМЕСТЕ» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 24.07.2015), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия его представителя.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 30.04.2013 ООО «Стройкомплекс» обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 3000 кв.м., расположенного напротив АЗС «Роснефть» в районе 0 км Спиртзаводского тракта в г. Улан-Удэ, в аренду для строительства магазина смешанных товаров, с выносом инженерных сетей (т.1 л.д.82).
04.07.2013 Комитетом по управлению имуществом принято решение № О-1024 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с тем, что по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные коммуникации, вынос которых невозможен.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу № А10-2921/2013 по заявлению ООО «Стройкомплекс» вышеприведённое решение Комитета по управлению имуществом от 04.07.2013 № О-1024 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта признано незаконным. На Комитет по управлению имуществом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с земельным законодательством.
27.01.2014 общество обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением, в котором просило повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка.
12.02.2014 Комитет по управлению имуществом отменил решение от 04.07.2013 № О-1024, ранее уже признанное судом незаконным.
14.03.2014 в печатном издании Комитетом по архитектуре опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении указанного земельного участка.
02.04.2014 в адрес Комитета по архитектуре поступили заявления потребительского общества «ВМЕСТЕ» и гражданина Пашкова М.В. о предоставлении земельного участка в соответствии с названной публикацией.
11.04.2014 ПО «Вместе» и гражданин Пашков М.В. отозвали заявления о предоставлении земельного участка.
Письмом от 03.07.2014 № 20450050 Комитет по архитектуре сообщил обществу о том, что в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 (далее – Положение № 807-82), земельные участки предоставляются для строительства исключительно на торгах. Общество также было проинформировано о том, что проводится работа по формированию испрашиваемого земельного участка для последующего его предоставления на торгах.
Решением Комитета по архитектуре от 25.07.2014 № СР-1562 утверждена схема расположения земельного участка, ориентировочной площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, 0 км. Спиртзаводской трассы, для строительства магазина смешанных товаров с выносом инженерных сетей.
23.09.2014 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:000000:64100.
Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции согласился с данным судебным актом.
Суды двух инстанции исходили из того, что испрашиваемый обществом под строительство земельный участок подлежал предоставлению обществу по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в порядке, установленном статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в действовавшей редакции).
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу № А10-2921/2013 (оставленным без изменения постановлениями Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2014 года и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2014 года) по заявлению общества было признано незаконным решение от 04.07.2013 № О-1024 Комитета по управлению муниципальным имуществом об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта – магазина.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с действующим законодательством. Судебные акты по приведенному делу содержат выводы об ошибочности позиции Комитета о возможности предоставлении обществу земельного участка лишь на торгах.
Суды правомерно исходили из того, что отказ не соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Положению № 807-82 (в редакции, действовавшей в период обращения общества в Комитет по управлению имуществом с соответствующим заявлением).
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно пункту 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации: гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
О выборе земельного участка в такой процедуре и просил заявитель по настоящему делу.
На момент обращения общества с первоначальным заявлением от 30.04.2013 вопросы предоставления земельных участков для строительства регулировались Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 (в редакции от 21 марта 2013 года). Данное решение не содержало ограничений по вопросу предоставления земельных участков для строительства магазинов только на торгах.
Суды двух инстанций по вышеупомянутому делу также учли, что решением от 04.07.2013 № О-1024 обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с тем, что по земельному участку проходят коммуникации, вынос которых невозможен; при этом орган местного самоуправления не ссылался на то, что спорный земельный участок мог быть предоставлен только на торгах.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-2921/2013 Комитет должен был устранить нарушения прав общества, претендовавшего на предоставление ему земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, повторный отказ в предоставлении земельного участка по названной процедуре от 03.07.2014, утверждение схемы расположения земельного участка и его дальнейшее формирование для предоставления через иную процедуру – торги являются незаконными.
Не соглашаясь с выводами судов, Комитет по архитектуре указывает, что судами двух инстанций не дана надлежащая оценка решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 № 690-57 «О внесении изменений и дополнений в решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ», государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности», которым внесены поправки в Решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82. Решением № 690-57 было установлено, что предоставление земельных участков с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объектов для строительства объектов торговли не допускается. Указанные поправки вступили в силу с момента официального опубликования, а именно с 17.05.2013 («Муниципальный вестник города Улан-Удэ», № 13, 17.05.2013), то есть на момент рассмотрения заявления общества.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут.
Пунктами 4.3 и 4.4 названного Положения в редакции от 21.03.2013 допускалась возможность предоставления земельных участков для строительства магазинов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
С учетом требований статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и указанного Положения суда правильно посчитали, что орган местного самоуправления обязан обеспечить заявителю выбор земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
30.04.2013 в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков для строительства объектов торговли стало возможным только без предварительного согласования мест размещения объектов, то есть с торгов. Суды установили, что данные изменения опубликованы 17.05.2013 и с этого момента вступили в силу, обратной силы не имеют.
Следовательно, как правильно посчитали суды, испрашиваемый земельный участок подлежал предоставлению обществу по уже начатой процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
При этом суд кассационной инстанции не усматривает неправильного применения судами пункта 3 статьи 229 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2, пункта 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на что ссылается заявитель кассационной жалобы. По его мнению, решение о предварительном согласовании места размещения объекта вступило бы в противоречие с порядком, установленным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 807-82 (в редакции от 17.05.2013).
Между тем судебными актами по делу № А10-2921/2013 подтверждено, что общество обратилось с заявлением 30.04.2013, в связи с чем предоставление земельного участка под строительство должно было осуществляться в соответствии с действующим законодательством, а именно: статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением № 807-82 в редакции от 21.03.2013, допускавшими предоставление земельных участков под строительство магазинов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
В этой связи также не может быть учтён довод Комитета архитектуры о том, что суды не указали норму права, в соответствии с которой, если другие претенденты отозвали заявления, следовало продолжить формирование земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения.
Названная процедура была предусмотрена статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому суды (в отсутствие других претендентов и наличия заявления общества двухгодичной давности от 30.04.2013 о предоставлении земельного участка по упомянутой процедуре) правильно указали Комитету по архитектуре на оспариваемую им обязанность.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что спорный земельный участок уже поставлен на кадастровый учёт и невозможно выдать акт выбора и произвести его утверждение, не исключает названную выше обязанность Комитета, поскольку отказы от 04.07.2013 (первый отказ) и через год 03.07.2014 (повторный отказ) и действия по формированию испрашиваемого земельного участка для предоставления его на торгах были признаны судами незаконными.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что настоящее дело по существу было возбуждено в связи с тем, что Комитет по архитектуре не устранил допущенные нарушения прав общества, что следовало из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 октября 2013 года по делу № А10-2921/2013; общество вынуждено было обратиться с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о выборе земельного участка по той же процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2015 года по делу № А10-4807/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Л.А. Кадникова | |
Судьи | Л.М. Соколова А.И. Чупров |