АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А11-10364/2020
09 марта 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021
по делу № А11-10364/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
(ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)
о признании незаконными отказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области в предоставлении субсидии, содержащихся в сообщениях от 18.05.2020 № 201732, от 22.06.2020 № 1407418 и в письме от 20.08.2020 № 04-05-07/3193/3г/1,
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными отказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области (далее – Инспекция, налоговый орган) в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Правила № 576), содержащихся в сообщениях от 18.05.2020 № 201732, от 22.06.2020 № 1407418 и в письме от 20.08.2020 № 04-05-07/3193/3г/1.
Решением суда от 31.05.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подпункт «е» пункта 3 и пункт 4 Правил № 576. По его мнению, налоговый орган правомерно отказал Предпринимателю в предоставлении спорной субсидии. Согласно имеющимся сведениям, количество работников Предпринимателя в марте 2020 года составляло 28 человек, в апреле 2020 года – 25 человек. Таким образом, установлено снижение количества работников за апрель более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что исключает возможность предоставления субсидии.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд округа.
Определением от 15.02.2022 суд округа перенес дату и время рассмотрения кассационной жалобы Инспекции на 01.03.2022 на 10 часов 30 минут.
Представитель Инспекции в судебном заседании 01.03.2022 поддержал позицию по делу.
ИП ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ИП ФИО2 13.05.2020 обратилась в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 576, за апрель 2020 года.
По результатам рассмотрения заявления Инспекция отказала Предпринимателю в предоставлении субсидии (сообщение об отказе от 18.05.2020 № 201732) в связи с тем, что количество работников заявителя в месяце, за который испрашивается субсидия (апрель 2020 года), составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.
ИП ФИО2 22.06.2020 повторно обратилась в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 576, за апрель 2020 года, пояснив при этом, что численность сотрудников Предпринимателя в марте и апреле 2020 года оставалась неизменной, в подтверждение чего представил отчеты по форме СЗВ-ТД за март и апрель 2020 года.
Инспекция сообщением от 22.06.2020 № 1407418 повторно отказала в оказании мер государственной поддержки в связи с тем, что количество работников Предпринимателя в месяце, за который испрашивается субсидия (апрель 2020 года), составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.
Предприниматель 18.08.2020 вновь обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
В ответе от 20.08.2020 № 04-05-07/3193/3г/1 на данное обращение Инспекция указала на невозможность предоставления субсидии ввиду отсутствия достоверных сведений по количеству работников по состоянию на 01.07.2020, и невыполнения Предпринимателем пункта 3 Правил № 576.
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в ответе от 20.08.2020 № 11-08/929/3 г сообщило Предпринимателю об отсутствии оснований для признания незаконными сформированных в автоматическом режиме сообщений Инспекции от 18.05.2020 № 201732 и от 22.06.2020 № 1407418 об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов Инспекции, содержащихся в сообщениях от 18.05.2020 № 201732, от 22.06.2020 № 1407418 и в письме от 20.08.2020 № 04-05-07/3193/3г/1.
Руководствуясь статьями 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Правилами № 576, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа Предпринимателю в предоставлении субсидии, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил № 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр) в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно – получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил № 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица (личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2 (далее – заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии – организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В пункте 4 Правил № 576 установлено, что размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12130 рублей:
– на количество работников в марте 2020 года – в отношении организаций;
– на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, – в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, несет получатель субсидии.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года – с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил № 576).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что при вынесении решений об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года Инспекция исходила из представленных Предпринимателем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года, согласно которым количество работников заявителя в марте 2020 года составляло 28 человек, в апреле 2020 года – 25 человек.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом того, что 31.03.2020, 23.03.2020, 17.03.2020, 24.03.2020 Предприниматель прекратил трудовые отношения с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6; одновременно в марте 2020 года четыре человека были приняты на работу (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10; в апреле 2020 года уволен сотрудник ФИО11 по собственному желанию; 23.04.2020 принят на работу ФИО12; 31.03.2020 принят на работу ФИО13, который приступил к работе с 01.04.2020, однако с 24.02.2020 с данным работником трудовые отношения были прекращены по его собственной инициативе, суды первой и апелляционной инстанций установили, что фактически численность работников в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года у Предпринимателя не снизилась и без учета самого Предпринимателя составила в указанных месяцах 23 человека.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соблюдении Предпринимателем условия, установленного подпунктом «е» пункта 3 Правил № 576, для получения спорной субсидии.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу № А11-10364/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Е. Бердников
Судьи
О.А. Шемякина
Т.В. Шутикова