ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-5207/14 от 10.09.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

11 сентября 2015 года

Дело №А10-5207/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чупрова А.И.,

судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Винокуровой М.Ю.,

при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Гиргушкина Н.А., секретарь судебного заседания Хоргатханова Н.Ж.),

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя дачного некоммерческого товарищества «Исток» - Дашеевой Людмилы Эрдынеевны (доверенность от 27.07.2015),

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей:

дачного некоммерческого товарищества «Исток»: Алсатаева Игоря Александровича (доверенность от 08.09.2015); Шарланова Баира Бадмаевича (протокол от 02.10.2014; паспорт);

Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Бурятия - Бурдуковской Елены Ивановны (доверенность от 12.01.2015),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества «Исток» на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года по делу № А10-5207/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

дачное некоммерческое товарищество «Исток» (г. Улан-Удэ, ОГРН 1100327015524; далее – товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ; ОГРН 1040302993598; далее – административный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 15.10.2014 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259, возложении обязанности зарегистрировать договор аренды.

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Иволгинский район» (село Иволгинск Республики Бурятия; ОГРН 1020300969787; далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2015 года заявленные товариществом требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2015 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Обжалуя постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и заявляя о его отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, товарищество в кассационной жалобе оспаривает вывод суда о нахождении земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 на сельскохозяйственных угодьях. Товарищество полагает, что доказательства, которыми обоснованно постановление суда апелляционной инстанции не соответствуют Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены Росземкадастром 10.04.2001).

Административный орган в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, постановление суда апелляционной инстанции – оставить без изменения.

В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), отзыв не представила, своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Согласно материалам дела на основании распорядительного акта администрации 10.01.2013 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 03:08:230106:259, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения». В кадастровом паспорте земельного участка указано на его образование из земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:170 с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Администрация постановлением от 13.02.2013 № 155 изменила вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 с «для сельскохозяйственного производства» на «для размещения дачного некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов». Сведения об указанном виде разрешенного использования включены в государственный кадастр недвижимости 05.03.2013.

Администрация постановлением от 14.07.2014 № 964 предоставила товариществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:08:230106:259, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов».

На основании указанного постановления 15.06.2014 между администрацией и товариществом заключен долгосрочный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов».

Административный орган решением от 15.10.2014 отказал товариществу в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка в связи с несоответствием представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства.

Административный орган пришел к выводу о последовательном образовании земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 из земель сельскохозяйственных угодий (ранее учтенные земли бывшего совхоза-техникума Иволгинский с кадастровым номером 03:08:000000:213, затем после раздела этого участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами 03:08:230106:147 и 03:08:230106:148, из которых образован земельный участок с кадастровым номером 03:08:230106:170). В отношении сельскохозяйственных угодий градостроительные регламенты не устанавливаются, в связи с чем администрация незаконно изменила вид разрешенного использования на «для размещения дачного некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов», что невозможно без изменения категории земель.

Указанное явилось предусмотренным абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) основанием для принятия административным органом решения от 15.10.2014. 

Не согласившись с вышеуказанным решением, товарищество оспорило его в арбитражном суде.

Суды обеих инстанций учли, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Суды при оценке правовой природы оспариваемого решения признали, что в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 77, 78, 79) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

На основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 30, 36, 37) градостроительное зонирование определено как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Такие федеральные законы не приняты.

В этой связи суд первой инстанции указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственных угодий, поскольку для них не устанавливаются градостроительные регламенты.

Суд апелляционной инстанции дополнительно учел Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (вопрос 5), согласно которому до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки; изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию; предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов»; до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Между тем, оценив представленные административным органом доказательства в подтверждение фактических оснований отказа в регистрации договора аренды, суд первой инстанции посчитал, что они не подтверждают отнесение земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 к категории «земли сельскохозяйственного назначения» - сельскохозяйственные угодья.

Суд апелляционной инстанции счел ошибочным указанный вывод, поскольку признал доказанным, что часть земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 входит в состав сельскохозяйственных угодий, ранее учтенных как земли сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза-техникума Иволгинский, что следует из материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (материалов по описанию окружных границ землепользовании сельскохозяйственных предприятий Иволгинского района, которые содержат каталоги координат землепользований, дела по вычислению площадей контуров сельхозугодий совхоза-техникума Иволгинский).

Проверив законность принятых судебных актов по делу в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований товарищества.

В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные товариществом требования могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий:  несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).

Судами обеих инстанций правомерно учтено, что в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации административный орган вправе отказать в регистрации прав в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

При этом для целей реализации установленных Законом о регистрации полномочий административный орган проводит правовую экспертизу документов, в том числе в целях установления отсутствия снований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также арбитражными судами с учетом приведенных положений земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и сформулированного Верховным Судом Российской Федерации подхода правомерно признано, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории земель действующим законодательством не предусмотрено, что исключает предоставление на таких землях земельных участков с измененным видом разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов».

Вопреки доводам товарищества об отсутствии в материалах дела доказательств, предусмотренных Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены Росземкадастром 10.04.2001), вывод суда апелляционной инстанции таким Указаниям не противоречит.

Судом апелляционной инстанции мотивированно принято во внимание, что земли бывшего совхоза-техникума Иволгинский с кадастровым номером 03:08:000000:213 являлись ранее учтенными, в отношении них составлены материалы по описанию окружных границ с соответствующими каталогами, оформлено дело по вычислению площадей контуров сельхозугодий указанного предприятия, сведения отражены в государственном кадастре недвижимости на основании материалов государственного фонда данных в результате проведения землеустройства. В этой связи суд учел как надлежащие доказательства материалы дела по вычислению площадей контуров сельхозугодий и пояснительную записку со схемой, согласно которым часть земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:259 входит в состав сельскохозяйственных угодий, ранее учтенных как земли сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза-техникума Иволгинский.

Указанные обстоятельства хотя и оспаривались товариществом при рассмотрении дела, однако они не опровергнуты и материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие доводы товарищества о нарушении его прав оспариваемым решением.

В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно принял новый судебный акт в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Таким образом, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда, которое в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года по делу № А10-5207/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

А.И. Чупров

Судьи:

Л.М. Соколова

Д.И. Шелег