ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-817/2022 от 03.10.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-817/2022

«06» октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Басаева Д. В., Корзовой Н. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Братска на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 августа 2022 года по делу №А10-817/2022 по исковому заявлению Администрации муниципального образования г. Братска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании субсидии,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Администрация муниципального образования г. Братска обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании субсидии в размере 1 000 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 августа 2022 года по делу №А10-817/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 августа 2022 года по делу №А10-817/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из апелляционной жалобы, ответчиком нарушен п. 3.1.1. соглашения, в соответствии с которым получатель субсидии обязуется обеспечить непрекращение деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования города Братска по истечении 1 календарного года со дня подписания соглашения. 21.10.2021 предприниматель изменил место регистрации в г. Братске на регистрацию в г. Улан-Удэ, что следует из выписки из ЕГРИП. Указанное, по мнению Администрации, свидетельствует о том, что предприниматель прекратил свою деятельность на территории муниципального образования города Братска.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.09.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования города Братска и ИП ФИО1 на основании Порядка предоставления в 2020 году субсидий из бюджета г.Братска, утвержденного постановлением Администрации г.Братска от 13.08.2020 №1511, было заключено соглашение от 21.10.2020 №2, предметом которого является предоставление предпринимателю субсидии из бюджета города Братска в целях финансового возмещения затрат в случае приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования.

Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком №1511 при соблюдении получателем следующих условий (п. 2.1. соглашения):

1. Согласие получателя на осуществление Администрацией и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии, в том числе на предоставление документов, необходимых для проведения проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.

2. Соблюдение получателем запрета на приобретение за счет полученных средств субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

3. Достижение получателем показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, установленного в соответствии с Порядком п. 3.1.1. соглашения.

4. Соответствие получателя требованиям и условиям, установленным Порядком

Согласно п. 3.1. соглашения получатель обязуется:

- Обеспечить непрекращение деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования города Братска по истечении 1 года со дня подписания Сторонами соглашения (п. 3.1.1.).

- В течение 10 рабочих дней по истечении 1 календарного года со дня подписания Сторонами настоящего Соглашения представить лично Администрации отчет о достижении показателя в произвольной письменной форме.

Получатель вправе приложить к отчету выписку из ЕГРИП, полученную по истечении 1 календарного года со дня подписания Сторонами настоящего Соглашения. В случае непредставления получателем документов, указанных в настоящем абзаце, Администрация поручает соответствующую информацию посредством использования государственных автоматизированных информационных систем и федеральных информационных ресурсов при проведении проверки достижения получателем показателя.

До 01 мая года, следующего за годом, в котором было подписано Сторонами получатель субсидии обязан предоставить лично Администрации:

1) копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год», утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 29.03 2007 № ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год», за 2020 год с отметкой налоговых органов или подтверждением передачи указанной формы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

2) копии документов, подтверждающих сумму уплаченных в бюджет города Братска за 2020 год налоговых отчислений и арендной платы (выписка из банка или копии платежных поручений, квитанций об уплате, копии декларации по уплаченным в 2020 году земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных режимов налогообложения) (п. 3.1.2.).

В случае изменения юридического адреса, банковских реквизитов получатель в течение 10 рабочих дней со дня наступления данных обстоятельств письменно известить об Администрацию (п. 3.1.3).

Получатель также обязуется возвратить субсидию в бюджет г.Братска в течение 20 рабочих дней со дня получения требования Администрации о возврате субсидии, в случае:

а) нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленных по фактам проверок, проведенных Администрацией и (или) органами муниципального финансового контроля,

б) недостижения показателя, установленного п. 3.1.1. соглашения.

Платежным поручением № 107649 от 28.10.2020 администрация перечислила ответчику субсидию в сумме 1 000 000 руб.

01.12.2021 истец направил в адрес ответчика требование о возврат полученной субсидии. В требовании истец указал, что согласно представленному ИП ФИО1 отчету о достижении показателя, установленного пунктом 3.1.1 соглашения, ИП ФИО1 21.10.2021 изменил место регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с г. Братск на г. Улан-Удэ. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.10.2021 и свидетельствует о недостижении ИП ФИО1 показателя, установленного пунктом 3.1.1 Соглашения в виде обязательства получателя субсидии по обеспечению непрекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования города Братска по истечении одного календарного года со дня подписания сторонами Соглашения (т. е. в период с 21.10.2020 по 21.10.2021 включительно).

Истец указывает, что по общему правилу, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по месту жительства и осуществляющий деятельность в другом субъекте Российской Федерации, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства вне зависимости от фактического места осуществления деятельности. С учетом изложенного наличие регистрации индивидуального предпринимателя в ином, чем город Братск Иркутской области, месте жительства свидетельствует о прекращении деятельности ИП ФИО1 на территории муниципального образования города Братска.

Кроме того, в требовании истец указал, что в нарушение пункта 3.1.3 Соглашения, предусматривающего обязанность получателя субсидии в случае изменения юридического адреса в течение 10 рабочих дней со дня наступления данного обстоятельства письменно известить об этом администрацию города Братска, ИП ФИО1 в администрацию города Братска соответствующую информацию не предоставил.

На основании пунктов 3.1.1, 3.3 Соглашения, администрация города Братска в требовании от 01.12.2021 уведомила ИП ФИО1 об обязанности в течение 20 рабочих дней со дня получения настоящего требования произвести возврат предоставленной субсидии путем перечисления денежных средств в бюджет города Братска в размере 1 000 000 руб.

В связи с неисполнением ответчиком требования администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя полученной субсидии.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 13.08.2020 №1511 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Братска в целях финансового возмещения затрат в случае приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 3, 7 главы 1 названного Порядка субсидия предоставляется в целях финансового возмещения затрат в случае приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – СПСП) производственного оборудования в собственность в связи с созданием, развитием или модернизацией производства товаров, работ и услуг, по заключенным не ранее чем за три года до даты подачи заявок договорам, по которым произведена полная оплата, в целях реализации муниципальной программы г.Братска «Стимулирование экономической активности» на 2020-2024 гг. Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе.

Требования к получателям субсидий установлены пунктом 6 главы 1 Порядка.

В частности, получателем субсидии могут являться субъекты малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования города Братска.

В соответствии с пунктом 3 главы 3 Порядка в целях осуществления контроля за соблюдением получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, уполномоченный орган на основании данных, полученных из отчетов, предоставленным СМСП, проводит оценку фактического достижения каждым СМСП – получателем субсидии показателя, в течение 20 рабочих дней со дня предоставления СМСП – получателем субсидии отчета о достижении показателя.

Пунктом 2 главы 4 Порядка установлены меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, которые предусматривают, в том числе, возврат суммы субсидии (части субсидии) в бюджет города Братска в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных администрацией в лице отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации и отделом муниципального финансового контроля администрации; недостижения показателей.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик обратился в администрацию муниципального образования города Братска с заявлением на получение субсидии с приложением всех необходимых документов согласно Порядку №1511.

Рассмотрев представленные ответчиком документы, конкурсная комиссия пришла к выводу об их соответствии условиям Порядка о предоставлении субсидий №1511.

В связи с чем, между Администрацией муниципального образования города Братска и ИП ФИО1 заключено соглашение от 21.10.2020 №2 о предоставлении субсидии, истец осуществил выплату субсидии по указанному соглашению.

Согласно позиции администрации предприниматель нарушил пункт 3.1.1. соглашения, а именно: им не обеспечено непрекращение деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования города Братска по истечении 1 года со дня подписания Сторонами соглашения. 21.10.2021 ответчик изменил место регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с г. Братск на г. Улан-Удэ. Также в качестве основания для возврата субсидии истец указал на нарушение пункта 3.1.3 Соглашения, предусматривающего обязанность получателя субсидии в случае изменения юридического адреса в течение 10 рабочих дней со дня наступления данного обстоятельства письменно известить об этом администрацию города Братска.

Отклоняя указанные доводы, апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции, правильно указавшего следующее.

Частью 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование по существу фактических обстоятельств дела и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права, иначе право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоотношений.

По смыслу положений статьи 78 БК РФ использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Статья 78 БК РФ, определяя порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает возможность возврата таких субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3).

Данное правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 134-О).

С учетом приведенных правовых позиций Конституционного суда РФ, суд первой инстанции правомерно указал на добросовестное поведение ответчика при использовании

средств субсидии.

На протяжении всего периода времени с момента получения средств субсидии по день рассмотрения настоящего спора судом не установлено признаков того, что ответчик пытался воспользоваться средствами субсидии вопреки тем целям, для которых статьей 78 БК РФ предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки хозяйствующим субъектам.

Смысл установления в соглашении о предоставлении субсидии условий для возврата субсидии состоит в том, чтобы исключить факты недобросовестного поведения со стороны получателя субсидии, с тем, чтобы в результате отбора субсидию получил субъект хозяйственный деятельности, действительно соответствующий необходимым критериям, действующий открыто и прозрачно, предоставляющий достоверные сведения о себе в целях получения субсидии. А также такое правовое регулирование позволяет устранить последствия недобросовестного поведения получателя субсидии в случаях нецелевого использования средств субсидии.

Как установлено судом первой инстанции, а также подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, в данном случае ответчик соответствует всем предъявляемым требованиям к получателям субсидии, предоставленные им сведения для получения субсидии, были достоверны.

По результатам освоения предоставленной субсидии денежные средства ответчик использовал в соответствии с целевым назначением. При этом факт целевого расходования полученной субсидии администрация не оспорила.

Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Договор должен трактоваться с учетом действительной общей воли сторон.

Если буквальное значение содержащихся в соглашении слов и выражений не позволяет определить его содержание, применяется толкование путем выяснения действительной общей воли сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все сопутствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон (ч. 2 ст. 431 ГК РФ).

Согласно п. 3.1.1. соглашения получатель обязуется обеспечить непрекращение деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования города Братска по истечении 1 года со дня подписания Сторонами соглашения.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из буквального толкования условий соглашения от 21.10.2020 следует, что ИП ФИО1 обязался не прекращать предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение прибыли) на территории города Братска в течении 1 календарного года со дня подписания соглашения, то есть до 21.10.2021.

Из представленной истцом выписки из ЕГРИП на ИП ФИО1 следует, что ответчик является действующим предпринимателем, дата регистрации в качестве предпринимателя - 04.11.2004, сведений о том, что им прекращена предпринимательская деятельность, данные ЕГРИП не содержат.

В подтверждение того факта, что ответчик на протяжении года со дня подписания соглашения о получении субсидии осуществлял деятельность, как индивидуальный предприниматель, на территории г.Братска, ИП ФИО1 представлены в материалы дела: справки о численности сотрудников, об уплаченных налогах за 2019-2021 гг., договоры аренды нежилых помещений, в соответствии с которыми ответчик для ведения предпринимательской деятельности в г.Братск арендует помещения, расходные кассовые ордера и платежные поручения о перечислении денежных средств арендодателям по указанным договорам аренды, приказы о приме на работку сотрудников в его кафе в г.Братск, расчеты по страховым взносам, сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М, СЗВ-ТД, постановление прокурора г.Братска от 01.06.2021 о возбуждении в отношении ответчика дела об административном правонарушении о просрочке по выплате заработной платы сотруднику ответчика, в котором также указано, что фактически предпринимательскую деятельность ответчик осуществляет на территории г.Брастка, платежные поручения, подтверждающие сумму уплаченных в бюджет г.Братска за 2020 год налоговых отчислений, налоговые декларации (представлены через систему «Мой арбитр» 08.04.2022, 11.05.2022, 25.07.2022).

Таким образом, вопреки позиции Администрации, указанные документы подтвердили, что ответчиком исполнены пп. 3.1.1., 3.1.2. соглашения о предоставлении субсидии.

При этом суд первой инстанции верно указал, что ни Порядком предоставления субсидий, ни условиями соглашения не установлены требования о том, что ее получатель не вправе изменять регистрацию по месту жительства. Показатель в виде непрекращения предпринимательской деятельности на территории г.Братска ИП ФИО1 соблюден, что подтверждено указанными выше документами.

Довод истца, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по месту жительства и осуществляющий деятельность в другом субъекте Российской Федерации, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства вне зависимости от фактического места осуществления деятельности, предоставление субсидии при одновременном недополучении налоговых отчислений в бюджет г.Братска не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, также рассмотрен и правильно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.

Проанализировав Порядок предоставления субсидий №1511, муниципальную программу г.Братска «Стимулирование экономической активности на 2020 – 2024 гг.» (утверждена Постановлением №1732 от 08.11.2017) и соглашение о предоставлении субсидии от 21.10.2020, суд не установил, что получатель субсидии должен обеспечить поступление в бюджет г.Братск определенной суммы налоговых платежей. Меры поддержки, предоставленные в соответствии с Порядком предоставления субсидий №1511, муниципальной программой г.Братск «Стимулирование экономической активности на 2020 – 2024 гг.», направлены на повышение инвестиционной привлекательности города, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, развитие туризма.

В соответствии с п. 3.1.2. соглашения предусмотрено, что получатель субсидии до 01.05.2020 года, следующего за годом, в котором подписано соглашение, обязан предоставить в Администрацию копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников на предыдущий год», утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 29.03 2007 № ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников на предшествующий календарный год», за 2020 год с отметкой налоговых органов или подтверждением передачи указанной формы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; копии документов, подтверждающих сумму уплаченных в бюджет города Братска за 2020 год налоговых отчислений и арендной платы (выписка из банка или копии платежных поручений, квитанций об уплате, копии декларации по оплаченным в 2020 году земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогам, уплачиваемым в связи с Применением специальных режимов налогообложения).

Указанная обязанность исполнена предпринимателем, соответствующие документы были представлены в материалы дела («Мой арбитр» 25.07.2022). Предпринимателем в установленные сроки уплачиваются в бюджет налоги (УСНО и НДФЛ в качестве налогового агента), страховые взносы в ФСС, ПФР и ФОМС.

Кроме того, судом первой инстанции учтены следующие обстоятельства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, правовая природа субсидии предполагает использование ее не столько в качестве средства стимулирования осуществления предпринимательской деятельности в будущем, сколько в качестве средства возмещения уже произведенных расходов, связанных с организацией либо начальными этапами осуществления такой деятельности.

В настоящем случае предпринимателем в полной мере представлены доказательства организации и осуществления предпринимательской деятельности на территории г.Брастка, доказательства наличия понесенных в связи с этим затрат, в связи с чем требования администрации о возврате предоставленной субсидии в связи с неисполнением предпринимателем своих обязательств уже после получения субсидии противоречит правовой природе субсидии. Более того, доказательств неисполнения ответчиком таких обязательств администрацией не представлено.

Как было указано, пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.

Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.

Истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств, что бюджетные средства израсходованы получателем субсидии не по целевому назначению в соответствии с условиями данного договора.

Суд первой инстанции, учитывая социальную значимость рассматриваемого спора, правильно отметил, что обратное взыскание всей суммы субсидии по настоящему делу, которая для предпринимателя, являющегося субъектом малого предпринимательства, является значительной и, по своей сути, носила безвозвратный характер, может негативно отразиться на развитии собственного дела, фактически прекратить осуществление такой деятельности, что не согласуется с целями муниципальной программы «Стимулирование экономической активности», а также с целями и задачами Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В рассматриваемом случае при трактовке п. 3.1.1. соглашения о предоставлении субсидии, предлагаемого Администрацией, ответчик, в случае возложения на него обязанности вернуть субсидию, будет поставлен в неравные условия в отношениях с публичной властью, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован. Требование вернуть субсидию повлечет для ответчика такой ущерб, при котором ответчик в значительной степени лишался бы того, на что рассчитывал при получении субсидии. Применение заявленной меры ответственности в виде возвращения субсидии в полном объеме при установленных обстоятельствах реализации ответчиком запланированных мероприятий с очевидностью свидетельствует о нарушении соразмерности между допущенным нарушением и его последствиями, защищаемыми интересами публичной власти.

Кроме того, ответчик является субъектом малого и среднего предпринимательства, субсидия была ему предоставлена в октябре 2020 года, то есть в момент наиболее острой необходимости поддержки малого бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции.

Истец также указал, что ответчик нарушил п. 3.1.3 соглашения, не сообщив в течение 10 рабочих дней об изменении своего адреса регистрации.

Ответчик указал, что о смене адреса он действительно сообщил только 29.10.2021 письмом №13 (представлено через «Мой арбитр» 25.07.2022).

Однако, как верно указано судом первой инстанции, ссылка истца на п. 3.1.3 соглашения, как на основание для возврата субсидии, необоснованна, так как в п. 3.1.4 соглашения не содержится указания, что при нарушении п. 3.1.3. получатель обязан вернуть субсидию.

Кроме того, из материалов дела следует, что ответчиком указано, что он переехал на новое место жительства в г.Улан-Удэ, о чем в установленном порядке заявил в орган регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина. УФМС России по Республике Бурятия ФИО1 был зарегистрирован 22.03.2021 по новому месту жительства в г. Улан-Удэ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Из изложенного следует, что сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя содержатся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и предоставляются в виде выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения (пункт 3 статьи 5 Закона N 129-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно пункту 4 статьи 22.2 указанного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Положениями пункта 4 статьи 84 НК РФ установлено, что налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

По общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица. Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства.

Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.

Таким образом, в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе.

Судом первой инстанции установлено, что постановка ИП ФИО1 на налоговый учет в УФНС по Республике Бурятия осуществлена 25.10.2021, что следует из выписки из ЕГРИП, то есть по прошествии 1 года со дня подписания соглашения от 21.10.2020.

При этом при снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с изменением места жительства, не прекращается физическим лицом деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в силу ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, в том числе подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и их оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 августа 2022 года по делу №А10-817/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи Д.В.Басаев

Н.А.Корзова