ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-745/20 от 02.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-745/2020

08 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей О. П. Антоновой, Д. В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е. Ю. Скубиевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2021 года и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года

по делу № А10-745/2020 по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «1019 военный ремонтный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 6 064 007 руб. 68 коп, в том числе 5 930 176 руб. 74 коп – объявленных дивидендов по акциям, 133 830 руб. 94 коп – процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.11.2019 по 31.03.2020.

В судебное заседание 02.06.2021 в Четвертый арбитражный апелляционный суд явился представитель АО «1019 военный ремонтный завод» ФИО1 по доверенности от 12.03.2021.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее – Управление, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Акционерному обществу «1019 военный ремонтный завод» (далее – Общество) о 2 взыскании 6 064 007 руб. 68 коп, в том числе 5 930 176 руб. 74 коп – объявленных дивидендов по акциям, 133 830 руб. 94 коп – процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.11.2019 по 31.03.2020.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2021 года № А10-745/2020 в удовлетворении иска отказано.

Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года по делу № А10-745/2020 с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия в пользу акционерного общества «1019 военный ремонтный завод» взыскано 77 900 руб. 00 коп. – судебные расходы по оплате судебной экспертизы.

Не согласившись с решением и дополнительным решением суда первой инстанции, Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, ссылаясь на нормы права, выражает несогласие с решением суда первой инстанции, указывая, что при принятии решения о выплате дивидендов в федеральный бюджет по итогам деятельности ответчика в 2018 году не допущено нарушений требований законодательства, предусматривающего выплату дивидендов акционеру.

Заявитель считает, что признаки банкротства ответчика отсутствуют, из бухгалтерской отчетности и стоимости чистых активов усматривается, что ответчик имел положительный финансовый результат - прибыль по итогам деятельности. Полагает, что на момент принятия решения о выплате дивидендов, а также на момент предъявления иска финансовое положение АО «1019 ВРЗ» не свидетельствовало о банкротстве или фактической неплатёжеспособности ответчика. Доказательств, свидетельствующих о наличие признаков несостоятельности (банкротства), в материалы дела не представлено.

Заявитель считает, что выводы эксперта опровергают принятое решение суда.

Кроме того, как указывает заявитель, у ответчика имелась возможность выплачивать дивиденды акционеру - Российской Федерации по частям, отдельными траншами, за истекший период задолженность по выплате дивидендов могла быть погашена ответчиком путем частичного списания вышеуказанных денежных средств.

Заявитель отмечает, что представленные ответчиком сведения по отдельным банковским счетам по состоянию на отдельно взятые даты (19.11.2019 и 01.06.2020) не отражают фактическую ситуацию по наличию и движению денежных средств ответчика по всем банковским счетам за весь период с 19.11.2019 (даты выплаты дивидендов) и по настоящее время.

С учетом указанных обстоятельств, Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия просит решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

Отзыв на апелляционную жалобу поступил от акционерного общества «1019 военный ремонтный завод». Общество, возражая по доводам апелляционной жалобы, просит решение и дополнительное решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что АО «1019 военный ремонтный завод» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.05.2009.

По сведениям из ЕГРЮЛ уставный капитал Общества составляет 82 753 000 рублей, держателем реестра акционеров является ООО «Оборонрегистр».

Согласно выписке из реестра владельцев ценных бумаг, выданной ООО «Оборонрегистр», владельцем ценных бумаг Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - акции обыкновенные именные номиналом 1 000 руб. в количестве 82 753 штуки.

Из данной выписки следует, что Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом владеет 100% акций Общества, следовательно, является единственным акционером ответчика.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 24.09.2019 №38-709-р «О решениях внеочередного общего собрания акционеров АО «1019 военный ремонтный завод» в связи с осуществлением Росимуществом полномочий общего собрания акционеров Общества приняты решения:

1. Утвердить распределение чистой прибыли Общества, полученной по итогам деятельности за 2018 год в размере 11 860 353 руб. 48 коп следующим образом:

- на выплату дивидендов по акциям Общества в размере 5 930 176 руб. 74 коп, что составляет 50% чистой прибыли акционерного общества по итогам 2018 года;

- на финансирование программы развития Общества на период 2019-2021 гг. в целях создания новых производственных мощностей, их модернизацию (реконструкцию) и техническое перевооружение для расширения (обновления) номенклатуры выпускаемой продукции (предоставляемых государственных услуг) в размере 5 930 176 руб. 74 коп.

2. Установить дату, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, - 20-й день с даты принятия внеочередным общим собранием акционеров Общества решения о выплате дивидендов. Установить срок выплаты дивидендов – в течение 25 рабочих дней с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.

Ответчиком дивиденды в установленный срок не выплачены.

Предметом иска является требование о взыскании 5 930 176 руб. 74 коп – дивидендов.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для выплаты дивидендов не имеется. Оценив выводы эксперта о возможности выплаты дивидендов, суд первой инстанции указал, что данные выплаты могли быть произведены из денежных средств с учетом очередности списания денежных средств со счета в порядке статьи 855 ГК РФ, которые возможно было направить на перечисление в четвертую и пятую очередь для погашения платежей и задолженности участникам (учредителям).

Однако, судом первой инстанции скорректированы выводы эксперта, исходя из того, что экспертом не учтена специфика деятельности Общества, исполнение контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – Закон N 275-ФЗ), поскольку в период выплаты дивидендов ответчик осуществлял деятельность по выполнению государственного оборонного заказа в рамках 10 заключенных контрактов.

Суд первой инстанции исходил из того, что в составе активов бухгалтерского баланса, которые использованы для расчета чистой прибыли, не могут быть учтены целевые денежные средства, направленные для исполнения государственного оборонного заказа.

С учетом чего суд первой инстанции признал, что довод ответчика о том, что денежные средства, находящиеся на отдельном счете, не могут быть использованы на выплату дивидендов, обоснован.

Дополнительным решением от 17 марта 2021 года суд первой инстанции распределил судебные расходы, отнеся их на истца, поскольку в иске отказано.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и дополнительного решения суда и полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об акционерных обществах) акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона об акционерных обществах общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев отчетного года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества (п.2 ст.42 Закона об акционерных обществах).

Решение о выплате (объявлении) дивидендов принимается общим собранием акционеров. Указанным решением должны быть определены размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), форма их выплаты, порядок выплаты дивидендов в неденежной форме, дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов. При этом решение в части установления даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.3 ст.42 Закона об акционерных обществах).

Пунктом 9.1 Устава Общества предусмотрено право Общества вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9.3 Устава решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решение о размере дивиденда и форме его выплаты принимается общим собранием акционеров Общества по рекомендации Совета директоров Общества. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров Общества.

Пунктом 13.1 Устава установлено, что высшим органом управления является Общее собрание акционеров.

Согласно части 10 пункта 13.3 Устава к компетенции Общего собрания акционеров относится выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года.

Таким образом, с учетом того, что 100% акций находится в собственности Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Росимущество единолично правомочно принимать решения о выплате дивидендов по рекомендации Совета директоров Общества.

Согласно бухгалтерскому балансу на 31.12.2018 чистая прибыль Общества составила 11 860 353 руб. 48 коп.

Из протокола №14 заседания Совета директоров от 28.05.2019 (л.д. 118-122 т.1) следует, что Совет директоров Общества рекомендовал годовому Общему собранию акционеров Общества чистую прибыль в размере 11 860 353 руб. 48 коп направить на инвестиционные цели, дивиденды по результатам 2018 года не выплачивать.

На основании протокола №18 заседания Совета директоров от 17.09.2019 (л.д.123-125, т.1) рекомендовано распределить чистую прибыль в размере 11 860 353 руб. 48 коп, в том числе на выплату дивидендов в размере 5 930 176 руб. 74 коп (50% от чистой прибыли).

Согласно распоряжению от 24.09.2019 №38-709-р Росимущество приняло решение о выплате дивидендов по акциям Общества в размере 5 930 176 руб. 74 коп, мотивированное наличием чистой прибыли у ответчика по итогам 2018 года в размере 11 860 353 руб. 48 коп.

На основании пункта 4 статьи 43 Закона об акционерных обществах общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям:

если на день выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов;

в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

По прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.

По ходатайству ответчика определением суда от 22.06.2020 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФБУ «Забайкальская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2.

Согласно заключению экспертов от 16.09.2020 №839/9-3-18.1, представленному в соответствии с определением суда от 22.06.2020, по первому вопросу «Имеются ли основания полагать, что выплата АО «1019 военный ремонтный завод» дивидендов в размере 5 930 176 руб. 74 коп, подлежащих выплате за 2018 год, может привести к банкротству АО «1019 военный ремонтный завод»?» и по шестому вопросу «Установить взаимосвязь между выплатой объявленных дивидендов в федеральный бюджет в размере 5 930 176 руб. 74 коп и появлением признаков несостоятельности (банкротства) АО «1019 военный ремонтный завод»?» экспертом указано, что в результате проведенного исследования записей бухгалтерской отчетности Общества по состоянию на 30.09.2019г. установлено, что финансовое состояние Общества было не устойчиво, не имело достаточного количества денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения всех краткосрочных обязательств.

Вместе с тем общество имело возможность произвести выплаты денежных средств с учетом очередности списания денежных средств со счета в порядке статьи 855 ГК РФ, которые возможно было направить на перечисление в четвертую и пятую очередь для погашения платежей и задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов по состоянию на 30.09.2019г. (дата выплаты дивидендов - 19.11.2019г.) в сумме – 47775 тыс.руб., в том числе: 5 930 176,74руб. - суммы дивидендов.

По второму вопросу «Установить финансовое состояние АО «1019 военный ремонтный завод», его платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость и рентабельность на дату выплаты дивидендов – 19.11.2019?» и третьему вопросу «Установить финансовое состояние АО «1019 военный ремонтный завод», его платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость и рентабельность на 01 июня 2020г.?» эксперт указал, что в результате проведенного исследования записей отраженных в финансовой отчетности Общества показателей платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности на дату выплаты дивидендов 19.11.2019г. (ближайшую отчетную дату) и на ближайшую отчетную дату до 01 июня 2020г установлено, что характерными чертами финансового состояния были:

- снижение имущественного потенциала (снижение балансовой стоимости активов, в том числе: оборотных средств и дебиторской задолженности);

- для погашения всех краткосрочных обязательств (коэффициенты ликвидности/платежеспособности) не имело достаточного количества денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

- не имело достаточного количества быстрореализуемых активов;

- использовало все большую долю заемных средств, финансировало свою производственную деятельность за счет внешних источников;

- в межквартальный период наблюдался отрицательный результат показателя рентабельности продаж.

Вместе с тем, финансовое состояния АО характеризовалось:

- рост (небольшой) показателя чистых активов;

- краткосрочная задолженность в течение всего периода обеспечена оборотными активами, включая производственные запасы;

- общество располагало необходимым количеством собственных источников финансирования для осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

- показатели рентабельности активов и продаж на конец отчетного года имели положительное значение, обеспечивали окупаемость вложенных средств, эффективность произведенных затрат.

На четвертый вопрос «Установить обстоятельства, препятствующие выплате объявленных дивидендов в федеральный бюджет в размере 5 930 176 руб. 74 коп по итогам деятельности АО «1019 военный ремонтный завод» в 2018 году, на дату выплаты дивидендов – 19.11.2019?» и пятый вопрос «Установить обстоятельства, препятствующие выплате объявленных дивидендов в федеральный бюджет в размере 5 930 176 руб. 74 коп по итогам деятельности АО «1019 военный ремонтный завод» в 2018 году, на 01 июня 2020г.?» эксперт пояснил, что данные вопросы не входят в компетенцию эксперта экономиста/бухгалтера.

На седьмой вопрос «Определить сумму, возможной к перечислению в качестве дивидендов в федеральный бюджет, которая не повлияет негативно на финансово-хозяйственную деятельность АО «1019 военный ремонтный завод», на 01 июня 2020 года?» эксперт пояснил, что в результате проведенного исследования записей бухгалтерской отчетности АО «1019 военный ремонтный завод» по состоянию на 01 июня 2020года (ближайшая отчетная дата 31.03.2020) установлено, что общество имело возможность произвести выплаты денежных средств с учетом очередности списания денежных средств со счета в порядке статьи 855 ГК РФ, которые возможно было направить на перечисление в четвертую и пятую очередь для погашения платежей и задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов в размере 106453тыс.руб., в том числе 5930176,74руб. суммы дивидендов.

Однако, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции вправе был скорректировать выводы судебной экспертизы о том, что общество имело возможность произвести выплаты дивидендов, исходя из того, что в рассматриваемом случае решается вопрос права, а именно: вопрос о возможности применения норм специального законодательства, регулирующего порядок выполнения и финансирования государственного оборонного заказа.

Согласно части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.

При анализе ликвидности и платежеспособности эксперт указал, что к наиболее ликвидным активам относятся денежные средства организации и денежные эквиваленты. Быстрореализуемые активы - это дебиторская задолженность. Медленно реализуемые активы - это производственные запасы.

По данным балансов в исследуемом периоде, в том числе на 31.12.2017, 31.12.2018, 30.09.2019, 31.12.2019, 31.03.2020, для погашения всех краткосрочных обязательств Общество:

- не имело достаточного количества денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (цен.бумаг);

- не имело достаточного количества быстрореализуемых активов (средств на счетах организации, в ценных бумагах, а также дебиторской задолженности).

Эксперт, делая выводы о возможности выплаты дивидендов, указал, что данные выплаты могли быть произведены из денежных средств с учетом очередности списания денежных средств со счета в порядке статьи 855 ГК РФ, которые возможно было направить на перечисление в четвертую и пятую очередь для погашения платежей и задолженности участникам (учредителям).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в период, когда должна была состояться выплата дивидендов, ответчик осуществлял деятельность по выполнению государственного оборонного заказа в рамках 10 заключенных контрактов:

- № 1720187308881442208025192/ЗРВ2-17-87С от 14.09.2017г.;

- № 172018730889143220802519 4/ЗРВ2-17-48к от 16.06.2017 г.;

- № 171918730911144220800160 6/СВ2-17-21с от 22.06.2017 г;

- № 182018730819144224501481 9/СВ-18-76с от 17.10.2018 г.;

- № 192118730933143220919622 4/ВМФ-19-27к от 15.04.2019 г.;

- № 82718730854144220820033 4/129/19/37СП от 29.03.2019 г.;

- № 1921187309371442209203081/ВМФ-20-08с от 05.03.2020 г.;

- № 2022187308471432208209406/ЗРВ-20-05к от 12.05.2020 г.;

- № 2022187308491442245203041/CB2-20-12с от 15.05.2020 г.;

- № 2022187308451442208203450/3PB/20/33с от 18.05.2020 г.

Контракты заключены в целях исполнения государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» №275-ФЗ от 29.12.2012г ( далее «Закон № 275-ФЗ»).

Движение денежных средств по контрактам осуществляются в соответствии с Законом N 275-ФЗ с использованием Отдельного счета.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 275-ФЗ отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

В статье 8.4 Закона N 275-ФЗ указаны операции, совершение которых по отдельному счету не допускается.

При этом, предусмотренное в п. 9 «в» ст. 8.4 указанного Закона исключение, согласно которому не запрещено исполнение исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств в доход Российской Федерации, к настоящему спору не применимо, поскольку исполнительного листа на взыскание дивидендов в доход Российской Федерации не имеется.

В этой связи верными являются суждения суда первой инстанции о том, денежные средства, находящиеся на отдельном счете не могут быть использованы на выплату дивидендов.

Экспертом при подготовке выводов не учтена указанная специфика деятельности Общества.

Так, в сводной таблице расчета возможности погашения краткосрочной кредиторской задолженности (таблица №11, л.д.50-51, т.3) указано, что на 30.09.2019 остаток денежных средств, из которых возможна выплата дивидендов в размере 5 930 176 руб 74 коп, составляет 47 775 тыс. руб, на 31.12.2019 остаток денежных средств 45 785 тыс. руб, на 31.03.2020 остаток денежных средств 106 453 тыс.руб ( п.6 табл.№ 11). Остаток , из которого возможна выплата дивидендов определен путем вычитания из суммы , отраженной в графе баланса «Денежные средства и денежные эквиваленты» (строка 1250 баланса) задолженности перед персоналом организации, задолженности перед государственными внебюджетными фондами, задолженности по налогам и сборам, суммы по которым отражены в строке 1520 баланса.

Сумма , отраженная в строке 1250 баланса «Денежные средства и денежные эквиваленты», включает также денежные средства, которые находятся на отдельных счетах, контракты по которым не были исполнены, а отдельные счета не были закрыты.

Однако, в соответствии с вышеприведёнными нормами Федерального закона « О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 N 275-ФЗ данными средствами ответчик не мог пользоваться.

Финансовое состояние ответчика не позволяет выплатить дивиденды, заявленные истцом. Выплата дивидендов в условиях неплатежеспособности, высокой зависимости от внешних источников финансирования, что установлено заключением судебной экспертизы, повлечет возникновение у ответчика признаков несостоятельности (банкротства).

С учетом приведённых выше обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска.

Суд первой инстанции, в дополнительном решении, рассмотрев вопрос о взыскании судебных расходов по оплате судебной экспертизы, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильно исходил из того, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по делу суд отнес на истца, исходя из результатов рассмотрения дела.

Доводы заявителя апелляционной жалобы учтены судом апелляционной инстанции при принятии настоящего судебного акта, однако, существенного влияния на выводы суда не имеют с учетом фактически установленных обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем решение и дополнительное решение суда первой инстанции подлежат оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 марта 2021 года и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года по делу № А10-745/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.А. Корзова

Судьи О.П. Антонова

Д.В. Басаев