ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-10138/16 от 24.08.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-10138/2016

28 августа 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителя

от заявителя: Синицына А.И. (доверенность от 01.10.2016 № 41),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области»

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2017,

принятое судьей Андриановым П.Ю., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017,

принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

по делу № А11-10138/2016

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» (ИНН: 3328485062, ОГРН: 1123328005382)

о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 28.09.2016 № 28-10-20/20-2739

и у с т а н о в и л :

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее – Управление, уполномоченный орган) от 28.09.2016 № 28-10-20/20-2739.

Решением суда первой инстанции от 09.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 3, 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статью 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), заявитель считает, что факт совершения бюджетного нарушения не доказан. По его мнению, исполнение предписания уполномоченного органа повлечет нарушение Федерального закона № 402-ФЗ. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.07.2016 № 275 уполномоченными лицами Управления с 19.07.2016 по 27.07.2016 проведена плановая выездная проверка использования Учреждением средств федерального бюджета на обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в 2015 году.

По результатам проверки составлен акт от 16.08.2016 и Учреждению выдано предписание от 28.09.2016 № 28-10-20/20-2739 с требованием возместить ущерб в сумме 1247 рублей 18 копеек.

Не согласившись с указанным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 34, 162 Кодекса, Постановлением № 23, Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 № 153 (далее – Инструкция № 153), Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Министерства Транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу в обжалуемой части, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании статьи 34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу статьи 162 Кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В пункте 23 Постановления № 23 разъяснено, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии с пунктом 40 Инструкции № 153 расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р введены в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Методические рекомендации).

В пункте 1 Методических рекомендаций указано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (пункт 2 Методических рекомендаций).

В пункте 4 Методических рекомендаций определено, что нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Пунктом 5 Методических рекомендаций предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 250 тысяч до одного миллиона человек – до 15 процентов, от 100 до 250 тысяч человек – до 10 процентов, от 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5 процентов.

Вместе с тем пунктом 6 Методических рекомендации установлено, что в случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2015 году финансирование Учреждения и подведомственных ему учреждений (филиалов) на обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами (далее по тексту – ГСМ) осуществлялось за счет средств федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа по КБК 18803020840049221340 в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в объеме 21 500 000 рублей, доведенными расходным расписанием от 30.12.2014 № 20, которые были зачислены на лицевой счет распорядителя бюджетных средств № 01281А75850.

Бюджетные ассигнования на обеспечение специальным топливом и ГСМ отражены в бюджетной смете от 31.12.2015, утвержденной врио начальника УМВД по Владимирской области О.Н. Лосевым в соответствии с доведенными лимитами в сумме 21 500 000 рублей.

Согласно сводному годовому отчету и отчету по Управлению вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (форма 0503127) по состоянию на 01.01.2016 в 2015 году кассовые расходы на обеспечение специальным топливом и ГСМ по КБК 18803020840049221340 составили 21 500 000 рублей.

Приказом от 14.01.2015 № 1 «Об утверждении норм расхода топлива на служебный автотранспорт ФГКУ УВО УМВД России по Владимирской области» (далее – Приказ № 1) установлены нормы расхода топлива по автомобилям: Ниссан – Альмера регистрационный знак О 892 ОМ 33-10,8 л./ 100 км; ВАЗ 219060, регистрационный знак О 180 ОМ 33-9,5 л./ 100 км.

Согласно представленному объяснению начальника ОМТиХО по городу Владимиру Александрова А.В. нормы расхода топлива по ВАЗ 219060 регистрационный знак О 180 ОМ 33 применялись на основании утвержденных норм для аналогичного автомобиля ЛАДА Гранда О 623 ПЕ.

Нормы расхода топлива в летний период, утвержденные Приказом № 1, были установлены с учетом повышающего коэффициента для работы автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 250 тысяч до одного миллиона человек в размере 14 % от базовой нормы, а именно: по автомобилю Ниссан – Альмера – 10,8 л/100 км (8,3 л/100 км базовая норма + 14% повышающий коэффициент + 10% эксплуатация более 8 лет + 7 % кондиционер); по автомобилю ВАЗ 219060-9,5 л./100 км (8,4 базовая норма + 14 % повышающий коэффициент).

Согласно представленным путевым листам указанные автотранспортные средства Учреждением эксплуатировались как за пределами населенных пунктов, где повышающий коэффициент не применяется, так и в населенных пунктах с численностью населения до 250 тысяч человек, где применяются иные повышающие коэффициенты, что предусматривает меньший расход средств федерального бюджета.

В ходе проверки Управление установило списание бензина АИ-95 по путевому листу автомобиля Ниссан – Альмера, регистрационный знак О 892 ОМ 33, на сумму 349 рублей 55 копеек, АИ-92 по путевому листу автомобиля ВАЗ 219060, регистрационный знак О 180 ОМ 33, на сумму 897 рублей 63 копейки.

С учетом изложенного Управление обоснованно исходило из неправомерного применения Учреждением повышающего коэффициента 14 процентов при эксплуатации автотранспорта вне границ города, а также в городах с численностью населения до 250 тысяч человек.

Расчет стоимости необоснованно списанного топлива выполнен Управлением исходя из определенных в соответствии с Методическими рекомендациями, базовыми нормами расхода топлива, стоимости топлива по контрактам, заключенным Учреждением, и представленных Учреждением путевых листов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало положениям действующего законодательства и не нарушало права и законные интересы Учреждения, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу № А11-10138/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева