ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел. 8 (3952) 56–44–04, 56–44–54, факс 8 (3952) 56–44–61, e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№ А10-524/08-Ф02-4089/2008
16 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Бурятия ФИО1 (доверенность №02-14 от 15.09.2008), ФИО2 (доверенность №02-1 от 14.01.2008), общества с ограниченной ответственностью «Ремэнергострой» ФИО3 (по должности), ФИО4 (доверенность №01-08 от 15.09.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Бурятия на решение от 18 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-524/08 (суд первой инстанции – Марактаева И.Г.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ремэнергострой» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Бурятия (далее - инспекция) о признании незаконным решения №15-1 от 21.01.2008.
Решением от 18 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований обществу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выплачиваемые премии работникам согласно пункту 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть отнесены к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило изложенные в ней доводы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Представители сторон в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт №0318-09-20/1 от 07.12.2007 и принято решение №15-1 от 21.01.2008, которым в том числе, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 28 076 рублей 54 копейки, а также доначислен единый социальный налог в сумме 1 403 827 рублей и пени в сумме 528 040 рублей 44 копейки.
Считая решение инспекции в указанной части недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком единого социального налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в ходе проверки выявлено, что произведенные обществом выплаты из фонда материального потребления на основании приказов и положений о премировании по результатам деятельности относятся к начислениям стимулирующего характера, то есть за произведенные результаты и носят регулярный характер, и в соответствии с пунктом 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты относятся на расходы по оплате труда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 22 статьи 270 Налогового кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются следующие расходы: в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.
Как установлено арбитражным судом, на основании решения учредителя общества от 03.01.2002 №1 решено производить работникам выплаты премий из оставшейся прибыли. Приказом директора общества №41 от 31.12.2002 создан фонд материального потребления для выплаты премий по решению учредителя за счет чистой прибыли.
Положением об оплате труда работников общества на 2004-2006 годы предусмотрено в качестве материального стимулирования выплату премий из оставшейся чистой прибыли общества.
Указанные обстоятельства подтверждаются бухгалтерскими балансами за 2004-2006 годы, налоговыми декларациями по налогу на прибыль за указанные налоговые периоды.
Арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что выплаты премий работникам производились из специального фонда, денежных средств (чистой прибыли прошлых лет) было достаточно в 2004 - 2006 годах для спорных выплат.
На основании изложенного правомерен вывод арбитражного суда о том, что данные выплаты согласно пунктам 1, 22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль текущего года, в связи с чем в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт соответствует закону и материалам дела и отмене не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-524/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.М.Юдина
Судьи
Т.В. Белоножко
А.И. Скубаев